Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1. Хорошо слышно, как постук…вают,
погромых…вают за рощей поезда.
2. Голубое небо прогляд..вает в рамке леса.
3. Вдруг глухарь поднял голову, расправил крылья и
спланир..вал с дерева.
Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет правописание суффиксов глаголов и знаки препинания. Класс задает 2-3 вопроса по теме «Глагол», комментирует ответ ученика. Учитель выставляет оценку.
III. Изучение нового материала
Изучение нового правила, которое приведено в учебнике «Русский язык, 5 класс, Часть 2, Львова С.И., Львов В.В.».
IV. Закрепление нового материала
1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь.
2. Записать текст, объяснить правописание орфограмм на повторение, определить возвратность и невозвратность глаголов.
Животным скрываться от врагов помогает защитная окраска. Не сразу заметишь пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста видит далеко. Полосатая шкура тигра сливается с желтыми бликами яркого солнца.
V. Подведение итогов
Делаем вывод, что такое возвратные и невозвратные глаголы.
VI. Проверочная работа по вариантам
Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов.
Вариант I
1. Дятел мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно!
Вариант II
Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник.
VII. Домашнее задание
1. Учим пройденное правило по учебнику «Русский
язык, 5 класс, Часть 2, Львова С.И., Львов В.В.».
2. Выполняем упражнение по пройденному материалу
из учебника письменно (упр. 925).