Цели:
- способствовать расширению кругозора учащихся,
- формировать познавательный интерес,
- развивать устную речь семиклассников,
- донести мысль о том, что мир представляет собой единую форму жизни, все предметы и явления взаимосвязаны,
- используя материалы из разных областей человеческого знания, показать уникальность воды,
- повторить разделы русского языка.
Оборудование: выставка книг о воде, мультимедийный проектор.
(Урок сопровождается показом слайдов).
Приложение: презентация.
Ход урока
(Показ слайдов с видами водной стихии сопровождается песней в исполнении Э. Хиля “Как провожают пароходы”.)
I. Слово учителя.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о воде. Вы спросите: “А какое отношение имеет вода к русскому языку и литературе?” Я хочу, дорогие ребята, чтобы вы поняли, что мир, в котором мы живем, удивительно многообразен, интересен и представляет собой единую, целостную систему. Все в нашем мире: любые предметы и явления - связаны между собой тысячами ниточек, порой невидимых. Поэтому мне хочется, чтобы и школьные предметы вы воспринимали целостно, в системе. Ведь недаром народная мудрость гласит: “Без грамматики не выучишь и математики”.
Сегодня мы отправляемся в плавание по безграничному водному пространству. Вы объединились в экипажи, придумали им названия, выбрали девиз. Тогда полный вперед!
ВОДА… Какое короткое слово, всего 4 буквы, но какое это емкое слово.
Каково лексическое значение слова “ВОДА”?
Что такое лексическое значение?
Давайте заглянем в толковый словарь. В словаре С.И.Ожегова читаем:
(Начало показа презентации Приложение1)
1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода.
Кстати, химическая формула воды Н2О.
Как вы думаете, слово “вода” однозначное или многозначное?
Итак, слово вода многозначное.
2. Напиток или водный раствор какого-либо вещества, применяемый для утоления жажды, а также в лечебных или иных целях.
3. Перен. Пустые, бессодержательные фразы.
4. Водная поверхность – река, озеро, море.
5. Мн. Водное пространство какого-либо района.
6. Мн. Потоки, струи, волны, водная масса.
7. Мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками.
Давайте ближе познакомимся с этим уникальным веществом.
II. Сообщения учащихся
“Уникальность воды”, “ВОДА – бесценный дар”. (После выступления учащихся на экран проецируются основные тезисы).
Знакомство с таблицей “Источники воды”.
III. Задание экипажам.
1. Подобрать к существительному вода как можно больше прилагательных за одну минуту.
(НАПРИМЕР, в “Учебном словаре сочетаемости слов русского языка” можно найти следующие прилагательные к слову “вода”:
Чистая, очищенная, дистиллированная, хлорированная, хорошая, плохая, прозрачная, мутная, грязная, свежая, холодная, ледяная, теплая, горячая, кипящая, кипяченая, сырая, подогретая, питьевая, пресная, соленая, горькая, кислая, сладкая, вкусная, морская, речная, проточная, стоячая, родниковая, ключевая, колодезная, водопроводная, дождевая, обыкновенная, жесткая, мягкая, мыльная, минеральная, фруктовая, газированная, содовая, столовая, лечебная целебная, здешняя и т.д.)
2. Сделать фонетический и морфологический разбор слова вода.
3. Подобрать к слову вода однокоренные слова.
(Например, водичка, водица, водник, подводник, воднолыжник, водность, воднотранспортный, глубоководный, мелководье, водолечение, водолечебница, водонагреватель, водоносный, водобой, водобоязнь, водовод, водозабор, водовоз, водоворот, водогрейка, водогрейня, водоем, водозащитный, водоизмерительный, водоизмещение, водокачка, водолаз, водолей, водолив, водолюбивый, водомер, водомерка, водомет, водонапорный, водонос, водоотлив, водонепроницаемый, водоотталкивающий, водоочистительный, водопад, водоплавающий, водопой, половодье, водоиспользователь, водораздел, водоприемник, водопровод, водопроводный, водорез, водород, водородный, водоросли, водосбор, водоснабжение, водосток, водохлеб, водохранилище, водяной, водянка, водянистый и т.д.). Названо 60 слов.
Как по-гречески и по-латински звучит “ВОДА”?
(“аква”, “гидро”).
4. Придумайте предложение с причастным или деепричастным оборотом, в котором встретились бы слова с иноязычными корнями “аква”, “гидро”.
5. Назовите, в каких пословицах русский народ отразил свое отношение к воде.
Вода и землю точит и камень долбит.
Вода и мельницу ломает.
Вода не мутит ума.
Вода о воде не плачет.
Вода плотину рвет.
Вода путь найдет.
Вода с водой - не как гора с горой: сливаются.
Вода с гор так и речки мутны.
Вода с ледком в зиму не диво.
Вода студена – тело ядрено.
Вода-то близко, да ходить склизко.
Водой мельница стоит, да от воды же и погибает.
Воду варить - вода же и будет.
6. Что такое фразеологизм? Какие фразеологизмы со словом ВОДА вам известны?
Седьмая вода на киселе.
Холодной водой окатить. (Охладить пыл).
Чистой воды (самый настоящий).
Лить воду.
Лить воду на чью-либо мельницу.
Мутить воду.
Толочь воду в ступе.
Пройти огонь, воду и медные трубы.
Носить воду решетом.
Воды не замутит.
Тише воды, ниже травы.
Много воды утекло.
Набрать в рот воды.
Водой не разольешь
Концы в воду.
В мутной воде рыбу ловить.
Выйти сухим изводы.
Вывести на чистую воду.
Как водой смыло.
Как с гуся вода.
Как две капли воды.
Как в воду глядел.
Как рыба в воде.
Как в воду канул.
Как в воду опущенный.
Буря в стакане воды.
Вилами по воде писано.
Утопить в ложке воды.
IV. Знакомство с книгой Масару Эмото “Тайная жизнь воды”.
Тезисы:
- наши поступки являются следствием наших мыслей;
- любое слово имеет свою энергетическую оболочку, вибрацию.
- вода обладает памятью и несет в себе наши мысли и молитвы.
Японский ученый Масару Эмото пришел к выводу, что, если на воду воздействовать хорошими словами, при замерзании образуются красивые, правильные кристаллы. (Страница 11, Страница 12 из Приложения 1).
Рассказ об эксперименте с рисом. Отварной рис разложили в три стеклянные банки и сказали в одну из банок: “Дурак!”. Рису во второй банке сказали: “Спасибо!”. А рис из третьей банки игнорировали. Рис, которому сказали “спасибо”, перебродил и приобрел приятный запах. Рис, которому сказали “Дурак!”, потемнел и сгнил. Рис, на который не обращали внимания, почернел и стал издавать отвратительное зловоние.
V. Сообщение учащихся “БЕРЕГИТЕ ВОДУ”!
Об экологических проблемах, о загрязнении водного пространства.
VI. Задание экипажам.
Написать обращение к воде или к людям.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель просит поделиться мыслями и чувствами, возникшими после сегодняшнего разговора.
(Показ слайдов с видами водной стихии сопровождается песней в исполнении Э. Хиля “Как провожают пароходы”.)
“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете… Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”.
Антуан де Сент-Экзюпери
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев Ю. “Вода – наместник Бога на земле”. Издательство “Питер” 2006.
- Ахманов М. “Вода, которую мы пьем”. Санкт-Петербург, 2002.
- Время жить. Волшебная сила воды.: Сборник, СПб, 1998.
- Корзунова В. “Вода, которая лечит”. М., “Эксмо”, 2005.
- Маловичко А. Все о воде. Каунас, 1996.
- Соловьева В. “Вода. Лечимся, худеем, молодеем. СПб, “Нева”, 2006.
- Эмоту М. “Тайная жизнь воды”. Минск, 2006.