Орфографическая грамотность - основа развития ключевых компетенций учащихся (из опыта)

Разделы: Русский язык


Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций уч-ся.

Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю да и в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка.

Главным в обучении правописанию является правило , его применение , т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить её, он сможет решить вопрос о конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограммы, выступает базовым умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение делать этого - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Чтобы найти орфограмму ,написание .требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями.

Мы должны помнить: "чем больше органов наших чувств", по К.Д. Ушинскому, "принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее оно ложится на нашу память"...При обучении орфографии следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:

  • фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных- положение в безударном слоге, для парных согласных- положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у уч-ся;
  • звуки, звукосочетания, буквы содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные а ,о , е, и, я; парные звонкие и глухие согласные; сочетания стн (сн) здн (зд) и др.
  • морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место "опасных" звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или в окончании;
  • морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного -и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;
  • семантические признаки выделяются собственные имена и наименования и усиливаются в процессе наблюдения над собственными именами существительными;

Изучение работ психологов позволяет нам выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты мотивационный, операционный и контролирующий.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание уч-ся необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на следующих этапах - целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых образов с их следом в памяти.

Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывает большое влияние следующие процессы:(5 слайд)

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающая в себя целенаправленный анализ;
  • логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образцов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Каждый учитель использует свои методы и приёмы, которые необходимы для плодотворного усвоения учебного материала. Их выбор зависит от многих факторов: прежде всего, это подготовленность учеников, их общий уровень развития.( о 5-ти класс.)

Как же добиться результативности на уроках русского языка? Важная задача - сделать уроки интересными, не похожими как две капли воды, и тогда усвоение материала будет проходить быстрее и осознаннее.

На каждом уроке я ввожу элементы всех разборов, которые должен выполнять ученик на данном этапе обучения языку. Систематически проводимый разбор предложений отнимает немного времени, так как учащиеся быстро привыкают к порядку разбора, и, как показал опыт, повседневное проведение такого грамматического разбора способствует развитию устной речи учащихся, приучает к полным, развёрнутым ответам, укрепляет и уточняет знание грамматической теории. Дети учатся быстро находить подлежащее и сказуемое в предложении, что способствует правильной расстановке знаков препинания. Провожу морфемный, фонетический, морфологический анализ слов этого предложения.

Во время опроса ученики должны показать не только чёткие и твёрдые знания теории, но и уметь применить эти знания. На предложении, которое даётся учащимся для синтаксического разбора, прорабатываются и соответствующие орфографические правила. Предложение я подбираю таким образом, чтобы в нём встречались орфограммы, которые вызывают наибольшее затруднение.

Перед объяснением нового материала повторяется тот раздел пройденного курса, который помогает усвоению темы. Это повторение я провожу нестандартно. Как правило, данный вид работы проходит в игровой форме, особенно если это средние классы.

Например, игра "Волшебный мяч, "Грамматическое домино" позволяет проверить усвоение учащимися любого теоретического материала, способствует активизации мыслительной деятельности. Учителем выбирается тема игры. Возьмём тему " Самостоятельные части речи". Учитель бросает мяч любому ученику, а он, в свою очередь, должен очень быстро назвать пример самостоятельной части речи.

Этот вид работы очень нравится детям. Темами игры могут быть разные разделы языка: корни с чередованием, приставки, сложные слова, спряжения глаголов, и т.д .

Несомненно, в моей практике большое количество нестандартных уроков, которые я провожу по темам закрепления и обобщения. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которая стоит перед каждым учителем.. Урок-семинар, урок-путешествие, урок-собрание, урок-игра, урок-экскурсия, урок-исследование: Данные формы учебной деятельности способствуют организации проблемного диалога, живого и свободного общения между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Ведь учиться должно быть интересно! Для обобщающих уроков по орфографии я выбираю следующие формы: Урок-КВН, урок-путешествие, урок-олимпиада. Такие уроки повышают интерес к учёбе, а значит, и качество знаний.

Использование схем, таблиц и других наглядных пособий, в том числе электронных, облегчает усвоение нового материала и сокращает время на его объяснение. ( показ схем и таблиц)

В своей деятельности я часто использую элементы методики Т.Я. Фроловой. Мною изготовлены таблицы со стихотворными правилами. Этот наглядный материал расположен в кабинете так, чтобы дети могли видеть его постоянно. На уроке мы разбираем, учим данную орфограмму, закрепляем её. А потом идёт усвоение и на уровне подсознания. Когда ребёнок часто видит одно и то же, он запоминает, даже не задумываясь над этим. Также у Т.Я.Фроловой есть замечательный кратковременный курс: "Скоро экзамен по русскому языку? Без паники:". Предлагаемая автором система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания. Эта система позволяет качественно активизировать уже полученные знания.

Также нельзя забывать, что все дети имеют разные способности, и поэтому целесообразно подходить дифференцированно к обучению. Для себя я разработала план работы с одарёнными детьми и со слабоуспевающими. Разноуровневые задания для усвоения нового материала и для его закрепления я ввожу на уроках уже на начальном этапе обучения русскому языку. При работе со слабоуспевающими детьми основная цель -изучение орфограмм. Для одаренного ребёнка главное, на мой взгляд, постоянно расширять круг учебных задач и проблем. В этом случае "планка всегда должна быть приподнята.. Для более успешного овладения орфографическими правилами я изготавливаю карточки-тренажёры, составляю самостоятельно тестовые задания (разноуровневого плана).Хорошим подспорьем на данном этапе считаю рабочие тетради Богдановой. Ахременковой Л. А. " К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором", провожу диагностику, которая позволяет определить с какими трудностями сталкивается тот или иной ученик и какая помощь ему необходима.

Важным элементом в обучении орфографии считаю проверку письменных работ. Как мне кажется, простое исправление ошибок можно применять только для работ слабоуспевающих детей. Если говорить о работе "сильного" ученика, то здесь целесообразно ошибку только обозначить. Большое внимание я уделяю работе над ошибками, причём это разнохарактерные работы. "Слабые" учащиеся переписывают работу полностью. "Сильные" - выполняют анализ ошибок, объясняя правила написания. Причём, у таких учеников я правлю не все ошибки. В некоторых работах выношу на поля значки, обозначающие наличие орфографической или пунктуационной ошибки, а дети сами должны найти эти ошибки и объяснить графически правильное написание слова или предложения. После каждой контрольной работы я в обязательном порядке делаю анализ ошибок и подбираю задания для каждого ученика таким образом, чтобы проработать орфограммы, в которых наблюдаются недочёты. И если допущенных ошибок много, то для прочного усвоения знаний по определенной орфографической теме уч-ся составляют упражнения дома самостоятельно или подбирают материал из литературных текстов. Уч-ся выполняют эти упражнения с желанием. В последующие дни ученик выполняет упражнения, составленные его товарищами, а свое передает другому. Такая самостоятельная работа с элементами творчества активизирует мыслительную деятельность школьников, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой зависимости от общего развития детей , их наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать.

Хотелось бы сказать несколько слов о справочном материале. В настоящее время существует достаточное количество справочников по орфографии и пунктуации. Но мы продолжаем вести свои тетради "Узелки на память". Прописывая орфограмму своей рукой, ребята лучше запоминают её, так как включается зрительная и моторная память. А это очень важно. В дальнейшем я разрешаю пользоваться этими записями, но они должны быть только своими. Успехи в орфографии не могут быть достаточно качественными, если изучать только правила правописания как таковые. Орфографическая подготовка - это важный компонент общего речевого и языкового развития; её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении - словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им системой русского языка, его богатством. Объясняя ту или иную орфограмму, ученик должен так построить свою речь так, чтобы ответ был доказательным. А это и есть обучение монологическому высказыванию. Жизнь диктует свои правила, по которым воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления как РЕЧЬ.

Развитие речи учащихся неразрывно связано с усвоением орфографической стороны языка. Эти два направления идут рядом.

Упр. "Толковый словарь". Я показываю детям предмет, который под рукой: ручка или монета и т.п. Самостоятельно в тетрадях ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем все зачитывают по очереди свои работы. Я открываю словарь и зачитываю статью оттуда. Ученик, чьё лексическое значение близко к значению из словаря, получает "5".Детям очень нравится подобный вид работы. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки ребёнка. Если говорить о словарях, то они должны быть непременным атрибутом каждого урока. Каждое слово, сказанное учителем или учеником, должно быть понятым. Не должно быть белых пятен. Тем более, что в современном обществе с его быстрым ростом, объёмов информации трудно переоценить умение чётко и правильно пользоваться справочной литературой. На выработку этого умения должна быть направлена постоянная работа на уроках русского языка: использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при орфографическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта "Проверь себя", методика проведения которого очень разнообразна. Проверку на разных этапах урока провожу с использованием сигнальных карточек. Высокий уровень самоконтроля достигается при комментировании, так как ученик непросто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами - комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль и формулировка правила.

Кроме того, комментированное письмо выступает как один из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

На определенной ступени обучения применению правила при объяснении написания слов вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) использую письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки, выделение орфограммы зеленой пастой.

При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы. (стимулом выполнить работу без ошибок - звездочка на тетради)

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Всё перечислить просто невозможно. Иногда бывает так, что какое-то задание рождается спонтанно. Здесь учитывается и настроение детей. И уровень их языковой подготовки. И умение творчески мыслить. Главное, как мне кажется, не перегружать такими работами, иначе может быть обратный эффект.

Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы. Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть он получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы).Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD "1С: Репетитор. Русский язык", "1С: Репетитор. Тесты по орфографии", "1С: Репетитор. Тесты по пунктуации", обучающая программа - тренажёр "Фраза", "Семейный наставник" и другие. На уроке их можно использовать в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению темы, урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала. Я в своей работе успешно использую электронное приложение к методическому пособию Т.А. Захаровой, И.А. Меховской , которое содержат интерактивные тесты, кроссворды и игры, помогающие организовать фронтальную и индивидуальную проверку знаний уч-ся, СД- приложение использую как на экране, так и на интерактивной доске. Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний. Одним словом, стремлюсь , чтобы к 11 классу у учащихся уже были сформированы все основные навыки и умения. В своей практике я уже начиная с 5 класса ввожу подготовку к тестированию. Использую рабочие тетради под редакцией, АВС О.П. Семенец тестовые задания Малюшкиной. К любой орфограмме подбираю упражнения тестового содержания, постепенно их усложняя. К моменту, когда мы приступаем к работе с КИМами, учащиеся имеют полное представление о том, что им необходимо делать. В старших классах основной целью изучения русского языка является закрепление лингвистических знаний и развитие умения применять свои знания на практике для успешной сдачи ЕГЭ.В X-XI классах занятия повторения курса русского языка чередуются с занятиями, на которых учащиеся работают с контрольно-измерительными материалами. Каждую тестовую работу я проверяю, не обозначая правильного ответа. Ученики выписывают те орфограммы и пунктограммы, в которых были допущены ошибки. Потом сдаётся зачёт по пробелам и выполняется работа, включающая в себя задания, в которых были сделаны учащимися ошибки. И, как правило, результаты второй работы лучше. Так медленно и целенаправленно ребята готовятся к ГИА И ЕГЭ. Построив работу таким образом, можно добиваться желаемых результатов на экзамене. А они таковы: 9-классники - 100 % успеваемость, качество обученности 87 %; 3 выпуска из 11 класса 100% успеваемость, а в этом году средний балл 61, выше районного, причем в критерии соблюдение орфографических норм процент выполнения 62; из 18 выпускников на "5" сдали 6 , на "4"- 7 Медалисты подтвердили свои оценки.

Таким образом, система, которую я использую в работе над развитием орфографической зоркости оправдывает себя. Результаты есть. В дальнейшем я буду продолжать работу в этом направлении, углублять её, что позволит, очень надеюсь на это, качественно улучшить показатели знаний учащихся по русскому языку.