ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель урока: обобщение знаний по экономике, развитие мышления, воспитание взаимопомощи и взаимовыручки, корректирование связной речи.
Урок-игра будет состоять из 7 туров. Класс делится на 2 группы. Оценивание будем проводить друг друга вместе. За правильные ответы – жетоны. Кто наберет больше жетонов тот и победит.
II. Актуализация ЗУН.
III. Игра.
Тур 1. Девиз: “Желаний никогда своих не умеряем; имея что-нибудь мы лучшего желаем” (М.М.Херасков)
Каждая команда получает по 2 карточки с заданиями. Напишите правильный ответ и объясните его. Время на выполнение 3-5 мин.
1. Какие потребности людей выполняли следующие предметы:
а) горшочек каши – потребность в пище;
б) живительный порошок – потребность в медицине;
в) золотая антилопа – потребность в деньгах;
г) цветик –семицветик – исполнение любых желаний;
д) золотая рыбка –исполнение желаний.
2. Без каких потребностей невозможно прожить:
а) в классе – дружбы и взаимовыручки;
б) на необитаемом острове – пищи, одежды, жилища, орудий труда;
в) в лесу – воды, пищи, одежды, жилища;
г) в семье – любви, дружбы, уважения, взаимопомощи;
д) в горах – воды, специального снаряжения, пищи, одежды.
3. Почему нельзя удовлетворить все потребности человека – потому что потребностей много, а ресурсы ограничены.
4. Какой вред могли принести человеку следующие волшебные предметы и почему:
а) шапка-невидимка – можно безнаказанно совершать безнравственные поступки, так как никто не видит;
б) молодильные яблоки – нарушают закономерность развития человека: каждому возрасту свое время;
в) сапоги-скороходы – не развиваются другие виды транспорта, человек становится ленивым;
г) скатерть-самобранка – развивается лень и обжорство;
д) волшебная лампа – человеку не надо стремиться к чему – либо, так как лампа выполняет все его желания.
5. Какие потребности есть у учеников –потребность в знаниях, умениях, навыках.
Проверка ответов. За правильный ответ – жетон.
Тур 2. Девиз: “Что написано пером – не вырубишь топором”.
Необходимо придумать название предприятию или учреждению и написать, какие товары и услуги они производят или продают.
Время выполнения задания 5 мин. Учитывается оригинальность задания.
МЕТАЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД, МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ, АПТЕКА, ХЛЕБОКОМБИНАТ, МОЛОКОЗАВОД, МАГАЗИН ОДЕЖДЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МАГАЗИН, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, РЕСТОРАН, КАФЕ, ЗАВОД КОНСЕРВОВ ИЗ ФРУКТОВ.
Варианты выполнения данного задания:
Металлургический завод “Металлист” производит: листовое железо, чугун, сталь, катанку, литье металлоконструкций.
Мастерская по ремонту бытовой техники “Электрон” оказывает услуги по ремонту: телевизоров, холодильников, пылесосов, магнитофонов, компьютеров.
Аптека “Доктор Айболит”; продает: лекарственные средства, шприцы, вату, средства первой необходимости, лечебную косметику.
Хлебокомбинат “Пышка” производит: булочки хлеб ржаной, пшеничный, кондитерские изделия.
Молокозавод “Сметанка” производит: молоко, сметану, творог, кефир, масло.
Магазин одежды “Золушка” продает: одежду для подростков, футболки, школьную форму, головные уборы и т.д..
Хозяйственный магазин “Хозяюшка” продает: посуду, мыло, порошок, краску, самовары, утюги.
Кафе “Уралочка” угощает посетителей: вкусными обедами, легкими завтраками, пирожками, различными пирожными.
Парикмахерская “Лада” оказывает услуги: по стрижки, завивки, укладке и завивке волос, маникюр, выполнение причесок на торжества.
Завод консервов из фруктов “Ассорти” производит: компоты, повидло, пюре фруктовое для детского питания, желе, джемы.
Ресторан “Анастасия” угощает посетителей: обедами, сладостями к чаю, устраивает корпоративные вечера и приемы.
Проверка задания. За каждый правильный ответ – жетон. Также отдельный жетон за оригинальность.
Тур 3. Девиз: “Думай, дерзай, выигрывай!”
Нужно разгадать ребусы.
Каждая команда получает по 5 ребусов и разгадывает их. Необходимо разгадать ребус и объяснить значение слова.
Время для разгадывания 5 мин.
Проверка задания: жетон вручается только в том случае, если дано объяснение отгаданному слову.
Тур 4. Девиз “Сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок!”
Необходимо решить задачу с использованием старинных денежных единиц.
ПОЛУШКА – 1/4 КОПЕЙКИ
АЛТЫН – 3 КОПЕЙКИ
ГРИВЕННИК – 10 КОПЕЕК
ПОЛТИНА –50 КОПЕЕК
Время выполнения задания 10 минут.
- Иван-царевич взял из казны 100 руб и купил: кафтан за 100 алтын; парчи на 100 гривенников; мед за 50 алтын. Сколько денег у него осталось? (85, 80 руб).
- Налоговая инспекция собрала налоги с: медведя -100 полушек; лисы – 10 гривенников; белки – 15 алтын. С кого взяли налог больше всех? (С лисы – 100 коп).
- Марья – кудесница пошла на базар купить себе товары для вышивания. Она купила: волшебную ткань за 2 полтины; золотые нитки за 5 гривенников; наперсток – помощничек за 4 полушки. Сколько денег израсходовала Марья-кудесница? (51 коп).
- Собираясь в дорогу, чтобы спасти Елену Прекрасную, Иван – царевич купил на базаре лук и стрелы за 50 алтын, а коня за 2 рубля. У Бабы-Яги он приобрел шапку-невидимку за 40 полушек и волшебный клубочек за 15 гривенников. Сколько денег потратил Иван – царевич? (5 руб. 10 коп).
- Царь – батюшка отпустил дочку свою Василису Премудрую на ярмарку и дал ей 20 рублей. Василиса решила купить: 4 леденца по 5 копеек за штуку; 2 цветные ленты по гривеннику за каждую; отрез парчовой ткани (2 м) за 4 полтинника за метр; яблок молодильных за 400 полушек; серебряное блюдечко с наливным яблочком за 200 алтын. Хватит ли у неё денег на все покупки? (Да. Василиса израсходовала 11 руб. 40 коп., и у неё осталос 8 руб. 60 коп).
Проверка выполнения: за правильный ответ – жетон.
Тур 5. Девиз “По лесенкам поскачи, правильный ответ найди!”
Отгадай кроссворд и впишите ответы в “лесенку”.
- Какой огромный сказочный герой переносил предметы и людей в любое место, выполняя желания? (Джин)
- Как называется использование чужого имущества на определенный срок за оплату? (Аренда)
- Какое волшебное слово мы говорим в благодарность за что – либо? (Спасибо)
- Назовите сказочный предмет, который накормит вас кашей? (Горшочек)
- Какое волшебное слово мы говорим, добиваясь выполнения своих желаний? (Пожалуйста)
- Кто помог старухе купить корыто? (Золотая рыбка)
- Какой сказочный предмет смог бы вас быстро перенести в любое место? (Ковёр самолёт)
- С помощью какого предмета вы могли бы появляться незамеченным где угодно? (Шапка – невидимка)
- Как звали сказочную героиню, которая очень много знала и умела? (Василиса Премудрая)
Время выполнения 5 мин.
Проверка выполнения задания: за правильные ответы – жетоны.
Тур 6. Девиз “Без букв и слова нету!”
Необходимо подумать и расшифровать слова, добавив буквы.
Время на обдумывание 3 мин. Необходимо назвать слово и объяснить его значение. За правильный ответ – жетон.
к |
н |
у |
р |
н |
я |
Конкуренция
а |
у |
к |
н |
Аукцион
б |
з |
а |
о |
т |
ы |
й |
Безработный
э |
н |
и |
а |
Экономика
л |
з |
г |
Лизинг
т |
в |
р |
Товар
а |
р |
н |
а |
т |
р |
Арендатор
д |
ц |
и |
т |
Дефицит
в |
к |
е |
ь |
Вексель
б |
р |
р |
Бартер
т |
г |
в |
я |
Торговля
з |
а |
п |
а |
а |
Зарплата
ц |
а |
Цена
в |
ю |
а |
Валюта
Тур 7. Девиз “Не подумаешь – не победишь!”
Составить как можно больше слов из слов “СЕБЕСТОИМОСТЬ” и “КОНКУРЕНЦИЯ”.
IV. Итог урока.
- Итог игры, подсчет жетонов. Награждение.
- Что мы делали на уроке? Что узнали нового? Что вспомнили?