Индивидуальное занятие по формированию произносительных навыков у учащихся с нарушением слуха. Тема: "Автоматизация звука [с]"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • закрепить произнесение звука [с] в позиции сочетания с гласными в слогах, словах, предложениях;
  • формировать умения на слух и слухозрительно опознавать материал
  • относящегося к организации занятия;
  • учить выполнять поручения;
  • коррегировать высоту голоса;
  • повторить материал по лексической теме: “Фрукты”;
  • воспитывать интерес к речи, поощрять желания говорить выразительно, естественно, реализуя произносительные умения и навыки.

Оборудование: аппаратура индивидуального пользования для кабинетной работы речевой тренажер “АКФОН” (УНИТОН-ТР), таблички со словами, картинками, учебная компьютерная программа для начинающих “Учите русский”.

Ход урока

I. Организационный момент:

- Надень наушники (Я взял(а) наушники. Я надел(а) наушники).

Настройка речевого тренажера “АКФОН”.

- Здравствуй (Здравствуйте, Нина Сергеевна).

- Будешь читать, писать, слушать, говорить. Что ты будешь делать?

(Я буду читать, писать, слушать, говорить).

II. Работа над произносительными навыками.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению речевого материала.

- Артикуляционная гимнастика для губ, языка на звук [с].

- Дыхательные упражнения:

  1. вдох-выдох ртом;
  2. вдох-выдох носом;
  3. вдох ртом, выдох носом.
  4. вдох носом, выдох ртом.

- Упражнения для коррекции голоса:

  1. О______о _____о_____О_________о
  2. А_______а______а_________А_____
  3. О______а_______А_____о______А_____О

 

III. Упражнения для закрепления произношения звука [с] с опорой на звукоусиливающую аппаратуру.

Цель: овладение учащимся произношением звука [с] и введением его в речь.

- Будешь читать. (Я буду читать).

Чтение слогов:

Си-се-ся ; ась-ось-усь.

Чтение чистоговорок:

Си-си-си- гуси.
Ся-ся-ся – поросята.
Ось-ось-ось – лось.
Ень-ень-ень – сирень.
Ась-ась-ась – карась.

- Будешь слушать. (Я буду слушать). Слушание чистоговорок.

- Будешь дополнять предложения. (Я буду дополнять предложения).

У мальчика _________.

В лесу ___________.

На лугу ___________.

- Будешь подбирать картинки к предложениям. (Я буду подбирать картинки к предложениям).

- Будешь слушать предложения. (Я буду слушать предложения).

- Будешь выполнять поручения. (Я буду выполнять поручения).

Положи тетрадь перед собой; (Я положил(а) тетрадь перед собой.)

Справа положи ручку; (Справа я положил(а) ручку).

Слева положи карандаш. (Слева я положил(а) карандаш).

- Запиши число. (Я записал(а) число).

IV. Работа над развитием словарного запаса.

Цель: повторить материал по теме: “Фрукты”, развивать слуховое восприятие по данной теме.

Картинный диктант: яблоко, мандарин, груша, виноград – это фрукты.

Развитие мыслительной деятельности: вычленение четвёртого лишнего

(помидор). Закрепление понятий овощи, фрукты.

Развитие слухового восприятия с использованием компьютерной программы “Учите русский”.

- Будешь выполнять поручения. (Я буду выполнять поручения).

Встань слева от стола. Я встал(а) слева от стола.

(Выполнения физкультминутки).

V. Закрепление материала по теме: “Осень”.

Цель: закрепить материал по теме: “Осень”.

-Будешь отвечать на вопросы. (Я буду отвечать на вопросы).

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень).

Назови осенние месяцы. (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь ).

Уточнение понятий ранняя и поздняя осень.

Показ картинки. Какая это осень? (Это поздняя осень.)

Характеристика поздней осени, подбор прилагательных к существительным по данной теме. Запись двух предложений по данной теме, деление слов на слоги в этих предложениях.

VI. Подведение итогов.

-Что ты делал(а) на занятии? (Я читал(а), писал(а), слушал(а), говорил(а))

- До свидания. (До свидания Нина Сергеевна).