Возможности презентации как блок-схемы. Блок-схема "Фонетика"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (163 кБ)


В своё время были очень популярны блок-схемы В.Ф. Шаталова, Ю.С. Меженко, О.И. Любимова. Это был своеобразный прорыв в усилении эффективности урока, так как блок-схема помогала сконцентрировать материал, обобщить в одной блок-схеме материал нескольких параграфов, развивала творческие способности учащихся, помогали им правильно выстраивать свой ответ по определённой теме, способствовали развитию монологической речи, логичности, доказательности ответов учащихся. Трудность была в том, что блок-схемы были ручной работы, их трудно было копировать. Сегодня мы для этой цели можем использовать презентации, которые выполняют ту же функцию, что и блок-схемы, но более красочны, дают возможность представить тему в динамике, включить моменты исследования в блок-схему, показать сам процесс "развития" лингвистического материала.

Представляю коллегам такую презентацию по теме "Фонетика". Её можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении, подготовке к экзамену в 9 классе.

Слайд 1.

Тема блок-схемы.

Слайд 2.

Определение термина фонетика.

Постановка проблемного вопроса: "Что изучает фонетика?"

Для активизации мыслительной деятельности учащихся даны примеры, которые показывают, как меняется лексическое значение слова при замене в нём звука.

После гипотез, выдвинутых учащимися, высвечивается правильный ответ и ребятам предлагается придумать свои примеры, иллюстрирующие правило.

Слайд 3.

Продолжаем работу над понятием "звук речи".

Учащимся предлагается для примера ещё один наглядный пример.

Слайд 4.

Закрепление понятия "звук речи".

Слайд 5.

Произношение звуков.

  • Если воздух, проходя их легких, не встречает преграды ни в голосовых связках, ни в полости рта мы наблюдаем свободное дыхание (демонстрируем).
  • Если воздух, проходя их легких, встречает преграду только в голосовых связках, мы произносим гласные звуки (демонстрируем, попутно проговариваем что "гласный – произнесённый при помощи голоса, вибрации голосовых связок).
  • Если воздух, проходя их легких, встречает преграду в голосовых связках и в полости рта, мы произносим звонкие согласные звуки (демонстрируем).
  • Если воздух, проходя их легких, встречает преграду только в полости рта, мы произносим глухие согласные (демонстрируем).

Слайд 6.

Считаем количество букв и звуков. Возникает проблема, почему не соответствует количество букв и звуков. Организуем мини – исследование, выслушиваем гипотезы.

Слайд 7.

Что изображено?

(Твердые и мягкие согласные звуки)

Почему для мягких согласных нет букв? (Пятиклассникам можно сказать, что буквы – это платья для звуков).

Как язык решает эту проблему.

Вновь возникает проблемная ситуация, которая требует умения анализировать языковой материал.

В ходе обсуждения предложенных гипотез появляются буквы Е, Ё, Ю, Я.

Слайд 8.

Рассматриваем буквы для обозначения гласных звуков.

Слайд 9.

Рассматриваем буквы для обозначения согласных звуков.

Что же предложил язык?

Слайд 10.

Вывод.

Слайды 11, 12.

Помощь для звукового анализа слова.