Воспитание духовности у учащихся через систему внеклассных мероприятий (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Классы: 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: воспитание, праздник, культура, музей, воспитание патриотизма, духовность


Воспитательная работа – это комплексный процесс воспитывающего воздействия на ребёнка и подростка в процессе учебной, профилактической и культурно-досуговой деятельности.

Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные культурные символы и другие, значимые для человека образы.

Если поразмыслить над тем, что такое духовность, то можно прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. И что бы нам ни внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? 

Внеклассная работа по литературе способствует формированию различных компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найтидело по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия, при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся. Система подготовки и проведения мероприятий создана на основе опыта работы.

Цели внеклассной работы по литературе в моей практике:

  • духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка;
  • приобщение учащихся к системе национальных и общечеловеческих культурных ценностей;
  • выявление творческих детей для участия в конкурсах чтецов, конкурсах творческих работ.

Задачи:

  • развивать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, которые помогут учащимся определить личностный смысл, научат понимать друг друга и уважать любую индивидуальность;
  • формировать коммуникативные компетенции учащихся: способность вступать в контакт, вести диалог, дискуссию, готовность решать коммуникативные задачи;
  • владение устным общением;
  • развивать компетенции личностного самосовершенствования: способность обучаться на протяжении всей жизни;
  • научить общению с другими учащимися, родителями, педагогами, сформировать навыки организации продуктивного взаимодействия между людьми.

Данные цели реализуются в следующих направлениях работы:

  • формирование духовной личности;
  • развитие самодеятельности воспитанников на базе создания ситуации успеха, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно-ценных и личностно-значимых целей;
  • поощрять внимание детей к родителям.

Условия, при выполнении которых эффективна работа: обеспечение психологической защищённости учащихся; развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями; создание благоприятных условий для развития и самореализации; успешность детей в учебной деятельности.

Основные формы и методы организации работы осуществляются через практические занятия, коммуникативные игры, подготовка сценариев, видеороликов, участие в различных мероприятиях и др.

Для достижения поставленных целей и задач я выполнила следующую работу:

Внеклассные мероприятия Цель мероприятия Основное содержание
«Дорогою Добра» (в рамках предметной недели)

Здоровье для человека – одна из главных ценностей полноценной счастливой жизни.

Сегодня мы будем с вами говорить о здоровье духовном, нравственном.

Доброта всегда идёт от души. Притча «Три Я». (Назовите основную мысль (проблему) притчи одним предложением).

Презентация «Больничное окно» (у автора).

«Буриме» (составить четверостишия).

«Послание будущему поколению».

«Копилка добрых слов»

«Музей одного дня» (в рамках предметной недели)

познакомить с творчеством детских писателей Сибири, с меценатами города Иркутска, декабристами Сибири, а также главным героем журнала «Сибирячок»; привить любовь к родному краю, природе, окружающим людям.

Путешествие по земле Иркутской.

  1. Декабристы в Сибири.
  2. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский.
  3. Меценаты города Иркутска (В.П. Сукачев, М.В. Сибиряков, П.Ф. Медведников и др.).
  4. Детские писатели Сибири (В. Распутин, Г. Михасенко, Ю.Е. Черных и др.).

Дети инсценируют сказки.

Игра-загадки, географические названия (Иркутская область). Легенда. Чение стихотворений.

Конкурсы.

«От экологии планеты к экологии души» (в рамках предметной недели)

Экологическое воспитание подрастающего поколения

Говоря о воспитании духовности, мы не забываем и о воспитании бережного отношения к природе. Готовили инсценирование. Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк. Ребятам предлагались разные задания, например, из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости по отношению к природе; загадки - легенды о растениях; «Экологическое лото» – собрать пословицы; сочинить четверостишия, используя предложенные слова о защите природы; по данному началу продолжить «предсказание» погоды; определить автора строк о природе. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)

«Мы помним. Мы гордимся»

Патриотическое воспитание. Воспитание гордости за свою ю страну, уважения ветеранов.

Участие в параде Победы, шествие в бессмертном полку,экскурсия к Вечному огню,

С днём Матери (видеопоздравления)

Определение личностных способностей, развитие способностей понимать друг друга, уважать

Подготовка сценария, запись видеоролика – поздравления учащихся для мам.

Поздравление пап, учителей-мужчин (видеопоздравления)

Подготовка сценария, запись видеоролика – поздравления учащихся для пап.

Поздравления с 8 Марта (видеопоздравления)

Подготовка сценария, запись видеоролика – поздравления учащихся.

Учитель литературы, решая задачи воспитания, должен опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Итогом данной работы можно считать успешное развитие творческого потенциала детей:

  • успешно участвуют в конкурсах чтецов, представляют на конкурсы творческие работы, используют задатки актёрского мастерства на уроках при инсценировании, помогают писать сценарии мероприятий;
  • положительные результаты взаимодействия детей и родителей;
  • дальнейшее самоопределение; успешная социализация.

Для достижений каких-либо положительных результатов надо воспитывать детей через различные мероприятия, создавать условия, в которых они могут быть успешными и востребованными, поощрять их за достигнутые жизненные успехи.

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.