Уроки, связанные с обобщением, контролем и оценкой усвоенных знаний, очень часто вызывают у большинства учащихся с проблемами слуха и речи повышенную настороженность. Даже когда учащиеся имеют устойчивые знания по предмету, любая проверка, сопровождающаяся выставлением оценок, может привести к негативной реакции со стороны школьников. Многие при подготовке к такому уроку могут “скатываться” в формальное заучивание фактов, дат, понятий. Учащиеся не доверяют себе, не уверены в собственных знаниях, не используют всех возможностей собственной личности, ориентируются только на получение хорошей отметки. На данном этапе обучения они не могут полноценно самореализоваться. Задача учителя: способствовать развитию личностного потенциала учащегося, развивать его творческие способности.
В современной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, используя технологию игровых форм обучения.
Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов: от дошкольников до старшеклассников. Через игру решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра только на первый взгляд кажется легким и беззаботным видом деятельности. На самом деле любой участвующий в игре должен отдать максимум своей энергии, активности, самостоятельности, ума, выдержки, чтобы добиться положительного результата.
В старших классах интеллектуальные игры познавательного характера являются составной частью внеурочной работы учащихся. Элементы игровых форм обучения в специальной школе активно используются на уроках, даже в старших классах. Они позволяют активизировать познавательную деятельность, уменьшить стрессовые нагрузки на учащихся.
Предлагаемый урок по творчеству А.Блока не является единственной формой оценки качества знаний учащихся. Но, как показывает опыт, эффективность от такого урока-игры в несколько раз выше, чем от урока в традиционной форме.
В подготовке к уроку принимают участие школьники параллельных классов или учащиеся двух старших классов. Учащиеся каждого класса независимо друг от друга подготавливают варианты вопросов и предлагают форму литературной викторины для учащихся параллельного класса. С помощью учителя информация обобщается, вопросы литературной игры оформляются в виде презентации. (Презентация 1) При составлении кроссворда учитель также использует вопросы, предложенные учащимися. (Презентация 2) В уроке по творчеству Блока представлена игра “Счастливый случай”, но в зависимости от содержания вопросов литературная викторина может быть представлена и в иных формах.
Учащиеся обобщают полученные знания, подготавливают собственные презентации по творчеству поэта. (Приложение 1) На выступления учащихся на уроке отводится специальное время в начале урока. Работы являются отчетом по творчеству Блока, помогая более слабым учащимся восстановить в памяти изученный материал, активно участвовать в игре. Класс в процессе игры делится на две команды, им предлагаются вопросы викторины. В обсуждении ответов принимают участие все участники команды. Членами жюри обычно выступают учащиеся параллельного класса, которые участвовали в подготовке вопросов викторины и кроссворда.
Уровень предложенного материала может показаться слишком легким для учащихся старших классов, но надо иметь в виду, что данный урок проводится в специальной школе. Такая форма урока не предполагает выяснения более глубоких и фундаментальных знаний по творчеству поэта. Урок-игра направлен на активизацию творческого мышления учащихся, на вовлечение их в процесс познания, на развитие умений ориентироваться в необычных игровых ситуациях. Одна из задач урока: снижение негативной реакции, которая возникает у многих учащихся от уроков, связанных с оценкой их уровня знаний.
Подобная форма обобщения и систематизации знаний в виде урока-игры может быть использована и в массовой общеобразовательной школе в более слабых классах и в классах коррекции.
Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала о жизни и творчестве А.Блока в форме игры.
Задачи.
Образовательные.
Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве А.Блока.
Развивающие.
Развивать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.
Развивать умение быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные.
Воспитывать любовь к литературе и художественному слову, прививать интерес к творчеству великих писателей.
Повышать познавательную и творческую активность учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Нетрадиционная технология урока: перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.
Форма работы: работа в группах (командах).
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, литературная игра и кроссворд по творчеству А.Блока в виде авторских презентаций, призы, грамоты победителям.
Ход урока
Организационный момент. (Приветствие классу)
Мотивация
- Сегодня мы будем играть. Вы удивлены? Почему?
- Потому что готовились к контрольной работе по творчеству Александра Блока.
- Её не будет.
- Мы будем повторять все то, что мы узнали о жизни и творчестве великого поэта, но будем это делать, играя и соревнуясь.
- Поэтому нам необходимо быть очень внимательными и активными.
- Как в любой игре, для того чтобы победить, нужно хорошо тренироваться.
Пригласим наших тренеров.
Актуализация опорных знаний.
Выступления тренеров (учащихся с подготовленными презентациями о жизни и творчестве А.Блока).
Учащиеся делают краткие сообщения по своим презентациям о жизни и творчестве А.Блока. (Остальные учащиеся участвуют в обсуждении полученной информации).
Темы презентаций:
- детские годы поэта;
- гимназия, университет, раннее творчество Блока;
- тема “страшного мира” в лирике Блока;
- тема России в творчестве поэта.
- Спасибо нашим тренерам. Думаю, что мы готовы к игре. Вы смотрели телевизионную передачу “Своя игра”, но мы немного изменим правила. Итак, мы начинаем “Свою игру”. (Презентация 1)
Основная часть.
Ход игры
Правила игры.
- Все учащиеся делятся на две команды.
- Команды продумывают название команды, выбирают капитана.
- Вопросы команды выбирают самостоятельно (тему и номер вопроса). Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников.
- За каждый правильный ответ присуждается персональный балл команде и члену команды, который дал правильный ответ. В конце игры баллы суммируются.
- Каждый правильный ответ – 1 балл.
- В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся параллельных или старших классов.
- На игровом поле вы видите темы вопросов. (Слайд № 4)
- В каждой теме по 5 вопросов. Каждая команда может выбрать любую тему и номер вопроса. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
Темы и вопросы.
I. Александр Блок. (Страницы биографии). (Слайды
№ 6-10)
II. Афоризмы. (Слайды № 11-15)
Дополните изречения (высказывания) Блока. Как вы их понимаете?
- “И снова бой! Покой нам только ….”.
- “Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир ….”
- “..Узнаю тебя жизнь, принимаю
И приветствую звоном …”. - “Только влюбленный имеет право на звание …”
- “И старый мир, как пес безродный
Стоит за ним, поджавши …”.
III. Добавим красок. (Слайды № 16-20)
Определите: какие цвета или цветовые оттенки использует Блок в этих стихотворениях?
1. “Вхожу я в . . . храмы”^
- серые,
- темные,
- светлые.
2, “Я любил твое . . . платье”:
- красное,
- белое,
- яркое
3. “Ты в . . плащ печально завернулась”:
- серебристый,
- синий,
- серый.
4. “И в . . . окнах засмеются”:
- черных,
- темных,
- желтых.
5. “..И странной близостью закованный,
Смотрю за ….. вуаль”.
IV. Ребусы. (Слайды № 21–25)
Какие названия поэм и стихотворений Блока здесь зашифрованы?
1. “Двенадцать”.
2. “Соловьиный сад”.
3. “Скифы”.
4. “Снежная маска”.
5. “Кармен”.
V. Редакторы. (Дополните строки) (Слайды № 26–30)
Подумайте и вставьте пропущенные слова в стихотворения Блока?
1. “Мы встречались с тобой на … (реке, восходе, озере, закате).
2. “Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось … прошла” (жизнь, молодость, любовь, радость).
3. “Весь горизонт в огне, и близко появленье, но странно мне: изменишь . . . ты” (образ, облик, вид, очертание).
4. “Ночь, улица, фонарь, . . . (ресторан, библиотека, аптека, дискотека)”.
5. “Твои мне песни ветровые - Как … первые любви!” (грезы, розы, слезы, мечты).
- Вы большие молодцы!
- Для определения лидера нашей игры мы будем решать кроссворд. Каждый из вас имеет шанс принести дополнительный балл своей команде. Удачи!
VI . Кроссворд (по творчеству А.Блока.) (Презентация 2). (Слайды № 1–12)
“В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты
Подходят люди к воротам…”
Рефлексия.
Поэтический мир А. Блока, как всякого великого поэта, удивителен и непредсказуем.
Понравилось ли вам играть?
Какая форма повторения его замечательных произведений вам понравилась больше: игра или кроссворд? Почему?
Какие вопросы вам были наиболее интересны? Почему?
Все ли о чем мы говорили на уроке, было вам известно?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
О каком периоде жизни или творчества поэта вам хотелось бы узнать больше?
Какие стихи Блока вам хотелось бы перечитать или прочитать в первый раз?
Подведение итогов.
Сегодня в игровой форме мы подвели итог изучению творчества А.Блока, которое, безусловно, является шедевром русской классической поэзии начала 20 века. Удивительные, таинственные и метущиеся герои лирики поэта вошли в историю. А на сегодняшнем уроке героями нашего времени стали именно вы. Спасибо всем!
Церемония награждения.
Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Выясняется мнение капитана и команды о самом активном участнике игры.
Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.
Тема: урок-игра, посвященная жизни и творчеству А.Блока
(для учащихся 11 класса)
Таблица для оформления урока
Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 мин. | Организационный момент | Приветствие классу |
Приветствие |
2 мин. | Мотивация | Определение темы и цели урока. Настрой учащихся на игру. | Слушают вступительное слово учителя. |
9 мин. | Актуализация | Организация выступлений учащихся по заранее подготовленным презентациям. (Приложение 1) | Визуальное восприятие, участие в обсуждении. |
20 мин. | Обобщение и систематизация знаний в форме игры. | Сообщение правил игры.
Организация команд. Координация работы учащихся, проверка правильности ответов на вопросы. Показ слайдов № 4-30 презентации “Своя игра”. Показ слайдов № 1-12 кроссворда по творчеству А. Блока |
Учащиеся группируются в команды
(выбирают капитана, предлагают вариант названия
команды). Учащиеся в команде выбирают тему и номер вопроса, обсуждают варианты ответов на предложенные вопросы, выбирают правильный ответ. |
3 мин. | Рефлексия | Выяснение впечатлений учащихся от игры. | Участие в обсуждении, обмен мнениями. |
2 мин. | Подведение итогов | Подведение итогов урока | Визуальное восприятие |
3 мин. | Церемония награждения | Объявление результатов игры. Участие в награждении команды-победительницы и самых активных участников игры. |
Определение самых активных
игроков команды. Участие в награждении. |