Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, духовно-нравственное воспитание, гражданская позиция


Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский утверждал: «В том, чтобы гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. Что для этого необходимо? Прежде всего, гражданское видение и понимание мира, который окружает ребенка. Мы добиваемся того, чтобы у ребенка и подростка болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, перечувствовал гражданские радости и гражданские горести». [2, с.22]

С течением времени проблема воспитания чувства патриотизма, духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения осталась не только актуальной, но и насущной необходимостью в современном обществе. В мире, когда многие представители западных стран пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, умаляют вклад нашего народа в великую Победу, умалчивают о бессмертном подвиге солдат Красной Армии в освобождении мира от фашизма, сносят памятники выдающимся полководцам, мы, взрослые, педагоги, воспитатели, должны формировать у подростков морально-нравственные ценности, чувство патриотизма к своей Родине.

И особая роль в формировании гражданских ценностей отводится таким учебным заведениям, как до вузовские училища Министерства обороны. Владимир Владимирович Путин на встрече в одном из кадетских училищ сказал: «Считаю, что вопросы подготовки молодёжи к военной службе, особенно воспитания будущих офицеров, требуют от нас самого пристального внимания». [3]

Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. На данных уроках обучающиеся постигают смысл таких нравственных понятий, как честь, долг перед Отечеством, патриотизм, гражданственность, гуманизм. Но нельзя только декларировать данные понятия, необходимо планомерно проводить работу над формированием их у обучающихся.

Хочу остановиться на системе работы на своих уроках русского языка и литературы. Так, в 7 классе на уроке развития речи «Боекомплект» кадетам предлагалось объяснить данное понятие и прочитать текст Андрея Битова с одноименным названием: «Последнее время я все думаю об одном: очень мало может вместить в себя один человек. Чтобы по-настоящему, глубоко и вечно. Что дано человеку в боекомплект всего по одному: одна страна, один язык, один город, одно дело, один любимый человек.

Можно жить повсюду, и изучать языки, и браться за многие и разные дела, и знать много людей… Но всегда, через всю жизнь проходит что-то одно, а остальное — второстепенное. Наверно, бывает, приходит и другое. Но тогда уходит первое. Вместе не бывает.

Очень редко дается человеку увидеть родину. Почувствовать ее рядом. К ней ведь мы тоже привыкаем и не замечаем. А она всегда рядом, это одна-единственная страна».[1,с.329]

В ходе обсуждения данного текста обучающиеся пришли к выводу, что основная мысль текста заключена в последнем абзаце – мысль о Родине, о том, что мы даже не задумываемся о ней, но она в сердце каждого человека всегда рядом. Это и дом, где родился, это и мама, это и родной язык, и родная улица. Всё это автор включает в понятие Родины, боекомплекта каждого человека. В ходе работы в парах обучающимися были определены такие составляющие данного понятия, как: служба в армии, участие в выборах, уважение к прошлому и настоящему своей страны, поддержка отечественного товаропроизводителя, бережное отношение к языку, культуре, вера в силу России и желание её охранять.

В 8 классе в ходе реализации элективного курса для обучающихся были подобраны тексты изложений, содержащие факты биографий великих русских полководцев, тексты о Великой Отечественной войне; проводилась подготовка к сочинениям – описаниям памятников императорам, полководцам, описанию сюжетных картин («Проводы ополчения»), к сочинениям-рассуждениям на нравственно-этические темы о Великой Отечественной войне.

Хочется привести пример работы над текстом о самовоспитании выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. В ходе анализа данного текста обучающиеся пришли к выводу, что, несмотря на изначально слабые физические данные, А.В.Суворов смог преодолеть трудности, закалить себя духовно, стать выдающимся полководцем.

Несколько уроков развития речи были посвящены знакомству с текстами о людях разных профессий. Большое внимание было уделено профессии военного, в частности, роли воспитания у будущего офицера правильной, грамотной, богатой речи. Обучающимся был предложен текст А.Попова «Развитие речи в деятельности офицера», в ходе работы над которым были определены причины необходимости владения офицерами богатой речью, бережного обращения с национальным достоянием – русским языком. В качестве творческого задания был предложено написание сочинения на тему «Воинское братство».

 Следует заметить, что воспитание гражданственности – не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд, требующий от учителя не только терпения и творчества, но и знаний в смежных предметах. При работе с описанием памятника Петру Первому в городе Петрозаводске обучающиеся знакомились с такими понятиями, как: ботфорты, раструб, орденская лента, Андреевская звезда; вспоминали известные им сведения из истории о деятельности Петра Первого и его вкладе в развитие нашего города. А при знакомстве с произведением Вениамина Петровича Каверина «Два капитана» кадетам необходимо было вспомнить знания географии, понятий; широта, долгота; а также вкладе наших учёных - исследователей в изучение Севера.

Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. В нашем училище ежегодно проводятся уроки, посвященные Дню словаря (двадцать второго ноября – в день рождения В.И.Даля). Выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров, например, диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: лейтенант, контр-адмирал, генерал-майор, арьергард, адъютант, кадетский корпус и др.; на тему духовно-нравственного развития – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность, образование, посвящение, просвещение и другие.

При изучении отдельных тем на уроках русского языка, в частности синтаксиса, обучающиеся работают с текстами о городах воинской славы, героях, об истории орденов. Например, при изучении темы: «Виды сказуемых» был предъявлен текст об ордене Славы. Выписать из текста предложения, распределив их по видам сказуемых. Первому варианту: предложения с простым глагольным сказуемым, второму варианту: предложения с составным глагольным сказуемым; третьему варианту: предложения с составным именным сказуемым.

Привожу данный текст:

1) Орден Славы был учрежден по иниц... ативе Сталина И.В.

2) (В) первые предл... жение о его учреждении было высказа (нн, н) о 20 июня 1943 года во время обсуждения проекта ордена "Победа" на заседани… Наркомата обороны.

3) Технический Комитет Главного Интендантского Управления Красной Армии во... гл... вля... мый генерал-лейтенантом Агинским С.В. должен был ра...работать проект этого ордена к октябрю 1943 года.

4) Над эскизами ордена работали девять художников.

5) 2 октября 1943 года из 26 созда (н, нн) ых художниками проектов 4 были представл…(н, нн) ы Сталину который ост..юновил свой выбор на рисунке Москалева Н.И. (автора проектов ордена Кутузова, медали “Партизану Отечественной войны” и всех медалей за оборону городов СССР).

6) По замыслу, орден должен был иметь 4 степени как орден Св. Георгия и “знак отличия вое (н, нн) ого ордена” - знаменитый Георгиевский крест.

7) Первоначально планировалось назвать его орден Багратиона.

8) Сталин утв..рдил цвета ленты, но велел уменьшить число степеней до трёх и назвать награду орденом Славы пояснив что “победы без славы не бывает”.

9) 11 октября 1943 года доработа(н, нн) ые р..сунки были представл..(нн, н) ы в НКО и 23 октября они были одобр..(нн, н) ы. [4]

На уроках литературы, посвященных теме поэзии в годы Великой Отечественной войны, обучающиеся знакомились с вкладом поэтов и писателей («И пушки грохотали, и музы не молчали»). Обучающиеся подготовили выступления о жизни и творчестве писателей – фронтовиков, звучали стихотворения («строки, опаленные войной»), песни тех лет. Данный урок нашёл отклик у кадет, и результатом работы стало участие кадет в конкурсе чтецов в училище, а также в городском конкурсе чтецов «Цена Победы»; написание своих стихотворений о войне («Сын полка», «Ласточки Победы»), участие в конкурсе сочинений «Я – гражданин России», «Герой войны»; «Письмо солдату».

Работа по формированию гражданственности и патриотизма идёт и во внеурочное время. Нами были подготовлены литературно-музыкальные композиции по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Отечество нам, Царское Село!» и Михаила Юрьевича Лермонтова «Лермонтовский бал».

В ходе летней практики кадетами были написаны сценарии и созданы буктрейлеры по произведениям Великой Отечественной войны: Валентина Петровича Катаева «Сын полка», Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

Подводя итоги, хочу сказать, что воспитание гражданственности у подростков включает и духовно-нравственное, и патриотическое, и правовое, и экологическое направления, и оно совершенно необходимо гражданину Российской Федерации. Следовательно, мы, педагоги, должны сделать этот аспект жизни школьника, с одной стороны, ненавязчивым и интересным, а с другой – систематическим и целенаправленным на многих уроках школьного курса, и особенно на уроках русского языка и литературы.

Закончить свою статью я бы хотела словами поэта Николая Рубцова:

Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь, храни себя, храни…[5]

Список литературы

1. Битов А. Записки новичка (сборник). - М.: Локид, 1997. -329 с.

2. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / [Составители О.С.Богданова, В.З.Смаль; Редкол: Н.П.Кузин (гл. ред.) и др.; предисл. Н.П.Кузина, А.Г.Дзеверина, с. 7-24]; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1979-1981.

3. http://admkrai.kuban.ru

4. http://victory.sokolniki.com/rus/History/Decorations/10204.aspx

5. https://poemata.ru/poets/rubtsov-nikolay/