Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по разделу синтаксис, актуализировать знания по синтаксической стилистике; показать мастерство писателя в создании художественного образа, выявить особенности стиля А.С.Пушкина, способствовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенции, формировать профессиональную компетентность обучающихся, воспитывать внимательное отношение к языку и слову писателя, уважение к родной культуре.
Тип урока: интегрированный урок-исследование.
Технологии, применяемые на занятии: технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», презентация.
Используемая литература
- Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.Е. Русский язык. ч.2, М.: АльянС, 2020.
- Твардовский А.Т., Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). Собрание сочинений Т. 5 - 1980
Ход урока
Работа с эпиграфом
Сегодня мы с вами проведём необычный урок - урок русской словесности, а эпиграфом к нему предлагаю взять слова Александра Трифоновича Твардовского о Пушкине.
«У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.
Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.
Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!»
Создание проблемной ситуации
- Почему повесть А.С.Пушкина произвела на К.Г.Паустовского такое сильное впечатление? (на слайде)
- В этом нам предстоит разобраться.
Анализ текста
- Вспомните, как называется глава, в которой автор воссоздает картину снежной бури? («Вожатый»).
- Какой смысл заложен в ее названии?
Глава «Вожатый» связана со всей повестью. Пушкин дает понять, что вожатый - это не просто человек, который помог Петру Гриневу выйти из бури, он вожатый в широком смысле слова, Пушкин предвещает, что этот человек будет вождем, то есть самым главным в восстании.
- Вожатый неожиданно возникает в повествовании. В чем же необычность его появления?
Вожатый появляется как бы из бури, несшей смерть путникам; его появление кажется необыкновенным, символическим в снежной степи, когда кружит буран.
- Что такое «буран»? Подберите синоним к этому слову.
Снежная буря, метель в степи, вьюга (на слайде).
- Давайте прочитаем описание бурана и попытаемся понять, в чем заключается и как достигается сила воздействия пушкинского слова.
Выразительное чтение отрывка из текста.
- Каковы ваши впечатления от прочитанного?
- Каков стиль данного текста?
Художественный.
- На чем сосредоточено внимание автора? Что для него является главным в изображении?
Показано изменение состояния природы, главное здесь - действие, динамика.
- Слова, какой части речи преобладают в описании? Приведите примеры.
Глаголы (на слайде).
- Какое изобразительно-выразительное средство усиливает ощущение снежной стихии?
Метафора «небо смешалось со снежным морем».
- Найдите другие известные вам средства изобразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения.
- Их мало. Тогда за счет чего создается столь выразительная картина?
За счет синтаксиса.
Пушкин использует сначала пространные, затем и короткие предложения, что создает эффект внезапности, стремительности происходящего.
- Посмотрите, каких предложений, простых или сложных, больше в прочитанном отрывке?
Простых (на слайде).
- Почему автор использует именно простые предложения, отрывистые фразы?
Для динамичности сюжета, для передачи быстроты изображаемых явлений.
- Приведите примеры, прочитайте.
- Но простые предложения Пушкин чередует со сложными. Давайте их найдем и прочитаем.
- Прочитайте предложение на слайде: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». «Ветер завыл, сделалась метель».
- Какие это сложные предложения?
СПП, БСП.
- Вспомните, что называется логическим ударением?
Средство выделения важного в сообщении слова.
- Каким может быть порядок слов в предложении?
Прямым и обратным.
- Какова его роль?
Средство усиления выразительности речи.
- Какой порядок слов в предложениях, вынесенных на доску?
В первом - прямой: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран»; а во втором прямой порядок слов сменяется обратным: «Ветер завыл; сделалась метель»(на слайде).
- Заметьте, что со сменой порядка слов меняется и состояние природы. Если до этого описание лишь предвещает бурю, то после него буран изображён со всей силой, мощью. То есть изменение порядка слов способствует усилению выразительности речи, меняет картину изображаемого, а следовательно, и интонацию.
- Попробуем прочитать этот отрывок выразительно, так, чтобы обратный порядок слов отразился в вашей интонации при чтении.
Работа в группах
Первая группа
- Найдите в отрывке предложения с однородными членами. Какие однородные члены встречаются чаще? С какой целью их использует Пушкин?
Сказуемые - придают речи динамизм и напряженность.
Вторая группа
- Найдите и прочитайте предложения с деепричастными оборотами. Для какой речи характерны такие предложения? В чем их достоинство?
Для книжной. Краткость, лаконичность, энергичность.
- Также в данном отрывке вы видите прямую речь. Для чего Пушкину это нужно? Какова роль предложений с прямой речью?
Для передачи душевного состояния людей, попавших в буран.
Прочитаем.
- Но передача душевного состояния путников лишь дополняет картину, а что же придает картине законченность? Какая фраза? Она находится не в конце, а в середине отрывка.
(«Все было мрак и вихорь» на слайде). После этого Пушкин возвращается к своим героям.
Обобщение наблюдений. Выяснение роли описания в художественной структуре текста.
- Для чего же автору понадобилось столь подробное изображение бури? Каково значение описания? Зафиксируем это в таблице (на слайде).
1. Для создания фона, на котором разворачиваются события (в степи привычны бураны, это придает рассказу достоверность).
2. Композиционное (благодаря бурану встречаются Петруша Гринев и Пугачев и проникаются друг к другу симпатией).
3. Аллегорическое (буран - символ грядущих событий, разгула мятежа. Буря - не снежная, народная буря. Вожатый как бы сливается с природой, но в шуме стихии слышится его твердый голос: «Дорога-то здесь, стою на твердой полосе»).
- Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Ощутили ли вы теперь магическую силу пушкинского слова? В чем эта сила?
Слово учителя: Сила воздействия пушкинского слова мы ощущаем всякий раз, когда обращаемся к его произведениям. А сегодня мы с вами провели небольшое исследование и попытались понять, как, за счет чего достигается это воздействие. Вы ответили на этот вопрос. Это простота, динамизм, лаконизм, мастерское владение словом, точность отбора языковых средств.
Творческая работа
- А теперь я предлагаю вам, используя полученный опыт, написать сочинение-миниатюру на тему «Бушует стихия» или изложение по тому отрывку, над которым мы сегодня работали, используя разнообразные синтаксические конструкции.