Чтобы хорошо учиться, ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо, чтобы была высокая мотивация к учебе, достаточные знания об окружающем мире, развитое мышление, память, устная речь.
Все это я стараюсь развивать у ребенка на уроках логопедии и во внеурочной деятельности.
В этом мне очень помогает использование информационных технологий.
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, так как задания на компьютере готовятся заранее и в нужный момент демонстрируются для выполнения ученикам. Раньше приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро и качественно, подготовить урок на любую тему. Обязательные правила при использовании ИКТ на уроках (особенно в коррекционной школе) – дозировка и частая смена деятельности учащихся.
Применение ИКТ на уроках логопедии и внеклассных мероприятиях позволяет мне решить следующие задачи:
- повысить мотивацию детей к учению;
- повысить эффективность коррекционного обучения;
- углубить знания об окружающем мире, пополнить активный словарь детей;
- активизировать познавательную деятельность, внимание, мышление;
- активизировать умственную деятельность, операции анализа и синтеза;
- расширить возможности работы с наглядным материалом.
Используя информационные компьютерные технологии при проведении логопедической работы, я убедилась в том, что учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
В работу учителя логопеда входит проведение не только уроков, но и логопедических утренников, конкурсов чтецов.
Предлагаю учебные материалы, которые помогут закрепить навыки звукобуквенного анализа слов, будут способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи, обогатят словарный запас детей, активизируют познавательную деятельность, повысят мотивацию к учебе.
Учебные материалы состоят из презентаций к урокам логопедии, краткого описания, конспектов.
Перечень материалов
Уроки логопедии:
- Тема: “Звуки и буквы Ы – И”.
- Тема: “ Звуки и буквы Г – К”.
Считаю, что данные материалы будут интересны не только практикующим логопедам школ и детских садов, но и учителям начальных классов. Ведь у нас стоят общие задачи – научить ребенка говорить, читать, писать, думать.
Логопедический урок. Тема: “Звуки и буквы Ы – И”
Презентация 1
Цель: закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах Ы – И.
Задачи.
- Учить дифференцировать гласные Ы – И на слух и при письме.
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, мелкую моторику, устную и письменную речь детей.
- Воспитывать интерес к логопедическим урокам.
Краткое описание:
При подготовке к уроку использовала программы Power Point и программу звукозаписи. В течение урока дети выполняют различные задания по дифференциации звуков и букв Ы – И.
Очень повышается интерес к уроку, когда дети с экрана слышат, как сказочные герои рассказывают стихи и поют частушки о тех звуках и буквах, которые они проходят. В презентации использованы звуковые файлы из игры “Баба-Яга учится читать” ООО “МедиаХауз Паблишинг”
К работе прилагается конспект. Приложение 1
Логопедический урок. Тема: “ Звуки и буквы Г – К”
Презентация 2
Цель: закрепление знаний детей о согласных звуках и буквах Г– К.
Задачи.
- Учить различать звуки и буквы Г – К на слух и при письме.
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, сообразительность, память.
- Пополнять активный словарь, развивать речь детей.
- Воспитывать интерес к логопедическим урокам, желание говорить правильно, писать грамотно.
Краткое описание:
При подготовке к уроку использовала программу Power Point.
Урок задуман в форме интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”, где вопросы для команды знатоков (учащихся) задают педагоги, работающие с ними, и даже директор школы! Вопросы оцениваются денежной валютой, “гориками”, которая действует в школьной детской организации “Страна Красногория”. Для детей это еще и возможность заработать дополнительные баллы к соревнованию.
К работе прилагается конспект Приложение 2
Применение данных материалов в моей практике дает положительную динамику. Для оценки этой динамики было проведено анкетирование, разработанное мною.
Детям была предложена анкета.
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1. | Нравятся или нет тебе уроки логопедии? | Да Нет Не очень |
2. | С каким настроением ты идешь на урок, если знаешь, что урок будет с компьютером? | |
3. | Какие уроки проходят интереснее, с компьютером (+) или без (-) | + - |
Была опрошена группа учащихся, 4 человека.
Обработка анкет показала:
1. По первому вопросу: да – 2 чел., нет – 1 чел., не очень – 1 чел.
Вывод: Не всем детям нравится ходить на логопедию.
2. По второму вопросу:
Все 4 чел. отметили 100%
Вывод: Дети с удовольствием идут на уроки логопедии, если используется ИКТ.
3. По третьему вопросу:
+ 4 чел. (100 %), - 0 чел. (0 %).
Вывод: Уроки с применением ИКТ нравятся всем без исключения больше, чем обычные уроки.
Таким образом, мы видим, что у 100 % детей интерес к урокам логопедии, проводимых с использованием ИКТ, повышается, следовательно, повышается мотивация к учебе.
Используя информационные компьютерные технологии при проведении логопедической работы, я убедилась в том, что учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. У детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Использование ИКТ в логопедической работе влияет и на рост моей профессиональной компетентности, позволяет сделать уроки современными.