Тип: Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: Обобщение знаний учащихся о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи:
- Развивать орфографическую зоркость учащихся, умения применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
- Развивать речь учащихся, память, внимание, логическое и образное мышление, интерес к урокам русского языка через применение ИКТ.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, к окружающему миру, умения слушать, понимать, работать в парах, группах.
Оборудование урока и средства обучения: Проектор, компьютер, презентация, схемы-опоры, карточки-задания для работы в группах, оценочные листы.
Ход урока
I. Орг. момент (2 минуты)
С чего начнём, друзья, урок?
А вот с чего, примите приглашенье,
В одном чудесном городке
Вас ждут с огромным нетерпеньем.
И вот теперь вам надо выполнить серьёзное задание
Вам надо отгадать загадочного городка название.
Разгадайте ребус (работа на компьютере, слайды 2-3 – презентация 1)
Путешествуя по городу Словограду, вы будете выполнять различные задания. У каждого из вас лежат на партах оценочные листы, поэтому старайтесь на уроке активно работать и заработать побольше баллов. В конце путешествия ваша работа будет оценена.
II. Актуализация знаний (5 минут)
– Что за жители живут в этом городе?
– Встречайте жителей города Словограда. (работа на компьютере, слайды 1-9 – презентация 2)
– В какой части слова пропущены орфограммы?
– Кто из вас сформулирует тему сегодняшнего урока? (работа на компьютере, слайд 3 – презентация 1 )
III. Минутка чистописания (3 минуты)
– Подумайте, какая буква будет сегодня гостьей на минутке чистописания? Почему?
– Мы вспомним, как пишется строчная буква о и нарисуем волшебные очки.
– Дайте характеристику звуку о (звук о – гласный, может быть ударным и безударным)
Итак, мы надеваем волшебные очки и продолжаем путешествие.
IV. Обобщение и систематизация знаний (24 минуты)
1. Работа в группах. (5 минут)
– Давайте вспомним правила и поработаем со схемами-опорами. (Дети работают с карточками заданиями и схемами- опорами в группах)
Карточка для работы в группах.
Н…сил, с…рока, шу…ка, з…вут, в…сток, ска…ка, м…роз, п…года, п…беда, ша…ка, зага…ка, с…лил, с…сновая.
Задание: Выписать слова к заданной схеме-опоре (Проверка групп, формулирование правил, оценивание)
2. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (7 минут)
– Зачем человеку надо употреблять в речи как можно больше слов?
– Давайте поиграем с вами в поэтическую игру и заполним « Словарь вежливых слов». (работа на компьютере, слайд 10 – презентация 2)
(дети читают стихотворения-загадки, слова-отгадки появляются на экране)
-
Растает даже ледяная глыба,
От слова тёплого… (спасибо) -
Есть слово вежливое – извините,
А по другому назовем… (простите) -
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте) -
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, прости,… (пожалуйста)
– Возьмите фломастер и вставьте пропущенные буквы. (работа в парах, взаимопроверка, оценивание)
– На какое правило слова?
– Какие это слова?
– Может ли быть злым вежливый человек?
Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит она всегда рядом с добротой.
– А какого человека можно назвать добрым?
– Кто из вас считает себя добрым человеком?
– Какие добрые дела вы совершали?
Добро – это лекарство от многого. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь человека красивой. Ведь в сердце человека не заглянешь, не изобрели ещё такой прибор, который мог бы определить чего там больше, добра или зла. Мне очень хочется, чтобы и ваши маленькие сердца всегда откликались на чужую беду и были готовы придти на помощь. Не даром говорят, что любовь и доброта согревают как солнце.
3. Минутка отдыха. (2 минуты)
(работа с экраном, слайд 5 – презентация 1)
4. Работа в группах. (5 минут)
Продолжаем наше путешествие. (задания с элементами неправильного правописания)
Карточки для работы в группах.
Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?
Ай, бай, бай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи.
Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?
Код лавил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс.
Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите?
Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла.
(выступление от групп)
– Какие изученные орфограммы встретились в стихотворении?
5. Работа с тестом. (5 минут)
Мы продолжаем наше путешествие (Приложение).
(работа на компьютере, слайд 11 – презентация 2 )
V. Итог урока (3 минуты)
Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Словограду
– Кто из вас испытал трудности в работе?
– А кто с удовольствием продолжил бы путешествие?
– А теперь оцените свою работу и подсчитайте набранные вами баллы.
Критерии оценки:
- 12 баллов – 5
- 10 баллов – 4
- 8 баллов – 3
VI. Домашнее задание (1 минута)
– Составить карточку-задание для своего товарища, на одну из изученных орфограмм.
VII. Рефлексия (2 минуты)
(работа на компьютере, слайд 12 – презентация 2)
– Благодарю вас, за активную работу на уроке. Сегодня вам на помощь не раз приходили ваши знания и смекалка. Удачи, вам, ребята!