Русский язык
-
Внимание, предлоги!. 7-й класс 2011
Это повторительно-обобщающий урок, проведенный в нестандартной форме (заседание клуба знатоков), способствующий повышению уровня познавательной активности и мотивации учащихся.
-
"Вода, вода, кругом вода…" 2008
Представлено интегрированное занятие, призванное показать ученикам, что мир, в котором мы живем, удивительно интересен, многообразен. Он представляет собой единую, целостную систему. Разговор о таком уникальном веществе, как вода, способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса, развитию устной и письменной речи. Урок рекомендуется проводить как обобщающе-повторительный в начале или в конце учебного года в 7–8-х классах.
-
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.
-
Возвратные и невозвратные глаголы 2015
Данный урок является уроком первичного предъявления новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы. На уроке применялись различные формы работы: фронтальная и индивидуальная.
-
Возможности презентации как блок-схемы. Блок-схема "Фонетика" 2014
Сегодня презентации к уроку дают возможность представить тему в динамике, включить моменты исследования в блок-схему, показать сам процесс "развития" лингвистического материала. Представляю коллегам такую презентацию по теме "Фонетика". Её можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении, подготовке к экзамену в 9-м классе.
-
Возможности программы "Govorilka" и уроки русского языка, литературы 2011
Соматическое здоровье учеников, уровень физической работоспособности через призму эндогенных и некоторых экзогенных факторов (особенно с нарушением зрения) заставляет педагога учитывать особенности памяти, внимания, темпа усвоения, уровня понимания и мн. др. Программа «Govorilka» представляет возможность оказания дифференцированной помощи таким ученикам.
-
Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2010
На уроке используются художественные формы рефлексии: эссе, синквейны. В лаконичной форме обучающиеся описывают суть понятия, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
Возможность использования документов совместного редактирования для достижения метапредметных результатов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла 2017
В статье рассматриваются возможности использования сервисов сети Интернет, в частности, документов совместного редактирования, для достижения метапредметных результатов обучения. Подробно рассказывается о применении Google-документов (текстовый документ, таблица, презентация) и wiki-страниц, приводятся примеры заданий для организации индивидуальной и групповой работы на уроке и во внеурочное время. Анализируются преимущества и недостатки названных сервисов.
-
Волшебная сила имен прилагательных (конспект урока) 2008
Урок развития речи: "Употребление имён прилагательных в речи". В результате изучения темы формируется устойчивое представление о полифункциональности имён прилагательных, что обуславливает богатые возможности их употребления. В ходе работы ребята знакомятся с основными функциями имен прилагательных в речи: точностью, описательной образностью, эмоциональной оценочностью, стилевой дифференциацией.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Вопрос о модальных словах в русском языке 2020
Модальные слова в вузовской учебной литературе выделяются в качестве особого морфологического класса с середины XX века. В лингвометодической традиции школьных учебников они до сих пор рассматриваются только в синтаксисе, в составе вводных компонентов (слова, словосочетания и предложения), что представляется вполне целесообразным и оправданным ввиду спорности выделения модальных слов как морфологического класса.
-
Вопросы изучения антропонимики на уроках русского языка 2010
Разговор об имени собственном можно вести с ребятами чуть ли не на каждом уроке как русского языка, так и литературы. Работа предполагает познакомить учеников с антропонимической системой русского языка.
-
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы 2021
В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В статье рассматриваются примеры из опыта работы по формированию данных понятий о обучающихся с учетом специфики довузовского учебного заведения Министерства обороны.
-
Воспитание гражданственности, патриотизма 2017
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
-
Воспитание духовности у учащихся через систему внеклассных мероприятий (из опыта работы учителя русского языка и литературы) 2020
Внеклассная работа по литературе способствует формированию различных компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найти дело по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия, при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся.
-
Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка 2011
Статья является результатом многолетнего поиска и размышления на волнующий вопрос: «Как воспитать интерес у учащихся к изучению русского языка». Для решения этой задачи необходима новизна урока, его необычность, новые приемы, методы и способы подачи нового материала: нестандартные задания, ТРИЗ (теория и решение изобретательных задач), эмоциональная атмосфера на уроках, и самое главное – заинтересованность самого учителя в проведении подобных уроков.
-
Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка 2008
В преподавании русского языка особое значение приобретает воспитание интереса к предмету у каждого ребенка. Особенно это важно, когда ты работаешь в многонациональной школе, где русский язык является вторым родным языком. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты.
-
Воспитание познавательного интереса к родному языку через увлекательное исследование на уроке со словарями в 5-м классе 2012
Воспитывать познавательный интерес к родному языку лучше всего включением каждого учащегося в познавательную деятельность. Заинтересовать его – основная задача, которая ставится на уроке, чтобы разнообразить учебно-воспитательный процесс.
-
Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка 2008
Выбор этой темы - результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными. Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно этой работы. Это принцип добровольного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
-
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы 2008
Любовь к своей Родине проявляется и в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в соблюдении этических и коммуникативных норм. Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героизм, патриотизм, самоотверженность нашли отражение в поэтических произведениях о войне.
-
Воспитание юных интеллектуалов через клубные формы работы 2004
Привлечение учащихся начальной школы к поисковой , исследовательской деятельности рассматривается как один из перспективных путей развития интеллекта. Клубная форма организации познавательного процесса позволяет в наибольшей степени раскрыть таланты ученика, развить интеллектуальные способности младшего школьника. Предлагаемая методическая разработка заседаний клуба "Знатоки" для учащихся 3-4 классов посвящена теме "Великий, могучий русский язык".
-
Воспитательное значение текста на уроках русского языка 2008
Обращение к истокам культурного, исторического опыта является характерным свойством языкового сообщества. Объектом внимания могут стать как отдельные факты, извлекаемые из глубины истории, так и целые пласты культуры народа. В языковой обиход вновь возвращаются культурологические и соответствующие лингвистические элементы, возрождаемые в силу тех или иных причин (потребность художественной литературы, социальная необходимость, желание автора), знаменующих определенные сдвиги общественного сознания. Отражение этих процессов в лингвистическом зеркале естественно и закономерно.
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы) 2020
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К сожалению, для современного школьника характерны бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора и мн.др. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы. В данной статье автор раскрывает эффективные методы и приемы воспитывающих воздействий на уроках русского языка и литературы.
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы) 2021
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К сожалению, для современного школьника характерны бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора и мн.др. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы. В данной статье автор раскрывает эффективные методы и приемы воспитывающих воздействий на уроках русского языка и литературы.
-
"Восхождение на вершину Фразеологии" 2011
Презентация к заключительному уроку по теме "Фразеология в 6-м классе "Восхождение на вершину горы Фразеология"". Данную презентацию можно использовать для проведения интерактивной игры. Эта интересная форма работы привлекает огромный интерес ребят к теме.
-
Времена глагола. 5-й класс 2011
Разработка направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся: умение определять время глагола, различать грамматические признаки временных форм, употреблять их в письменной и устной речи. Урок проводится с учетом программы для национальных школ с русским неродным языком обучения и возрастных особенностей учеников.
-
Времена года в русской поэзии 2007
Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.
-
"Время выбрало нас…" (Ко Дню памяти воинов-интернационалистов). Урок-практикум по решению заданий ЕГЭ (10-й класс) 2009
Тема участия нашей страны в афганской войне была и остаётся актуальной до настоящего времени. Каким бы ни было личное мнение каждого из нас относительно решения о вводе войск - наше отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, должно быть пронизано глубочайшим уважением.
-
«…Все было мрак и вихорь» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Опыт лингвостилистического анализа текста 2021
В конспекте урока представлен опыт лингвостилистического анализа текста на материале пушкинской прозы. Исследование синтаксической структуры текста проводится в единстве с выявлением других особенностей художественной структуры, связанных с отбором и ролью изобразительных средств, словоупотреблением. Проведение урока целесообразно при обобщении знаний по разделу «Синтаксис».