1. Обоснование актуальности и перспективности опыта
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В данной Концепции в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности. Ведущую роль в достижении этих целей играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, является исследовательская деятельность школьников.
Известный российский педагог И.И.Лернер говорит об исследовательском методе так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, так как вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности».
И действительно, развитие исследовательских умений и навыков на уроках русского языка и литературы помогает поднять интерес обучающихся к учебе, повышают эффективность обучения. Исследовательская работа дополняет способы получения знаний, так как она подразумевает самостоятельное изучение выбранной темы, накопленный учеником базовый материал, анализ данных и умение самому делать выводы.
Все эти навыки развивают творческие способности учащихся, помогают увидеть взаимосвязь разных наук, воспитывают самостоятельность.
Цели и задачи исследовательской работы, которые поставлены мною на уроках русского языка и литературы следующие:
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
- развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
- формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков
- обогащение духовной культуры;
- развитие творческих задатков личности.
Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли находить пути решения проблем и задач с помощью исследования.
Для более эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы мною были изучены научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Шацкого, М.Г.Качурина и др. В работах ученых также отстаивается идея исследования на уроках, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».
Урок перестраивается так, чтобы ученик стал субъектом познавательной деятельности, для него открываются возможности применить различные формы исследования, что помогает раскрыть личностный потенциал учащегося. В результате внедрения данного вида деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; к созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование исследовательских технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема инновационного педагогического опыта «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской и проектной работы учащихся на уроках.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта
Наблюдения за детьми показали, что наметилась тенденция снижения интереса к обучению. В ходе изучения уровня развития умений и навыков мною было установлено, что у обучающихся постепенно пропадает интерес к обучению, к печатному слову, возросло число учащихся, которые ограничиваются чтением литературы только по школьной программе или чтение произведений лишь в кратком изложении.
На уроках русского языка у некоторых учеников существуют проблемы с грамотностью, возникают проблемы при выполнении различных упражнений, написании диктантов, изложений и других видов письменных работ.
Считаю, что причинами снижения интереса к обучению стало усиление влияния средств массовой информации (чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером); возросло число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка; изменилась позиция взрослого к совместной деятельности с детьми; отсутствует система целенаправленного формирования учебной деятельности школьников.
Для того чтобы повысить не только мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы, но и уровень качества образования, на мой взгляд, нужны новые средства и технологии подачи учебного материала для современного школьника. Познакомившись с исследовательской технологией, я решила, что она поможет замотивировать учащихся на уроках русского языка и литературы, будет способствовать повышению уровня подготовки учащихся, так как данный инновационный метод направлен на поиск ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, умение делать выводы.
Цель педагогического опыта «Исследовательская деятельности на уроках русского языка и литературы» - определить и апробировать методы и технологии, которые позволят наиболее эффективно активизировать исследовательскую деятельность обучающихся, формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии активизации
- у обучающихся исследовательской и проектной деятельности, создание презентаций, ученических проектов;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности, используя исследовательскую технологию на каждом уроке;
- повысить результативность обучения;
- активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Объектом изучения является образовательный процесс, предметом изучения - исследовательская, проектная, коммуникативная деятельность школьников на уроке.
Предполагаемым результатом является формирование у обучающихся потребности заниматься исследовательской деятельностью, позволяющее им повысить качество знаний не только по гуманитарным дисциплинам, но и по истории, обществознанию, иностранному языку; адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми; выражать свои чувства и представления о мире различными способами; активизировать творческую деятельность, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач: создавать исследовательские и проектные работы, презентации, участвовать в различных творческих конкурсах.
3. Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению. Это научно-практические конференции и семинары, на которых рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы в школах, различные публикации и научные труды.
Немецкий педагог Адольф Дистервег почти двести лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открывать. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Педагог Константин Дмитриевич Ушинский полтора столетия назад писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
Методологической основой опыта послужили теоретические положения и концептуальные идеи Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова в их трудах по формированию творческой личности, в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева по проблемам творческой деятельности. Исследовательский принцип в обучении положены в основу технологии проблемного обучения, разработчиками которой являются Махмутов М.И. и Ларнер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования.
По мнению многих ученых, термин «исследование» означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В частности, Дружинин В.Н. считает, что именно «эта деятельность - ее принято называть творчеством - требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний».
Нельзя не согласиться с утверждением, что работа над созданием проекта, исследовательской работы позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления исследования. Все это развивает коммуникативность (чего сейчас не хватаетмолодому поколению) и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Организация исследований требует тщательной специальной подготовки не только нас, учителей, но и учащихся.
Для организации работы с учащимися использовать учебники и методические пособия, рекомендованные Министерством образования как соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения, программы основного общего образования по русскому языку и литературы и рабочие программы по русскому языку и литературы для 5-11 классов общеобразовательной школы.
Кроме этого, в помощь нам, учителям, опубликован ряд методических указаний для организации исследовательской деятельности обучающихся:
- Андриянова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология. - 2015. - №1. - с. 7.
- Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.псих.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.
- Патрик Т.Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность. / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. - М.: МИОО, 2005.
- Патрик Т.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы).
Данная методическая литература помогает конструктивно и результативно использовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы.
4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Технологию педагогического опыта или его отдельные элементы можно использовать на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
На уроках и во внеурочное время систематически использую разнообразные виды исследовательской деятельности:
- информационную (собирается информация о каком-то объекте, явлении, анализируется, обобщается для представления широкой аудитории. Например, жизнь и творчество поэта или писателя, издание книги, описание части речи по русскому языку);
- ролевую (обучающиеся выступают роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода художественного произведения или устного народного творчества, составление сказки);
- практико-ориентированную (выявляются социальные интересы участников проекта. Например, с какой целью изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знания, полученные на уроках, в современной жизни?);
- творческую (театрализованные представления произведений).
Проектная деятельность организуется на трёх уровнях:
- объяснение технологии подготовки ученического проекта (знание);
- выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);
- самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).
Для того чтобы заинтересовать учащихся заниматься исследовательской деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, использую разнообразные приемы: это и сопоставление иллюстраций, просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются разные работы к одному и тому же произведению.
Для организации исследовательской и проектной деятельности, используем следующий алгоритм действий:
- выбираем тему исследования или проекта;
- формулируем цель, гипотезу (Для чего я это делаю? Какой будет результат и почему?);
- выбираем метод исследования. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?);
- собираем необходимую информацию, материал, оформляем его;
- подводим итоги по полученным результатам;
- анализируем результаты, сравниваем с гипотезой;
- делаем выводы;
- проводим защиту результата.
Многообразные типы исследования и проектов дают нам возможность решить самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме, что позволяет им активнее приобретать и применять знания и умения, расширять учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Что же может стать содержанием исследования по русскому языку и литературе?
На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом. Мною опробованы различные виды исследований на уроках русского языка и литературы. Это такие исследовательские проекты, как:
«Тайна происхождения имён, прозвищ и фамилий» (во время работы над произведением Чехова «Толстый и тонкий», Фонвизин «Недоросль»), «Речевой портрет школьника» (Фонвизин «Недоросль», Грибоедов «Горе от ума»): предлагалось школьнику в течение 2-3 трех дней записать речь своего одноклассника во время беседы и составить по ней «речевой портрет»
В ролевом проекте учащиеся исполняют роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, мини-проект нескольких учащихся «Встреча городничего и Хлестакова после прочтения письма » из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», где ученики придумывают сценку, героями которой являются Хлестаков и городничий (придумываются вопросы городничего и ответы Хлестакова).
Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это театрализованные представления произведений искусства, творческие вечера.
Курс литературы в пятых-седьмых классах также предоставляет много возможностей для исследовательской деятельности. Например, во время изучения сказа П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» ученики обращают внимание на её жанровые особенности (Почему П.Бажов назвал свое произведение сказом? Что в нем на быль, а что - сказ?). Так мы начинаем наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а реальное - в сказочное, и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Из наблюдений возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
В период изучения сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени очень важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять (пересказывать), но и иллюстрировать теоретические понятия, пользоваться ими как инструментом познания.
Изучая в седьмом классе народные предания и жития, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Какими перед нами предстают в «Повести о Петре и Февронии Муромских» главные герои и муромские бояре?». Интересны и исследовательские работы по былинам «Речь былинных героев» «Забытые слова», где учащиеся ведут наблюдение за речью былинных героев.
Ученики проводят исследования, сопоставляют художественные и исторические образы. Итогом данной работы может стать самостоятельное составление сказов, былин.
Исследовательская деятельность, которая проводится на уроке, должна продолжаться и во внеклассной работе по предмету: предметные недели, конкурсы и викторины, предметные олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они увереннее чувствуют себя на уроках, становятся более коммуникабельными, общительными, активнее участвуют в школьных, муниципальных, олимпиадах по русскому языку и литературе, исследовательских конкурсах и творческих работ, научно-практических конференциях.
5. Анализ результативности опыта
Реализация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы проводится мною в каждом классе как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету
- положительная динамики уровня обученности
- качественная динамика мотивации учебной деятельности
- устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности
В рамках социализации личности:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся
- осознание ценности творческого открытия учащимися
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.
В процессе работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы отмечены следующие положительные результаты: обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, у них расширяется словарный запас и кругозор, лучше закрепляются имеющиеся грамматические навыки; повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах; формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук, повышается учебная, познавательная мотивация школьников.
Результативностью опыта является рост числа обучающихся, активно участвующих в школьных, муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ, научно-практических конференциях.