Цели урока:
- развивать ловкость и быстроту движений в эстафетах, координацию движений в беге, развивать устойчивое равновесие.
- повторить и закрепить правила поведения человека в природе.
- сформировать основные правила поведения на природе, у водоёмов, и умение применять их случае чрезвычайных ситуаций.
- учить детей быстро и организованно строиться, занимать свои места по сигналу учителя, соблюдать правила игры, оказывать взаимопомощь, уважать друг друга.
- провести инструктаж о правилах игры, учитывая физические и возрастные особенности учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: групповой, игровой, соревновательный, индивидуальный.
Место проведения: спортивный зал.
Основные термины и понятия:
Рюкзак, костер, пожар, спасательный круг.
Оборудование и материалы: конверты с заданиями, гимнастическое бревно, маты, мячи, рюкзаки, бумажный мешок, кухонный инвентарь.
Вводная часть. Построение. Рапорт.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
– Наша сегодняшняя встреча необычная. Вам, ребята, для сегодняшнего нетрадиционного урока очень понадобятся дружба, смекалка, сообразительность и находчивость. Именно сейчас вы превратитесь из простых ребят в самых настоящих туристов.
– Кто из вас ходил в поход?
– А кто такие туристы? Почему нельзя ходить одним в лес?
– И так мы с вами отправляемся в лес…. (ходьба по кругу, упражнения для коррекции ходьбы)
“Длинные ноги”. По команде: “Длинные ноги идут по дороге” ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: “Короткие ножки идут по дорожке” ходьба в полу приседе.
– Кто шагает дружно в ряд?
Туристический отряд!
Одолеет кто дорогу?
Кто всегда шагает в ногу!
Ну, а если вдруг беда?
Не сдадимся никогда!
Если вдруг комар укусит?
Никогда турист не струсит.
Ну, а если вдруг медведь?
Вместе будем песни петь! [рис.1.]
[рис.2.]
– Заходим в лес, идём по полянке. Что растёт слева? (повороты налево), Что растёт справа? (повороты направо)
– А на поляне растут ягоды (собираем ягоды) – наклоны.
– А сейчас мы можем пройти только боком, правое плечо вперёд– переставными шагами. (по кругу)
Мы с вами попали в чащу, надо наклониться и пройти – прошли!
А впереди ручей, [рис.3.] нам надо перейти через него по бревну, (голову подняли, руки в стороны) МОЛОДЦЫ!
– А впереди болото, надо перейти по кочкам (прыгаем по кочкам) – Болото перешли – идём дальше. Услышали треск, наверное, это мишка, а мы испугались и побежали, (бег по кругу). А теперь по тропинке, (бег зигзагом). – Вот вы и на полянке – (пофантазировали – лес, птицы). Немного отдохнули.
- (Ребята слышат птичьи голоса). [рис. 4.]
- Расчёт на первый – второй, делимся на две команды. – Желаем участникам соревнований удачи и успехов. А если кто и проиграет, запомни: у нас нет проигравших – все спортсмены. Выбираем капитанов. Ребята, вас ждут серьёзные испытания!
Инструктаж: (Как вести себя во время соревнований)
– Слушать внимательно команды учителя. – Не шуметь и не отвлекаться, если хотите победить. – Помогать друг другу, соблюдать дистанцию во время бега.
1) Задание для капитанов. Придумать соответствующее название для команды.
2) Задание по карточкам “Собери рюкзак в поход”.
Соревнуются три человека от команды. Они получают рюкзаки, за 1 минуту должны отобрать только нужное для похода.
[рис. 5.]
3) Задание: “Перенеси мешок”. Для игры необходим бумажный мешок высотой не менее 60 см, в который для устойчивости можно поместить что – то нетяжелое. Каждый игрок наклоняясь, не сгибая коленей, зубами поднимает мешок и переставляет в сторону соседа. Игра усложняется, от мешка отрезают полоску – 10 см и так далее. Кто быстрее? – А в лесу вдруг дождь пошел, Я за хворостом пошел, Получился у меня Не горящий тип костра.
4) Задание: “Собираем дрова для костра” (с закрытыми глазами, кто быстрее?)
(Можно использовать кегли)
– Ребята, дрова вы собрали, а теперь нужно разжечь костёр.
– Как и где нужно разводить костёр? (отвечаем по очереди)
1) Нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду. 2) Разводить огонь ближе к водоёму…..
НЕ ЗАБУДЬ ПОТУШИТЬ КОСТЁР!
5) Задание: Тушим пожар! [рис.6]
– У каждой команды ведро, участники по очереди бегут за водой, ведро с водой передают следующим игрокам из рук в руки, последний тушит огонь и бежит за водой и так далее.
Кто быстрее? [рис. 7.]
Но если пламя уже разгорелось и вы видите, что с ним не справиться, немедленно уходите в ту сторону, откуда дует ветер. – Задание: “ Водочерпалка”.
Надо столовая ложка, глубокие тарелки и литровые банки. Тарелка с водой устанавливается в 2-3 м. от линии старта, лучше поставить ее на табурет. А пустая банка устанавливается на повороте. Первый бежит с ложкой к тарелке, зачерпывает ею воду и двигается к банке, чтобы вылить воду туда. Затем возвращается назад.
- Кто быстрее?
6) Ребята, пока вы тушили пожар, вы сильно испачкались. Что нужно сделать?
– Нужно умыться.
– Идём на речку! [рис.8.] КТО из вас умеет плавать?
– Какие правила личной безопасности вы должны соблюдать на воде?
– Спасти утопающего непросто, даже взрослому. Первое, что вы должны сделать, увидев тонущего человека – кричать! “Человек тонет!” – Как вы можете помочь тонущему? (ответы детей)
7) Следующий конкурс “Переправляемся через реку, бросаем спасательный круг!”.
[рис.9.]
(Использовать обруч, по сигналу учителя игроки команд одновременно переправляются на другой берег и пытаются передать – прокатить обруч следующему игроку на противоположную сторону и так далее) – Все ребята переправились, никто не утонул. Вы помогли друг другу! МОЛОДЦЫ!
[рис.10.]
8) Устанавливаем палатку. – Кто быстрее? (участники должны по очереди продвигаться ползком, первый становится в конце палатки, а второй продолжает продвигаться вперёд и так далее)
9) – В лесу у нас много зверей. И все они чем – то питаются. Следующий конкурс: Белочка, несущая орех. Приготовить для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному волейбольному мячу. Обручи расположить на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Причем они могут лежать не на прямой линии. Задача белочки пронести орех – волейбольный мяч, прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворота и обратно, (можно 2-3 мяча дать). По ходу соревнований за каждое задание победителю выставляются очки.
10) Выполнить упражнения на внимание и восстановление дыхания.
11) Подведение итогов. Кто сегодня победил? (ДРУЖБА!) – Какое правило нужно соблюдать в экстремальных ситуациях? (не поддаваться панике), объявление оценок.
12) Домашнее задание: Повторить упражнение для коррекции плоской спины “Лодочка”, “Пловец” – Отдыхать все на природе Очень любим мы всегда, Веселее, чем в походе, Не бывает никогда.