Цели урока:
Образовательная: повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, события, имена по истории России XVIII века;
Развивающая: развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить свой ответ на основе нескольких источников;
Воспитательная: способствовать развитию интереса к истории, воспитанию чувства патриотизма.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Форма урока: Игра «Умники и умницы».
Оборудование: портреты Петра I, Екатерины I, Петра II, Елизаветы Петровны, Анны Ивановны, Петра III.
В начале урока знакомлю учащихся с правилами игры.
Правила игры:
Каждый этап соревнования называется агоном, участники – агонистами. Остальные участники выступают теоретиками. Жюри называется ареопаг. В состав жюри входят учащиеся, которые занимаются на «отлично». Если агонист не может дать правильный ответ, то на вопрос отвечает теоретик, первым поднявший руку. В каждом агоне участвуют по три агониста. Каждый из них имеет право выбрать дорожку. Для этого проводится конкурс «Розыгрыш дорожек». На зелёной дорожке четыре этапа, ошибиться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками. На жёлтой дорожке три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. Красная дорожка – два этапа, но на ней нельзя ошибаться. Если агонист ошибся, то становится теоретиком. Если он правильно ответил на два вопроса, то агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают теоретики.
1 АГОН- «Пётр 1».
Розыгрыш дорожек: 1) Назовите родителей Петра I (Наталья Кирилловна Нарышкина и Алексей Михайлович Романов)
2) Под каким именем Пётр I ездил в Европу с «Великим посольством»? (Пётр Михайлов)
3) Когда был основан Санкт-Петербург? (16 мая 1703г)
4) Какое сражение Пётр I называл «матерью Полтавской битвы»? (битва при Лесной 1708г)
5) Какая государственная награда была учреждена Петром I в 1699г? (орден Святого апостола Андрея Первозванного)
6) Назовите первые гвардейские полки. (Семёновский и Преображенский)
7) Сколько классов (рангов) включала в себя «Табель о рангах»? (14 классов)
8) Назовите ближайших друзей и соратников Петра I.(Ф. Лефорт, А. Меньшиков, П.Гордон, Апраксин, Головин, Головкин, Ромодановский).
«Зелёная дорожка».
1 вопрос: Как известно, после Азовских походов Пётр отправляется в Европу. Расскажите о составе и целях «Великого посольства».
Ответ: Состав посольства – свыше 250 человек, во главе – Лефорт, Головин, Возницын. Официальная цель-подтверждение антитурецкого союза, но, поскольку союзники России вели переговоры с Турцией о мире, Россия начинает искать возможных союзников для борьбы со Швецией, а также вскоре после окончания «посольства» начинает с Турцией переговоры о долгосрочном перемирии.
2 вопрос: Северная война шла между Россией и Швецией 21 год. Назовите наиболее крупные сражения этой войны.
Ответ: 1701 год – сражение под Эрестфером, 1704 г-Нарва, 1708 – деревня Лесная, 1709г – Полтавская битва, 1714г – мыс Гангут.
3 вопрос: Кто был учителем Петра I?
Ответ: Думный дъяк Никита Зотов.
4 вопрос: В 1714г Пётр издаёт указ о единонаследии, который касался дворянских семей. В чём суть этого указа?
Ответ: По этому указу было запрещено дробить дворянские имения при передаче их по наследству. Имение могло передаваться лишь одному сыну, прочие же должны были добывать себе средства на жизнь службой. Купить имение младшие дети могли лишь после того, как они послужат 7 лет. Различия между вотчиной и поместьем ликвидировались.
«Красная дорожка».
1 вопрос: В 1722 году Пётр принимает «Устав о наследии престола», который покончил с вековым порядком передачи престола от отца к сыну. Что послужило поводом к принятию такого указа?
Ответ: В 1719 умер второй сын Петра I, рождённый в 1715 году - царевич Пётр Петрович. Наследником должен был стать внук царя - Пётр Алексеевич. Пётр этого не хотел. Поэтому в 1722г и принимает «Устав о наследии престола».
2 вопрос: Кто такие фискалы?
Ответ: Фискалы – тайные агенты, осуществлявшие надзор за деятельностью должностных лиц. Фискал получал Ѕ штрафа, наложенного на уличённого им преступника.
«Жёлтая дорожка».
1 вопрос: Как известно, Пётр I скончался в 1725г. После его смерти начинается борьба за престол. Претендентов было несколько. Некоторых из них поддерживали дворянские группировки. Назовите, пожалуйста, претендентов на российский престол (прямых наследников Петра).
Ответ: 1) Екатерина I,
2) дети царевича Алексея (Пётр и Наталья),
3) дети Петра I и Екатерины I (Анна и Елизавета).
2 вопрос: Северная война требовала огромных средств. Источником их накопления стали постоянно растущие налоги. Налоги распределялись по дворам. Крестьяне и посадские, чтобы уменьшить уплату податей, нередко поселялись вместе по нескольку семей и жили одним двором. В 1718-24г проводилась перепись населения. В 1724г все налоги заменили единой подушной податью. Каков был размер подушной подати?
Ответ: 74 копейки с помещичьего крестьянина, 1 рубль 14 копеек с посадского человека или государственного крестьянина.
3 вопрос: 26 июня 1718 года умер царевич Алексей. Версия, что он был задушен после многочисленных пыток. В чём обвиняли царевича Алексея?
Ответ: В государственной измене.
2 АГОН - «Дворцовые перевороты».
Розыгрыш дорожек:
1) Назовите настоящее имя Екатерины I (Марта Скавронская)
2) Кем приходился Пётр III Елизавете Петровне? (племянник, сын родной сестры Елизаветы, Анны Петровны).
3) Назовите союзников России в Северной войне. (Дания, Саксония)
4) Кто из правителей(правительниц) России открыл эпоху «дворцовых переворотов»? (Екатерина I)
5) Чин какого класса «Табели о рангах» нужно было получить, чтобы стать дворянином?
6) При какой императрице отменили смертную казнь в России?(Елизавета)
7) Кем приходилась Анна Ивановна Петру I?(племянница, дочь брата Ивана)
«Зелёная дорожка»
1 вопрос: Между какими дворянскими группировками развернулась борьба за власть после смерти Петра I и кого из претендентов на трон они поддерживали?
Ответ: Претендентами на престол были: Екатерина I (её поддерживали новая знать во главе с А.Д. Меньшиковым и гвардия, которой она выдала из собственных средств жалованье за 16 месяцев) и Пётр Алексеевич (внук Петра I), его поддерживали аристократы во главе с князем Голицыным.
2 вопрос: С 1730г страной управляла Анна Ивановна. Верховный тайный совет хотел, чтобы она правила по определённым условиям (кондициям). Что позволило ей отказаться от кондиций?
Ответ: 25 февраля 1730г Анна Ивановна получила петицию за подписью 166 дворян с просьбой отменить кондиции. Они не хотели, чтобы страной управлял Верховный тайный совет.
3 вопрос: Какие мероприятия провела Елизавета во время своего правления?
Ответ: Восстановила роль Сената, помещикам поручила собирать подушную подать с крестьян, разрешила продавать крестьян для сдачи их в рекруты, ликвидировала внутренние таможни, основала Университет и Академию художеств, профессиональный театр.
4 вопрос; С 1756 по 1762г шла Семилетняя война с Пруссией. Чем она закончилась для России?
Ответ: В мае 1762г Пётр III от имени России заключает с Пруссией мирный договор, по условиям которого Россия возвращает бывшему теперь уже противнику все завоёванные территории и становится её союзником в борьбе с Австрией. В июне 1762г, после прихода к власти Екатерины II, договор с Пруссией аннулирован.
«Жёлтая дорожка».
1 вопрос: Почему Анна Ивановна представлялась членам Верховного тайного совета наиболее предпочтительной кандидатурой на русский престол?
Ответ: Анна Ивановна не была связана ни с одной группировкой при петербургском дворе. При ней можно воли себе прибавить.
2 вопрос: Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол?
Ответ: Гвардия и финансовая поддержка Швеции и Франции.
3 вопрос: В литературе бытует мнение, что Пётр III не занимался государственными делами, был глуп, любил выпить, армию хотел переделать на прусский манер. Но Пётр III разработал несколько законопроектов, которые потом воплотила в жизнь Екатерина II. Назовите эти указы.
Ответ: Секуляризация церковных земель, «Манифест о вольности дворянской», основные положения которого Екатерина воплотит в «Жалованной грамоте дворянству».
«Красная дорожка».
1 вопрос: Что такое кондиции? Какие кондиции предлагалось подписать Анне Ивановне?
Ответ: Кондиции – это условия. Анна Ивановна не должна была выходить замуж, назначать наследника престола, не решать самостоятельно важнейшие дела из области внутренней и внешней политики (объявлять войну, заключать мир, жаловать высшие чины, вотчины, вводить налоги), войсками и гвардией тоже должен ведать Верховный тайный совет.
2 вопрос: Какие цели преследовала Швеция, начав войну с Россией в 1741г?
Ответ: Швеция хотела пересмотреть условия Ништадтского мира 1721г (возвратить потерянные территории).