Тема урока: “СССР в середине 50 – середине 60 Х годов”.
Цель: урока: показать учащимся особенности и противоречивый характер экономических и социальных преобразований в СССР в рассматриваемый период; выяснить значимость и последствия проводимых реформ; продолжить развивать логическое и аналитическое мышление учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся; воспитать уважение к отечественной истории.
Оборудование урока: учебная карта “СССР в 50-60 гг.”, атласы по истории Отечества 11-го класса, мультимедийный диск по истории Отечества XX век; фотография надгробного памятника на могиле Н.С. Хрущева.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и приемы учебной деятельности с учащимися: беседа с учащимися, сообщения учащихся, обсуждение проблемных вопросов.
Эпиграф урока: “Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие..."
Н.С. Хрущев (из выступлений на ХХI съезде КПСС)
Ход урока.
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
11 сентября 1971 г на 77 году жизни умер пенсионер всесоюзного значения Н.С. Хрущев. Через несколько лет на его могиле была поставлена стела, выполненная скульптором Э. Неизвестным (показ фотографии с надгробным памятником).
Работая над памятником, Э.Неизвестный говорил: “Покойный при жизни испортил мне несколько лет, теперь сделает это и после смерти, но заказ я выполню, я сам этого хочу. Он стоит того”. (Рис.3)
Проблемный вопрос урока: “Какие особенности в деятельности Н.С. Хрущева хотел передать автор надгробного памятника?”
Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока, организуется просмотр мультимедийного диска “История Отечества XX век” , раздел 1954-1964гг.
1. Реформа промышленности.
Вопросы уч-ся:
– В чем состояла суть реформ промышленности, почему реформы носили противоречивый характер? Ответ аргументировать.
– Какие проблемы был призван решить отказ от отраслевой системы управления экономикой? Достигла ли своих целей административная реформа.
2. Реформа в области сельского хозяйства.
Вопрос уч-ся:
– Особенности реформ в сельском хозяйстве. Определить положительные и отрицательные последствия реформ.
По ходу просмотра мультимедийного диска учащиеся могут составить опорную схему.
“Экономика СССР в 1953-1964 гг.”
Рисунок 1.
- освоение целинных земель в Казахстане (с 1954г).
- повышение закупочных цен на с/х продукцию.
- снижение налогов на колхозы и колхозников (с 1953г).
- 1959г – принудительное выращивание кукурузы.
- 1959г – принудительный выкуп колхозами техники и МТС.
- 1958 – сокращение личных подсобных хозяйств колхозников .
- повышение цен на продовольствие.
- преимущественное финансирование легкой и пищевой промышленности.
- увеличение товаров массового потребления.
- сокращение темпов роста экономики.
- низкий уровень промышленного производства на душу населения.
Вопрос уч-ся: Определите последствия проводимых в стране реформ.
Вопрос о социальной политике можно рассмотреть в форме ролевой игры, сценарий которой учащиеся готовят заранее.
Участники игры: корреспондент журнала “Агитатор”, колхозница, горожанин – рабочий.
Задание учащимся: По ходу игры заполнить схему (макет схемы нарисован на доске).
Социальная сфера в 50-х – начале 60-х гг.
Рисунок 2.
Журналист. Все мы знаем, как улучшилась жизнь простых людей при дорогом Н.С. Хрущеве. А какие изменения произошли в вашей жизни.
Колхозница. Да, жизнь стала намного лучше! Особенно в 50-е гг., когда увеличили приусадебные участки в пять раз, снизили налоги в два раза, увеличили закупочные цены. Вот тогда-то мы и зажили. В конце 50-х гг. в нашем колхозе стали выдавать паспорта, но вскоре председатель – то наш паспорта у нас отобрал, а взамен выдал справки: чтобы колхозники из деревни в города не бежали. Дочь моя, правда, в город уехала, в институт поступила, живет в общежитии. А подружки ее деревенские кочуют с предприятия на предприятие, специальности ведь нет…
В 1964 г дали наконец колхозникам пенсии, но возраст не снизили. Проживи, попробуй, на пенсию в 32 рубля.
Вот Никита Сергеевич на съездах партии сказал, что будем строить коммунизм. Хорошее дело. Стали колхозы укреплять, отстающие колхозы передают сильным, образуют совхозы.
Скот решили выкупать к у крестьян… А на деле справку дали и скотину без всяких денег увели. Говорят, что при коммунизме свое хозяйство не нужно вести, все в магазине можно будет купить. И жизнь будет, не в деревнях, а в агрогородах каких-то, как городские. Хорошо бы все в магазине покупать, только продуктов в них нет, и денег тоже не хватает.
В городе, дочь пишет, люди с ночи за хлебом в очередях стоят. Говорят, зерно за границей покупать начали…Чудно это!
Журналист. Итак, жизнь наших колхозников улучшилась. А как дела у нашего героического рабочего класса?
Рабочий. Сам я приехал в город из деревни. Работаю на заводе ЗИЛ. Женат. Жена со мной на заводе работает. В этом году мы получили квартиру в Черемушках. Новый район, дома пятиэтажные. Квартира отдельная, большая, две комнаты. А нас всего-то четверо…Есть кухня своя, отдельная, большая, больше пяти квадратных метров. Но главное – это ванная комната. Написал в деревню - не верят. Раньше мы в коммуналке жили, к плите в очередь стояли, ванной пользовались по графику. Теперь другое дело!
Минимальную зарплату увеличили на 35% . Спасибо родной советской власти. Рабочую неделю сократили с 48 до 46 часов. Пенсии повысили в два раза, а пенсионный возраст на пять лет снизили. Женщины в 55 лет, мужчины в 60. Через двадцать лет обещают долги по госзаймам оплатить, но зато перестали требовать, чтобы госзаймы покупали обязательно. Сын в 9 классе учится. Раньше платить надо было за старшеклассника, а теперь – бесплатно. В городе так хорошо жить!
Выступление учащихся, проводивших среди участников школы соц.опрос.
Что в социальной политике Н.С. Хрущева вам понравилось больше всего?
Представление результатов в виде графика.
Закрепление изученного материала.
- Эпиграф урока. Какие вопросы поднял Н.С. Хрущев выступая на XXI съезде КПСС. Как поднятые вопросы решались.
- Почему Э. Неизвестный надгробный памятник на могиле Н.С. Хрущева выполнил в виде сочетаний черного и белого мрамора. Ответ аргументировать.
Заключительное слово учителя.
“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза…А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…”
М. Ромм (кинорежиссер)