Орфограммы в корнях слов. 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Тип: Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: Обобщение знаний учащихся о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Задачи:

  1. Развивать орфографическую зоркость учащихся, умения применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  2. Развивать речь учащихся, память, внимание, логическое и образное мышление, интерес к урокам русского языка через применение ИКТ.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, к окружающему миру, умения слушать, понимать, работать в парах, группах.

Оборудование урока и средства обучения: Проектор, компьютер, презентация, схемы-опоры, карточки-задания для работы в группах, оценочные листы.

Ход урока

I. Орг. момент (2 минуты)

С чего начнём, друзья, урок?
А вот с чего, примите приглашенье,
В одном чудесном городке
Вас ждут с огромным нетерпеньем.
И вот теперь вам надо выполнить серьёзное задание
Вам надо отгадать загадочного городка название.

Разгадайте ребус (работа на компьютере, слайды 2-3 – презентация 1)

Путешествуя по городу Словограду, вы будете выполнять различные задания. У каждого из вас лежат на партах оценочные листы, поэтому старайтесь на уроке активно работать и заработать побольше баллов. В конце путешествия ваша работа будет оценена.

II. Актуализация знаний (5 минут)

– Что за жители живут в этом городе?

– Встречайте жителей города Словограда. (работа на компьютере, слайды 1-9 – презентация 2)

– В какой части слова пропущены орфограммы?

– Кто из вас сформулирует тему сегодняшнего урока? (работа на компьютере, слайд 3 – презентация 1 )

III. Минутка чистописания (3 минуты)

– Подумайте, какая буква будет сегодня гостьей на минутке чистописания? Почему?

– Мы вспомним, как пишется строчная буква о и нарисуем волшебные очки.

– Дайте характеристику звуку о (звук о – гласный, может быть ударным и безударным)

Итак, мы надеваем волшебные очки и продолжаем путешествие.

IV. Обобщение и систематизация знаний (24 минуты)

1. Работа в группах. (5 минут)

– Давайте вспомним правила и поработаем со схемами-опорами. (Дети работают с карточками заданиями и схемами- опорами в группах)

 

Карточка для работы в группах.

Н…сил, с…рока, шу…ка, з…вут, в…сток, ска…ка, м…роз, п…года, п…беда, ша…ка, зага…ка, с…лил, с…сновая.

Задание: Выписать слова к заданной схеме-опоре (Проверка групп, формулирование правил, оценивание)

2. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (7 минут)

– Зачем человеку надо употреблять в речи как можно больше слов?

– Давайте поиграем с вами в поэтическую игру и заполним « Словарь вежливых слов». (работа на компьютере, слайд 10 – презентация 2)

(дети читают стихотворения-загадки, слова-отгадки появляются на экране)

  1. Растает даже ледяная глыба,
    От слова тёплого… (спасибо)

  2. Есть слово вежливое – извините,
    А по другому назовем… (простите)

  3. Мальчик вежливый и развитый,
    Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

  4. Когда нас бранят за шалости,
    Мы говорим, прости,… (пожалуйста)

– Возьмите фломастер и вставьте пропущенные буквы. (работа в парах, взаимопроверка, оценивание)

– На какое правило слова?

– Какие это слова?

– Может ли быть злым вежливый человек?

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит она всегда рядом с добротой.

– А какого человека можно назвать добрым?

– Кто из вас считает себя добрым человеком?

– Какие добрые дела вы совершали?

Добро – это лекарство от многого. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь человека красивой. Ведь в сердце человека не заглянешь, не изобрели ещё такой прибор, который мог бы определить чего там больше, добра или зла. Мне очень хочется, чтобы и ваши маленькие сердца всегда откликались на чужую беду и были готовы придти на помощь. Не даром говорят, что любовь и доброта согревают как солнце.

3. Минутка отдыха. (2 минуты)

(работа с экраном, слайд 5 – презентация 1)

4. Работа в группах. (5 минут)

Продолжаем наше путешествие. (задания с элементами неправильного правописания)

Карточки для работы в группах.

Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?

Ай, бай, бай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи.

Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?

Код лавил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс.

Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите?

Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла.

(выступление от групп)

– Какие изученные орфограммы встретились в стихотворении?

5. Работа с тестом. (5 минут)

Мы продолжаем наше путешествие (Приложение).

(работа на компьютере, слайд 11 – презентация 2 )

V. Итог урока (3 минуты)

Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Словограду

– Кто из вас испытал трудности в работе?

– А кто с удовольствием продолжил бы путешествие?

– А теперь оцените свою работу и подсчитайте набранные вами баллы.

Критерии оценки:

  • 12 баллов – 5
  • 10 баллов – 4
  • 8 баллов – 3

VI. Домашнее задание (1 минута)

– Составить карточку-задание для своего товарища, на одну из изученных орфограмм.

VII. Рефлексия (2 минуты)

(работа на компьютере, слайд 12 – презентация 2)

– Благодарю вас, за активную работу на уроке. Сегодня вам на помощь не раз приходили ваши знания и смекалка. Удачи, вам, ребята!