Русский язык
-
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы 2022
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
-
Организация учебного процесса, основанного на технологии взаимообучения 2012
Основные принципы организации учебного процесса отражены в технологии коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Она перестраивает учебный процесс в школе и повышает его эффективность. Коллективизм в обучении – главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы. Работая вместе, помогая друг другу, люди добиваются больше, чем порознь.
-
Организация целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ – основа управления качеством образования старшеклассников по русскому языку 2009
Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. В данной статье идет речь об этапах организации подготовки к ЕГЭ, особое внимание уделяется обучающему этапу.
-
Орфограммы в корне слова. Повторение 2024
Цели урока: повторить правописание гласных в корнях; потренироваться в написании гласных корне.
-
Орфограммы в корнях слов. 3-й класс 2011
Урок русского языка построен в игровой форме с применением ИКТ, что способствует формированию у учащихся интереса к предмету. Все упражнения направлены на развитие орфографической зоркости учащихся, умения применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе. Урок развивает речь учащихся, память, внимание, логическое и образное мышление. Воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру.
-
Орфограммы в окончаниях слов. 6-й класс 2019
Цели урока: совершенствовать орфографические умения учащихся; закрепить умение составлять простой план текста.
-
Орфограммы в теме «Имя существительное». 6-й класс 2021
В презентации представлены основные орфограммы, пройденные в теме «Имя существительное».
-
Орфографическая грамотность - основа развития ключевых компетенций учащихся (из опыта) 2012
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Какие приемы и методы выбрать для достижения положительных результатов по данной проблеме? В предложенной статье мои теоретические и практические рекомендации и ответы на эти вопросы из опыта работы.
-
Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности 2011
В своем исследовании я решила выстроить систему подходов для формирования грамотного письма, чтобы помочь учащимся, а особенно – испытывающим трудности в орфографии и развитии речи. Цель исследования: установить целесообразность использования способов формирования орфографической грамотности учащихся, используя материалы учебника М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» и дополнительные материалы тетради-учебника, составленные мною.
-
Орфографическая зоркость на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы) 2019
Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Значит главная задача педагога – научить ребёнка видеть орфограмму в слове. Орфографическая зоркость - умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений: зрительное, слуховое восприятие и запоминание орфографического материала.
-
Орфографическая игра "Прогулка по городу" 2022
Орфографическая игра «Прогулка по городу» представляет собой дидактическую игру и помогает закрепить орфограмму «правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Игра предназначена для 5–6-х классов и может проводиться в индивидуальной или командной форме как мероприятие, а также можно использовать отдельные задания как элемент учебного занятия. Учащимся предлагается объяснить правописание слов на указанную орфограмму, все слова объединены по тематическим группам городских объектов: больница, музей, театр, парк и т.д.
-
Орфографическая работа в период обучения грамоте (1-й класс) 2009
Систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с помощью использования орфографических сказок и постоянного выделения (подчёркивания) орфограмм, проведение словообразовательных упражнений по "Грамоте" и тетради "Грамота", обогащение словарного запаса позволяет учителю добиваться высоких результатов.
-
Орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах 2009
Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя".
-
Орфографическая разминка для 6-го класса 2023
Упражнения составлены на основе задания №5 ОГЭ из открытого банка заданий по изучаемым в 6-м классе темам.
-
Орфографические ошибки. Памятка работы над ошибками 2020
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности.
-
Орфографические умения: их значимость и особенность формирования у учащихся 5-го класса 2012
Современное общество ставит сегодня задачу всестороннего развития личности, умеющей профессионально и грамотно проявить себя в различных сферах деятельности. Среди требований, предъявляемых к личности, особое место занимает орфографическая грамотность. Орфографический навык – это сложный навык. Какие же орфографические умения должны быть сформированы у учащихся? Именно этот вопрос затронут в данной статье.
-
Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии 2009
Каждому учителю русского языка хочется, чтобы запоминание трудных, иногда скучных орфограмм происходило в занимательной форме. В данной статье представлена технология работы учителя и учащихся, направленная на освоение информации (правил русского языка, лингвистических понятий и т.п.) и развитие творческих способностей детей. Суть работы – в создании иллюстрированного стихотворного сборника «Весёлая подсказка по русскому языку для детей и взрослых».
-
Орфография. 5-й класс 2011
Представленные автором задания носят занимательный характер, что всегда привлекает пятиклассников. Форма проведения может быть различной в зависимости от класса: групповая или индивидуальная.
-
Орфография. Задания и упражнения для контроля. 11-й класс 2024
Задания и упражнения для повторения орфографии. Они направлены на развитие орфографической зоркости и повышение грамотности старшеклассников. Данные задания могут быть использованы как при самостоятельной подготовке к экзамену, так и при работе на уроках с учителем или занятиях с репетитором. Упражнения дают возможность многократно в течение года повторять орфографию в системе и видеть свои ошибки, над которыми обязательно надо дополнительно поработать.
-
"Орфография. Пунктуация". Тренинг по русскому языку. Подготовка к выпускным экзаменам в 11-м классе 2009
Подготовка к выпускным экзаменам преследует цель закрепить и углубить знания по русскому языку, в том числе и с использованием информационных технологий; развить умение применять их на практике, развить навыки самоконтроля, навыки самостоятельного добывания знаний; воспитать интерес к русскому языку и чувство ответственности за культуру общения, за культуру умственного труда при использовании высоких технологий. Поэтому в основе урока лежит принцип дифференцированного обучения с максимально возможной индивидуализацией.
-
Орфоэпические пятиминутки на уроках русского языка в 5-м классе (на примере применения скороговорок) 2014
В статье делается попытка определить значение скороговорки как одного из вариантов проведения орфоэпической пятиминутки на уроках русского языка. Для этого пытаемся ответить на вопросы: что же такое скороговорка, какова история ее происхождения, кто первым из педагогов стал применять скороговорки на уроках и какова же их роль в современном уроке. Рассматриваются разные варианты применения скороговорок на уроках русского языка, этапы работы над скороговоркой.
-
Орфоэпические, орфографические и пунктуационные нормы русского языка 2020
Русский язык – национальный язык великого народа. Каждому, кто считает себя культурным и образованным человеком, необходимо правильно произносить и писать слова, соблюдать пунктуационные нормы, не допускать ошибок при образовании форм слова, построении словосочетаний и предложений.
-
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. 11-й класс 2011
Занятие рассчитано на 3 часа (по 45 минут) в условиях учреждения дополнительного образования, предназначено для того, чтобы дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. Может быть использовано в общеобразовательных учреждениях для углубления знаний по орфоэпии и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы) 2011
Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию сочинения с использованием информационно-коммуникативной технологии, технологий дифференцированного и развивающего обучения. Данный урок является заключительным в системе уроков подготовки к сочинению–описанию природы. На предыдущих уроках ребята выполняли индивидуальные задания – проекты (создавали свои книги, посвященные осени).
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Основная тема стихотворения "Крестьянские дети" и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам 2012
Цель урока: выявление значения крестьянской темы в творчестве Н.А. Некрасова, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведении; формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям; формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: вирши, обаяние, "низкого рода люди", нега, вестимо и др.
-
"Основные аспекты культуры речи" (урок-исследование. 10-й класс, русский язык) 2010
Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы, содержащие речевые ошибки. На основании данной исследовательской работы были составлены задания. Класс разбивается на три группы. Каждая группа в ходе урока анализирует и исправляет речевые ошибки (конверты с заданием получает командир группы.)
-
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 2010
Знакомство учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными и пунктуацией в них; введение понятий однородное, последовательное, параллельное подчинение; построение схем СПП с несколькими придаточными; повторение основных групп СПП по их значению, отличий союза от союзного слова и алгоритма для определения вида придаточного предложения.
-
"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество" 2009
Через эвристическую методику КСО учащиеся знакомятся с СПП с несколькими придаточными, учатся отличать союз от союзного слова, развивают навыки выступления перед аудиторией, навыки работы с текстом.