Цель:
Формирование начального представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.
Задачи:
Развивающие:
- Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.
- Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,
Образовательные:
Дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.
Воспитательные: способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.
Тип урока: Восприятие и осмысление новых знаний (в форме лабораторного занятия).
Оборудование:
- Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
- Атлас «История России для шестого класса»;
- Карта «Славяне и их соседи V-X в.;
- Исторические источники.
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.
Оформление доски:
План:
- Происхождение и расселение славянских племен.
- Занятие славян.
- Быт и нравы.
- Верование др. славян.
- Управление.
Вопрос урока: (Какие нравы, обычаи и традиции древних славян сохранились до наших дней.) на доске записывается в конце урока после обсуждения и подведения учащихся к самому вопросу.
Мы узнаем: Колонизация, язычество, идол, быт, нравы, вервь, вече.
Схема:
Ход урока
План |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент |
1. Приветствие. 2. Запись домашнего задания: п. № 8 уч. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Творческое задание: «И я там был, мед ведал и славянам удивлялся» |
1. Участие в приветствии 2. Запись д.з. |
II. Актуализация знаний по пред. теме. | 1. Напомните мне тему предыдущего урока. 2. Перед тем как познакомиться с новой темой, давайте поиграем в игру «Веселый мячик»приложение№1, с помощью которой мы вспомним материал предыдущего занятия. Мы с вами вместе отметим наиболее интересные вопросы ребят. 3. Анализ игры (вопросов и ответов учащихся). |
1. Введение в историю России.
Характеристика вспомогательных исторических
дисциплин и источников. 2. Учащийся при получении мячика отвечает на заданный вопрос, при передаче другому участнику задает свой вопрос по предыдущей теме. |
III. Переход к изучению нового материала. | 1. Сообщение темы занятия 2. Мотивация на выбор темы и формулировку: - Ребята, как вы думаете, почему для нас сегодня важно изучение данного материала. 3. Определение вида работы: -Ребята мы сегодня с вами будем проводить исследование по данной теме; цели и задачи занятия. Наша с вами задача в ходе исследования выяснить: (план урока). Обратите внимание, что сегодня не сформулирован вопрос занятия, по окончанию нашей с вами работы мы вместе должны будем это с вами сделать. 4. Знакомство с текстами на основе, которых организовано лабораторное занятие. 5. Разъяснение инструкций и требований: Исследование мы будем проводить в микрогруппах 4-5 человек. В конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам (см. план). Каждая группа получает карточку-задание исторический документ с примерными вопросами, с помощью которых вы должны составить краткий рассказ-выступление. Выполнить совместно задание, которое группа должна сдать в конце урока. Заполнить групповой лист –Выступление 3-4 минуты. Объяснение критерия оценок – приложение №2. Сегодня я буду в роли консультанта и координатора ваших действий. Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям.
|
1. Деление на группы. 2. Знакомство с раздаточным материалом. 3. При необходимости задают вопросы.
|
IV. Работа учащихся в группах | 1. Наблюдение за работой учащихся,
ответы на возникшие вопросы, координация
действий по необходимости 1 гр. - исследует вопрос расселения и происхождения славянских племен. Карточка-инструкция №1 приложение №3 2 гр. - исследует вопрос занятие славян. Карточка-инструкция №2 приложение №4. 3 гр. - исследует вопрос быт и нравы восточных славян. Карточка-инструкция №3 приложение №5. 4 гр. - исследует вопрос верования славянских племен. Карточка-инструкция №4 приложение №6 . 5 гр. - исследует вопрос управление в славянских племенах Карточка-инструкция №5 приложение №7. Время работы в группах – 10 минут. По окончанию работы гимнастика для глаз.( 2 мин) |
Работа учащихся в группах по алгоритму.
1. Выбор лидера группы. 2. Выбор хранителя времени. 3. Работа с документами (чтение, выбор главного) 4. Работа с вопросами. 5. Совместное обсуждение. 6. Выполнение задания. 7. Выбор выступающего. |
V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала | 1. Выступление 1 группы: - выступление учащегося с опережающим домашним заданием о «Повести временных лет» и ее авторе. 3 мин. Вопросы для совместного обсуждения: - используя карту, определите, на какие три ветви разделились восточные славяне в ходе своего расселения. - с какими племенными союзами они граничили. В ходе расселения мы видим процесс колонизации. - выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термин «Колонизация» и дать его определение). 2. Выступление 2 группы: - выступление учащегося с опережающим домашним заданием о Прокопии Кесарийском и о Маврикии Стратеге. Вопросы для совместного обсуждения: - как природа повлияла на занятия восточных славян. - заполнение схемы-таблицы. 3. Выступление 3 группы. - выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Нравы», «Обычаи», «Быт» и дать их определение). - какие внешние изменения произошли в облике современных славян, что могло повлиять на эти изменения. 4. Выступление 4 группы. - выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Язычество», «Идол» и дать их определение). - давайте найдем отличительные особенности современной славянской религии и верований славян в древности. 5. Выступление 5 группы. - выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Вервь», «Вече», «Народное ополчение» и дать их определение). - постарайтесь сравнить управление славян в древности и в современном обществе. |
Однобоже – Многобоже; строительство храмов – идолы; существование религиозных обрядов и праздников и т.д. |
VII . Подведение итогов. | Рефлексия 1. Какую тему мы сегодня с вами исследовали? 2. Подвести к формулировке вопроса урока. 3. Как вы думаете, почему нам с вами удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой? - как мы это делали? |