Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми, к сожалению, в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.
Уже несколько лет я работаю над темой «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка». В результате поиска на волнующий нас вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.
Стремясь обучить своих учеников русскому языку, мы с вами пытаемся заинтересовать их своим предметом, а для этого ищем новые приемы, методы и способы подачи нового материала.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.
При выполнении учащимися такого рода заданий учитель сталкивается с объективным показателем уровня познавательной активности учащихся (это стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, самостоятельность при решении учебных задач). Это все дало выделить 4 уровня проявления активности: нулевой, относительно- активный, исполнительно-активный и творческий. Учителю необходимо это учитывать при планировании нестандартных заданий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес к уроку мгновенно пропадает. Т.о. при определении сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.
Например.
Ребята получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем». На доске висели репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.
Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным и составляли с ними 3 предложения.
Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.
Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята получили задание написать мини-сочинение из 5-6 предложений. А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.
Т.о. одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.
На уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка:
И если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых. Это наша с вами цель, а в достижении ее большую роль играют нестандартные задания: учебно-поисковые и исследовательские. Особенный интерес вызывают последние задания. Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью, оригинальностью. Ученику предлагается вести расследование.
Например.
В 7 классе при изучении причастий даются задания:
- Почему и как одни части речи могут переходить в другие?
- Какие слова могут употребляться и в значении причастия и в значении прилагательного? Приведите примеры из данного текста.
Или на игре Брейн-ринг, проводимой на неделе русского языка между 7 классами один из вопросов был посвящен языковому явлению:
Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта XIX в. Э. Минаева? Дайте значения выделенных слов.
В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене,
Лежа, слушал песню Сени:
«Ах вы, сени, мои сени!»
Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на «открытие» ими уже познанного, открытого в науке. Это проблемные задания, которые могут быть с элементами занимательности.
Например:
В 5 классе на итоговом уроке «Словообразование», который проходил в форме игры «Звездный Час», были даны слова, надо было установить непрерывность цепи, т.е. словообразовательную цепочку: учу, учительница, выучит, учитель.
Еще задание: придумать смешные фамилии, имена и отчества для:
- хвастуна
- грубияна
- плаксы
- выскочки
- врунишки
Ребята должны были выявить словообразовательные элементы. В следующем задании ребятам было предложено переделать неправильно образованные слова и подумать, почему маленькие дети именно так образовали:
- махучий хвост
- раздавитая муха
- клевчий петух
- исчезлая собака
- лопнутая бутылка
- слепитые конфеты
По лексике было дано задание иного плана. Надо было определить значение слов: весна, даль, десна, роман, лист. И ответить на вопрос, какой смысл приобретут эти слова, если их написать с большой буквы? Составьте предложение с каждым словом.
Почему же подобные проблемные задания вызывают интерес у учащихся?
Потому что учебно-поисковые задания предполагают, что источник интереса к языку полностью формируется на лингвистическом уровне:
- Дается анализ слов с точки зрения состава.
- Анализ лексического значения каждого слова.
- Необходимо сделать самостоятельный вывод.
Мне нравится, когда в классе царит эмоциональное оживление; часто оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, поняли ли ребята эту тему. Чтобы мои дети заинтересовались изучением русского языка, относились с симпатией к этому предмету, стараюсь проводить уроки по-разному. Но при всем разнообразии уроков некоторые моменты остаются неизменными.
Каждый урок начинаю с фронтального опроса ранее изученных правил, ребята отвечают по конспекту. Этот фрагмент урока взяла из методики Шаталова. Вообще конспектам и алгоритмам надо отдать должное. Минимум времени и усилий на объяснение нового материала. Но в эти фрагменты можно и нужно вносить элементы детского творчества: ребята оформляют новое правило цветными рисунками.
Неизбежным элементом нашей работы является словарная работа. Но если это однообразно, то не дает нужного эффекта. Ребятам больше нравится слушать передачу «Радио - няня», записывать под ее музыку новые слова, нравится писать словарные диктанты с самопроверками и взаимопроверками. Часто даю значения слов, а ребята определяют, какое это слово, идет работа с толковыми и орфографическими словарями. Во время словарной работы использую изображения каких-то предметов, провожу диктант-цепочку (диктую по 3 слова через определенный промежуток времени).
Они любят, когда провожу диктанты - молчанки.
Например:
Когда я объяснению роль приставок в 5 классе, я для наглядности переливаю воду из графина в стаканы, а ребята должны образовать однокоренные слова с помощью приставок к слову лью, а потом они должны доказать, что это не формы слова, а родственные слова.
Интересно диктант - молчанка проходит в 6 классе, когда изучаем правописание приставок «пре» и «при». Ребята должны подобрать глаголы с данными приставками, а я в это время совершаю действия: прибиваю гвоздь, привинчиваю лампочку, пришиваю пуговицу, причесываюсь, прикручиваю гайку, приседаю и т.д. Эффект потрясающий. Ошибок на правописание данных приставок почти не бывает.
Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности и технические средства.
Большим спросом пользуются перфокарты. Ребятам очень нравится вставлять нужные буквы и делать морфологические разборы. Ребята старшего возраста предпочитают тестовую работу.
В среднем звене упрощенная форма (ставим +), в старших классах по типу 3-ий лишний.
Например:
Дается 10 групп слов (в каждой по 3 слова) выбираешь нужное слово.
Так же ребятам нравится работать со схемой
Пишем 10 слов, затем идет самопроверка или взаимопроверка. Часто на уроках русского языка использую музыку. В основном это произведения Чайковского, Бетховена, классические этюды. Очень часто пишем мини - сочинения и мини - изложения под «Времена года» Чайковского. Темы сочинений рождаются сами собой. Зимой, когда темная пора, мы с ребятами часто зажигаем свечи, включаем проигрыватель, и уже под первые аккорды музыки кто-то придумывает темы сочинений: «Если бы я была снежинка», «Что можно сделать из снега?», «Почему снег белый?» и т.д.
Уделяю большое внимание мини - изложениям, т.к. именно этот вид письменной работы, на мой взгляд, формирует у учащихся пунктуационные, орфографические навыки связной речи.
Разнообразие форм позволяет включаться в работу на уроке то зрительной памяти, то слуховой, то моторной. Т.о. происходит сменяемость эмоций, и это придает внутреннюю динамичность уроку.
Ребятам любого возраста нравится новизна урока, его необычность. В этом нам помогают разные занимательные задания:
- групповые и индивидуальные турниры по орфографии и пунктуации.
- Конкурсы на лучший ответ, на лучший вопрос, на лучшего учителя.
Различные игры - загадки, игры - сценки, рассказы о языке, включающие элементы фантастики, диалоги занимательного характера типа А.Шибаева «Несуразные вещи». Помощниками учителя русского языка и литературы могут стать рассказы К.И.Чуковского «От двух до пяти», Григория Остера «Вредные советы», Б.Заходера «Песенки Винни Пуха», Э.Успенского «Девочка - учительница».
Т.е. любому виду учебной деятельности можно придать игровую форму.
Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.
В этом нам помогает ТРИЗ (теория и решение изобретательских задач). ТРИЗ учит детей не бояться фантазировать, помогает смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения, вызывает интерес к предмету.
Например:
Когда проходили в 5 классе правило правописания -ЧК-, -ЧН- самостоятельно подбирали слова на эти правила и зашифровывали их.
Все эти игры, нестандартные задания - не просто развлечения, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и надо. Ведь обучая, мы воспитываем ученика, как всесторонне развитую личность, активизируем его интерес к окружающему миру, к другим предметам.
Интересными для меня были данные моих опросов об отношении детей к русскому языку.
На самом 1 уроке русского языка в 5 классе прошу на листе бумаги изобразить свое отношение к русскому языку, как к предмету, используя яркие и темные тона красок. Результат, как правило, неутешительный.
1/3 класса изобразила черным и темно-синим цветом, 1/3 класса -красным и оранжевым цветом, а остальные ребята закрасили зеленым, фиолетовым, желтым и т.д., объяснив при этом, что этот предмет просто нужно изучать.
В конце 1 полугодия я повторила своеобразное анкетирование. Из 25 человек 1 мальчик нарисовал обложку учебника темно-синим цветом, 17 учеников — красным и оранжевым, а остальные - зеленым, желтым и голубым. Причем отметили при этом, что им нравятся уроки по русскому.
Психологи утверждают, что именно эти краски говорят нам о радостном восприятии материала.
Это все распространяется не только на учеников младшего и среднего звена, но, что особенно важно, этот интерес есть у ребят старших классов. Положительным моментом в своей работе считаю, что ученики в своих анкетах отмечают, что им нравится русский язык.
Подводя итог всему вышесказанному, я считаю, что нестандартные задания - один из способов решения данной проблемы, они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это результат моих поисков и размышлений. Этот материал, который помогает делать обучение более радостным и интересным.
Библиография
- И.М.Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». М., «Просвещение», 1985 г.
- Е.А. Евлампиева «Занимательные задания на уроках русского языка». Чебоксары, 1997 г.
- Занимательное азбуковедение. М.,1980 г.
- Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика». М., 1964 г.
- В.А. Иванова, Э.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке». Л., «Просвещение№, 1990 г.
- Б.Т. Панов «Типы и структура уроков русского языка». М., «Просвещение», 1986 г.
- А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку», М.., «Просвещение», 1994 г.
- З.Н. Люстрова, Я.И. Скворцов, В.Я. Дерягин «Беседы о русском слове». М., «Знание», 1978 г.
- Т.В. Шклярова «Справочное пособие для начальных классов». Рязань, 1996г.
- В.Я. Булохов «100 разновидностей диктанта». Красноярск, 1994 г.
- Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян «Наш родной язык». М., «Просвещение», 1971 г.
- Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка». М., «Просвещение», 1989 г.
- Е.В. Коротаева «Стимулирование творческой деятельности учащихся». РЯШ 1995 г. №5, с3-8.
- Е.В. Коротаева «Уровни познавательной активности». РЯШ 1996г.№4,с3-8.
- Ю.В. Кулеша «Развитие интереса к урокам русского языка в б классе». РЯШ 1997 г. №6, с32-34.
- М.И. Крупенникова «Эффективные методы и приемы организации урока». РЯШ 1997 г. №4, с9-15.
- Гизатуллина Д.Х. «Русский язык в играх». С.-П., «Акцидент», 1996 г.