Задачи:
- Дать характеристику России к н. 19в. (социально – экономическое, политическое положение) ;
- Продолжить формирование навыков работы в группах, умения составлять опорные схемы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Осуществлять патриотическое воспитание.
Оборудование:
1) Карта: “Россия с н. XIX в. по 1861 г. ”
2) Мультимедиа (Слайды с 1 –9)
3) Троицкий Н. А. “Лекции по русской истории”. Изд.
“Слово”. 2003 г.
4) “История Отечества в схемах”.
5) Задания по группам (6)
6) Учебник Буганов В. И, Зырянов П. Н. “История России к. XVII-XIX вв”. “Просвещение” 2003 г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Вступление: XIX век для России – один из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны – Россия в XIX в. – это пожизненная тюрьма для всех, населявших её народов (100 больших и малых народов) , которые изнывали под гнётом самодержавия, а до 1861 г. и крепостного права. Россия – это жандарм Европы, Глава Священного Союза монархов против народов, душитель восстаний и революций.
С другой – Россия XIX в. – это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения от декабристов до социал –демократов. Россия – это спасительница Европы от наполеоновской военщины и освободительница балканских народов от турецкого ига. Россия – создательница гениальных духовных ценностей, многие из которых остаются до сих пор непревзойдёнными: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев, И. Е. Репин и другие.
Этапы урока
№ этапа | Деятельность учителя | Формы, методы работы учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы работы учащихся |
1 | Сообщение темы и задач урока. | Показ слайда №1 | Уч-ся знакомятся с темой урока | Наблюдение |
2 | Распределение учащихся по группам | Задания по группам (задания прилагаются) | Уч-ся распределяются по группам | Обсуждение заданий |
3 | Рассматривается вопрос: “Территория и население России в н. XIX в. ” Вопрос уч-ся : В результате каких войн, и какие территории получила Россия? | Показ слайдов №2,3 | Уч-ся работают с картой и учебником стр.
115. Записывают новое понятие: Верста - 1,06км. Показывают на карте присоединённые земли (Крым, Сев. Причерноморье, Речь Посполитую) |
Ответы на вопрос: Население России 40 млн. Низкая плотность населения |
4 | Вопрос: “Религиозный состав населения” | Показ слайда №4 | Записывают в тетрадь: Многоконфессиональное государство-г – во, кот. исповедует различные религиозные учения. | Воспроизведение нового материала |
5 | Вопрос “Социальная структура” Что такое сословия? Какие сословия относятся к привилегированным? Какие имели привилегии? Имело ли привилегии казачество? |
Показ слайда№5 | Читают стр. 116-117, дают характеристику сословиям. | Составление схемы (каждая группа свою в тетрадях и на доске) |
6 | Вопрос “Пути сообщения и торговля” Какие отрасли развивались? Какой вид транспорта был наиболее развит? Рассказать об использовании грунтовых дорог. Назвать наиболее известные ярмарки. |
Помощь уч-ся | Работа с картой, чтение стр. 120-124 | Воспроизведение нового материала |
7 | Вопрос: “Города и промышленность” | Показ слайдов №6-7 | Работа с картой, чтение стр. 122-123 | Воспроизведение нового материала |
8 | Вопрос: “Политический строй России”. | Показ слайдов №8-9 | Работа с учебником стр. 123 | Составление схемы |
9 | Подведение итогов, оценка деятельности уч-ся | Коррекция опорных знаний | Рефлексия | Подведение итогов |
10 | Домашнее задание |
Задания по группам:
Группы 1 –3: Прочитать стр. 115-118 и ответить на вопросы:
Что такое сословие?
Характеристика сословий.
Какие сословия считаются привилегированными?
Составить схему: “Сословия в России н. 19в. ”
Группа№4: Вопрос: “Пути сообщения и торговля”.
Прочитать стр. 120-121 и ответить на вопросы:
1) Какие отрасли промышленности развивались?
2) Какой вид транспорта был наиболее развит? Охарактеризовать его.
3) Рассказать об использовании (транспортных) грунтовых дорог.
4) Как проходили ярмарки? Показать на карте наиболее известные.
Группа№5 Вопрос: “Города и промышленность”.
Прочитать стр. 119-122 и ответить на вопросы:
1) Дать характеристику городам. Показать на карте наиболее крупные.
2) Что такое промышленный переворот? Как он происходил в России?
3) Где и как использовался труд крепостных и вольнонаёмных рабочих?
Группа №6: Вопрос: “Политический строй России в н. XIX в”
Прочитать стр. 122-123.
Изобразить схематически политический строй России в н. XIX в.
Рефлексия
Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы.
Вопросы: | “5” | “4” | “3” | Ошибки |
1. Как я усвоил материал? | ||||
2. Получил прочные знания | ||||
3. Мало, что понял, необходимо поработать | ||||
4. Как я работал? Где допустил ошибки? | ||||
5. Со всеми заданиями справился сам | ||||
6. Не справился с частью заданий | ||||
7. Не все активно участвовали в обсуждении | ||||
8. Работа была неинтересная |