Уроки обобщающего повторения в 5-х классах целесообразно проводить в занимательной форме, учитывая психологические возрастные особенности более эмоционального восприятия материала учащимися данного возраста.
Данный урок проводится в форме интеллектуальной игры-викторины.
Эта форма урока позволяет
обучить:
- выработке умений, навыков анализа и сравнения;
- закреплению в памяти фактического материала, усвоению определений и понятий;
- умению локализовать события в пространстве и времени;
- умению и навыкам как самостоятельной, так и коллективной работы.
развить:
- мышление учащихся;
- умение совершать логические операции (анализ, сравнение, обобщение фактов);
- умение связно и развернуто излагать факты;
- способность к активному мышлению.
воспитать:
- умение работать в коллективе;
- ответственность за успех команды;
Форма урока-викторины дает множество вариантов проверки, закрепления и повторения полученных знаний.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы, дух соперничества и сопереживания позволяет усилить эмоциональное восприятие изучаемого материала. Сочетание индивидуальных ответов и фронтальной беседы в виде исправлений и дополнений ответов одноклассников способствует более глубокому закреплению материала в памяти учащихся, выявляет и контролирует правильность усвоения материала, корректирует возможные неверные представления.
Благодаря нестандартности такой формы урока, вызванному им эмоционально-игровому состоянию и привлечению всех без исключения учащихся к плодотворной работе, удается привлечь активное внимание к изучению истории, наглядно показать необходимость глубоких, прочных знаний и самообразования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.
О проведении урока обобщающего повторения по теме “Западная Азия в древности” учащиеся предупреждаются заранее.
С учетом подготовленности и межличностных отношений формируются три команды. В каждой команде с учетом развития и индивидуальных особенностей определяется лидер (капитан).
Ведущий игры - учитель.
ХОД И ПРАВИЛА ИГРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ.
I конкурс: ВИКТОРИНА.
Сформулированные заранее вопросы на пронумерованных карточках раскладываются на игровом столе.
Капитаны каждой из трех команд поочередно выбирают карточку с заданием. Каждой команде на обсуждение вопроса дается не более одной минуты. По решению команды и капитана отвечает один из игроков, чей вариант ответа при обсуждении показался верным и наиболее полным.
Остальные команды внимательно, заслушивают ответ, в случае необходимости, вносят свои дополнения, уточнения или, в случае неверного ответа, предлагают свой вариант правильного ответа.
За каждый верный ответ команде начисляется 2 очка, за верный в принципе, но недостаточно полный ответ - 1 очко, за неверный - 0 очков.
Дополнения, внесенные другими командами, не оцениваются.
Решение о начислении очков принимается в соответствии с решением всего класса и ведущего игры (учителя).
Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению:
1. Назовите самые крупные города Двуречья. Из чего они строили дома? Почему?
2. Как в Двуречье использовались каналы?
3. Что общего в природных условиях Двуречья и Египта? В чем различия?
Царем какого государства был Хаммурапи? Как Хаммурапи понимал справедливое наказание для преступников?
5. Как Хаммурапи защищал рабов-должников?
6. Какими ремеслами славилась Финикия?
7. С какой целью Финикия основывала свои колонии?
Каким было основное занятие древних еврейских племен? Почему евреи оказались в Египте? (объясните, опираясь на библейские предания).
На земле какой страны было создано Израильское царство? Что вы знаете о природе этой страны?
Назовите второго царя Израильского царства. Какой город стал столицей
Израильского царства в годы его правления?
11. Кто был третьим царем Израильского царства? Чем примечательно его правление?
12.В чем преимущество железных орудий труда перед каменными и медными?
13.Чем была сильна ассирийская армия? Какие военные новшества применяли ассирийцы?
14.Какие древние страны вошли в состав Персидской державы?
15.Чему учили персы своих мальчиков (по свидетельству древнегреческого ученого Геродота)?
Каждая команда должна дать ответ на 5 карточек. Таким образом, наивысший балл, который может получить команда за участие в викторине- 10 баллов.
II конкурс: КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Капитаны команд одновременно у доски, где заранее для каждого выписаны соответствующие задания, решают задачу по соотнесению предложенных исторических понятий.
I команда: | Письменность --------- |
------------ Государство |
Клинопись | Египет | |
Иероглифы | Финикия | |
Алфавит | Двуречье | |
II команда: | Правитель ----------- |
------------- Государство |
Ашшурбанапал | Персидская держава | |
Кир | Израильское царство | |
Саул | Ассирийская держава | |
III команда: | Город ----------------- |
------------- Страна |
Библ | Двуречье | |
Вавилон | Финикия | |
Ниневия | Ассирия |
Наивысший балл конкурса капитанов – 3 балла.
III конкурс: ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.
За то время, пока капитаны у доски выполняют задания II конкурса, команды, оставшиеся без лидера,учавствуют в в конкурсе по знанию “исторического словарика”.
Каждая команда получает карточку с перечнем предлагаемых понятий и, подготовившись в течение 1 минуты, должна дать точные, полные и грамотно сформулирлванные определения предложенным терминам, понятиям и названиям.
К рассмотрению предлагаются следующие “словарные слова”:
I карточка:
1. Ефрат, Тигр
2. Шамаш
3. Ростовщик
4. Закон
II карточка:
1. Иштар
2 Заповеди.
3. Таран
4. Библия
III карточка:
1. Скрижали
2. Держава
3. Иордан
4. Кочевники
В каждой карточке по 4 понятия и, соответственно, за каждое верное определение начисляется по 1 баллу. Таким образом, наивысший балл III конкурса - 4 балла.
По завершении игры подсчитываются баллы, набранные каждой командой, исходя из чего выставляются оценки каждому учащемуся.
Наибольшее количество баллов, которое по результатам игры может набрать команда - 17.
Оценку “5” получают:
- участники команды набравшей наибольшее количество балов, но не менее 15-ти;
- наиболее активные и успешные игроки каждой команды.
Оценку “4” получают участники команды, набравшей от 14 до 12 баллов.
Оценку “3” получают участники команды, набравшей от 11 до 9 баллов.