Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности

Разделы: Русский язык


Актуальность проблемы

 «Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать», – дает такое обоснование Рене Декарт. И чем раньше мы об этом позаботимся, тем успешнее будет обучение.

В своем исследовании я  решила выстроить систему подходов для формирования грамотного письма, чтобы помочь учащимся, а особенно – испытывающим трудности в орфографии и развитии речи. Проблема грамотности всегда вызывала интерес. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? В учебный методический комплект для начальной школы  «К тайнам нашего языка»  под редакцией М.С. Соловейчик входят учебники и тетради на печатной основе с 1-го по  4-й классы, в них осуществляется коммуникативный подход в изучении языка, т.е. нацеленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Уделяется  внимание привитию интереса к изучению русского языка через решение орфографических задач, где ученик выступает соавтором в процессе познания.

Исходя из этого,  возникла проблема с поиском ответа на вопрос, как организовать процесс обучения русскому языку в 5-6 классах, чтобы он способствовал максимальному развитию орфографической зоркости.

Изначально проблема возникла и оформилась в процессе поисков темы по самообразованию и работы в творческой группе по следующим этапам:

  • Изучение опыта работы учителей области и России, изучение методической литературы, апробация отдельных поисков в собственной работе.
  • Изучение альтернативных систем обучения, отбор содержания, приемов и методов обучения по проблеме.
  • Изучение и составление дополнительных материалов (КСО, игрового, дифференцированного обучения, информационных технологий).
  • Создание этапности в формировании орфографической грамотности.
  • Изучение результативности работы с учениками как в плане сформированности общей грамотности, так и в плане комфортности обучаемых, где ученик выступает соавтором в процессе познания.

По мнению ряда лингвистов, психологов и методистов формирование орфографических умений школьников оказывается недостаточно эффективным еще потому, что на начальной ступени обучения происходит становление круга познавательных способностей, особенно интенсивно должны развиваться способности, лежащие в основе продуктивной мыслительной деятельности.

Поэтому проблема «Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак образованности и воспитанности личности» приобрела исследовательский характер.

Цель исследования: установить целесообразность использования способов формирования орфографической грамотности учащихся, используя материалы учебника М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» и дополнительные материалы тетради-учебника, составленные мною.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть психолого-педагогические и методические аспекты процесса формирования орфографической грамотности учащихся.
  • Выработать рекомендации по внедрению данной методики в обучении русскому языку.
  • Проверить эффективность предложенной системы упражнений и сформулировать методические рекомендации по их использованию.
  • Стремиться усилить влияние учебного предмета «русский язык» на процесс всестороннего развития личности школьника.

Объект исследования: учебный процесс обучения учащихся 5-6 классов.

Предмет исследования: формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

Методы исследования:

Теоретические:  изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение опыта работы учителей начальной школы, сравнительный анализ продуктивной деятельности учащихся.

Эмпирические:  наблюдение, тестирование, опросы учащихся, индивидуальные беседы.

Сроки исследования: исследование начато в 2007 году, предполагаемое окончание 2010 году.

Этапы исследования:

  1. Диагностический: изучить, проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, состояние учебно-воспитательного процесса в школе, обосновать актуальность внедрения.
  2. Прогностический: тему, задачи исследования, построить модель новой методики обучения русскому языку, сформулировать гипотезу, спрогнозировать ожидаемые положительные и негативные результаты.
  3. Организационный: создать материальную базу для исследования. Разработать тетрадь-учебник  для учащихся 5 класса.
  4. Практический: реализация методических приемов, отслеживание промежуточных, текущих результатов, описание опыта.

Критерии развития орфографической грамотности

  • Ставить орфографические задачи (находить орфограммы)
  • Применять упражнения для развития памяти (смысловой, слуховой, зрительной) и мышления;
  • Осуществлять орфографический самоконтроль.

Прогноз ожидаемых результатов

Среди упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости учащихся, можно выделить две группы: упражнения восприятия материала на слух и упражнения при зрительном восприятии текстов.

Первые предлагают обучение прогнозированию орфограмм, т.е. их нахождение для записи слов, вторые тренируют в самоконтроле по ходу и после записи. Важны в работе обе группы.

Прогноз возможных негативных последствий.

  • Однообразные и однотипные упражнения.
  • Непродуманность построения изучаемого материала.
  • Отсутствие применения этого материала на уроках русского языка снизит интерес к учебе.

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большой части детей она слабо сформирована. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5-й класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50 %.

Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

А теперь попытаемся ответить на вопрос, что такое орфограмма? В.В. Репкин определяет ее как «элемент буквенной символики, который точно определить по произношению невозможно». (Организация развивающего обучения русскому языку», стр. 57).

П.С. Жедек – «как письменный знак (буква), который не устанавливается на слух». (Вопросы теории и методики обучения фонетике, графике, орфографии стр. 64).

Что же происходит на практике, почему учащиеся допускают так много орфографических ошибок в своих работах? На этот вопрос тоже есть ответ. Чтобы безошибочно записать слово, ребенок должен выполнить орфографическое действие. Что есть действие? Каковы его шаги? Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие?

  • Обнаружить орфограмму.
  • Определить, в какой части слова находится орфограмм.
  • Проверить слабую позицию или подобрать слово с той же морфемой в сильной позиции.
  • Действую по закону русского языка, т.е. обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова.

На протяжении длительного времени важнейшим из них считалось умение обнаруживать орфограммы. Анализ работ известных специалистов в области методики позволило отметить определенные различия в названии соответствующего действия. Некоторые авторы пишут об умении обнаруживать (Н.С. Рождествеский, М.Во Львов) или находить (Е.Г. Шатова) орфограммы, другие об умении опознавать (М, М, Разумовская), распознавать орфограмму (Т.Г, Рамзаева) или об умении ставить орфографические задачи (П., С, Жедек). В работах Н.Н. Алгазиной названия, как умения обнаружить, опознать, определить орфограмму.

Реализация основных положений орфографической зоркости на уроках

Видение решения проблемы развития орфографической грамотности как общей языковой культуры как признак грамотности и воспитания личности в среднем звене  через развитие интеллекта, памяти и логического мышления. При этом выделяются две группы:

1. Изменение содержания изучаемого материала

Введение дополнительной лексики, широкое использование пословиц, поговорок, фразеологизмов, игрового материала.
Введение текстов познавательного характера. Расширение объема работ с понятиями.

2. Новая организация учебного процесса.

Использование частично-поискового метода
Использование принципа обоснованного ответа, т.е. доказательства.
Подбор таких заданий, которые формировали бы лингвистические и интеллектуальные качества.
Использование принципа сотрудничества.

Какие новые подходы можно использовать для этих целей?

  1. Введение мобилизующего этапа, формирующего готовность к работе (экспресс-тесты, упражнения на внимание и т.д.)
  2. Словарная работа (поиск словарного слова, определение лексического значения, этимологического, установление ассоциативных связей, нахождение реального и фантастического использования предметов, использование фразеологических оборотов,)
  3. Изучение нового материала (использование частично-поисковой работы, проблемные ситуации, анализ наблюдений, дифференциация работы).
  4. Этап закрепления (разнообразные лингвистические ситуации, перераспределение функций учителя и ученика, группировка материала по смыслу, работа с фольклорным материалом).

Упражнения для развития мышления, внимания и памяти.

  • Составь слово
  • Найди недостающее звено.
  • Найди ошибки в пословицах
  • Подчеркни ошибкоопасные места.
  • Дополни задание своими словами.
  • Прочитай стихотворение, нарисуй словами картину.
  • Найди объяснение в толковом словаре.
  • Найди конец пословицы.
  • Опиши словами иллюстрацию.
  • Составь слова для игры.
  • Узелки на память.
  • Знаете ли вы?
  • Полминутки на шутку.

Исследование уровня развития памяти

Литература:

  1. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Москва «Школьная пресса» 2003 г..
  2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Издательство «Ассоциация 21 века» 2002 г..
  3. Ильская И.С., Сидоров В.Н. Современное русское написание. Москва 1999 г.
  4. Н.С. Рождественский «Свойства русского правописания методики его преподавания». Москва 1960 г.
  5. С.Н. Костромина «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по русскому языку» Москва. 2003 год.
  6. Жедек П.С., Репкин В.В. Из опыта изучения закономерности русской орфографии. Обучение орфографии в основной школе. Ред. Сост. М.Н. Разумовская. Москва 1974 год.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. Москва 1990 г.
  8. Межанова Г.М. «Как научить ребенка грамотно писать» Начальная школа. 2003 год №7.
  9. Г.Ложникова «Обучение навыкам грамотного письма с учетом психофизиологических особенностей детей». Москва. 2004 г.
  10. Л.Красновская «Орфографический самоконтроль» Москва, 2004 г.
  11. Тямина И.Ю. «Об организации орфографической работы» Начальная школа 2003 г. №8
  12. М.С. Соловейчик Русский язык в начальной школе. Теория и практика обучения. Москва 1998 г.