Современная школа решает задачу подготовки выпускника к жизни в динамичном и сложном 21 веке. Главное требование к результату – выпускник должен быть успешен в любой сфере деятельности, выбранной им. Условием успешности, бесспорно, является не только багаж знаний, умений, навыков, способность находить информацию и работать с ней, но и креативность, умение подходить к решению задачи творчески. Именно поэтому всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, в основе которых лежит внимание к субъектности ученика, к развитию его компетентностей.
В среде педагогов велико стремление овладеть этими технологиями, на основе уже созданных классификаций и научных обоснований выстроить авторские методические лаборатории, в которых нашли бы достойное место традиционные и нестандартные формы работы на уроке и во внеклассное время.
В данном отчёте представляется технология работы учителя и учащихся, направленная на освоение информации (правил русского языка, лингвистических понятий и т.п.) и развитие творческих способностей детей. Суть работы – в создании иллюстрированного стихотворного сборника «Весёлая подсказка по русскому языку для детей и взрослых». Несмотря на то, что сборник – зримый результат проектной работы, представляется возможным классифицировать описываемый опыт как информационно-деятельностную технологию.
Деятельность учащихся направлена на присвоение информации, но осуществление цели происходит в нестандартной форме. Как пишет В.В.Гузеев в книге «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии» (Москва.НИИ школьных технологий. 2004г.128стр.), срабатывает «закон Франкла-Куринского»: «Желая овладеть каким-либо содержанием образования, необходимо сделать его побочной целью образовательной деятельности». «Отсюда, – делает вывод Гузеев Вячеслав Валерианович, – главный парадокс образовательной технологии: процедуры образовательной технологии задаются первостепенными целевыми установками, а её эффективность определяется второстепенными». Особенностью работы по созданию сборника «Весёлая подсказка..» является именно то, что «овладение содержанием образования» в процессе деятельности стало «побочной целью образовательной деятельности».
Педагоги всегда искали и находили формы, позволяющие разбудить творческую фантазию, воображение и энтузиазм ребёнка. Создавали сказки сами, отправлялись вместе с воспитанниками в сказочную страну Грамматику, предлагали детям сочинять сказки. И это здорово! Каждому учителю русского языка хочется, чтобы запоминание трудных, иногда скучных орфограмм происходило в занимательной форме, наполненной юмором, шуткой, добросердечием.
Кто не знает, как дети любят стихи! Рифмованные строчки завораживают мелодичностью. Может быть, с первой маминой колыбельной начинается эта любовь? Стихотворные строки К. Чуковского, С.Маршака, А.Барто, А.С. Пушкина, так привлекавшие и зачаровывавшие в дошкольном детстве, легко вспоминаются и цитируются в любом возрасте. Да, действительно, происходит это потому, что в них есть простота, лёгкость, изящество. А сколько мудрой и доброй информации заключено порой в стихотворной строчке!
Много раз убеждалась на практике, что ритмичность в организации текста и образность помогают учителю и ученику в учебном процессе. Такой текст вызывает интерес, повышает мотивацию в обучении, делает восприятие и запоминание материала более эффективным.
Идея использования в учебном процессе текстов, в которых «зарифмованными» оказываются правила, не является, конечно же, новой. Так источниками информации по данной теме для меня стали в своё время следующие публикации:
- О.Н.Кургузова. «Помогают рифмы». Журнал «Русский язык в школе». 1990. №2. стр.45.
- Т.Б.Курочкина. Педагогическая копилка. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР». 1991. №9. Стр.17.
- А.И.Косоговский. «Зарифмуем… правила». Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР». 1988. №6. Стр.25.
Мысль, что о правилах русского языка (орфограммах) можно рассказать в образной форме с использованием ритмической организации речи, облегчающей запоминание учебного материала, представляется актуальной и в 21 веке – веке компьютерных технологий. Впрочем, это похоже на то, как из старых корешков вырастает новое деревце.
«Деревце» – это наш стихотворный орфографический сборник, созданный учениками и учителем. Сборник стал результатом проектной работы, доставившей детям радость творчества, радость сотрудничества и сделавшей обучение более эффективным.
Не смею даже пытаться сравнивать наши миниатюры с тем, что мы называем классикой: главная их цель – не поэтическое мастерство и даже не умение рифмовать. Мотивация участия в учебном процессе повышается, «ползёт вверх» и уровень активности, повышается уровень самооценки тех, у кого она была занижена. Важно, чтобы учитель контролировал эти процессы и давал детям подтверждение значимости их вклада. Каждый, кто подал идею, строку, образ, должен ощутить причастность к общему, такому весёлому делу.
Ответственность за конечный результат (корректность, лёгкость, доступность, точность в передаче информации), конечно же, лежит на учителе как руководителе проекта. Но дух сотрудничества в этом деле – главная ценность. В то же время каждый ученик имеет возможность быть индивидуальным, идти своим путём: в своём варианте сборника он «сам себе режиссёр» (поэт, редактор, художник).
Сборник пополняется и растёт вместе с нами. Он содержит несколько десятков страниц, на которых располагаются стихотворные тексты и шуточные иллюстрации к ним.
Отношение к сборнику трепетное. Это проявляется в оформлении его, в том, что носим с собой вместе с дневником. Название у каждого своё, от сдержанного «Орфографическая тетрадь», до романтического и образного «Золотая копилка». Группа «добровольцев» штудирует материал с опережением, чтобы к уроку изучения новой темы «щегольнуть обновкой», представить правило вниманию одноклассников осмысленным и зарифмованным.
Учащиеся, что не менее дорого, сопровождают стихотворные страницы иллюстрациями. Вот где, как из рога изобилия, – творческая фантазия, яркость красок и образов, проявление чувства юмора! Возникают конкурсы на лучшую иллюстрацию. Используются компьютеры, принтеры и сканеры. В Интернете отыскиваются подходящие по смыслу картинки, образы копируются, переносятся, оживают. Реализуется интегрирование, заложенное в проекте: проявляются межпредметные связи русского языка, литературы, ИЗО, информатики. Компьютеры и проектор дают возможность детям создавать и просматривать мультимедийные презентации.
Перед учащимися не ставится задача заучивать строфы наизусть. Но побывавшее в творческой лаборатории правило, «пропущенное через себя», ритмически оформленное и «рифмованное», становится привлекательным и «родным», и теперь цитировать его – одно удовольствие!
Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, специалистов по мультимедио, и объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание сборника «Весёлая подсказка по русскому языку для детей и взрослых».
Значение игры в образовательном процессе переоценить невозможно. Наша игра не только помогает нам вместе преодолевать трудности. Она оттачивает навыки владения словом, развивает ряд общеучебных навыков, делает обучение более эффективным. Она открывает учащимся простор для самореализации, дарит им радость познания и творчества.
В книге «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии» В.В.Гузеевым рассматриваются «поколения технологий» и выясняется, «какие возможности проявления самостоятельности учащегося в них заложены» (см. аннотацию). Автор пишет: «Узость и однозначность целей, достигаемых за счёт педагогической технологии 50-80 годов, приходит в противоречие с принимаемым теперь приоритетом развития человеческой индивидуальности и личности, установкой на самоактуализацию и самореализацию, поощрением неповторимости человека» [стр.18]. Общество созрело до понимания истины, что каждый ученик вправе выбирать собственную траекторию движения по учебному материалу, и это движение отвечает его потребностям, его целям, его интересам. Идеалом концепции развивающего обучения становится «человек способный» и «человек свободный». Ценностные установки в обществе относительно образования пересматриваются естественным образом, «обсуждается переход от «школы памяти» - к «школе мышления», …к «школе развития» [стр.19]. Надеюсь, что представленная работа отвечает духу времени. Подводя итоги, считаю важным акцентировать внимание на тех преимуществах и позитивных особенностях, которые выявились на практике в процессе работы над сборником:
- повышение мотивации в обучении;
- осмысленное восприятие материала, вытеснение механического запоминания;
- направленность на максимальное усвоение содержания каждым учеником;
- возможность пробуждать и развивать творческие способности детей;
- реализация межпредметных связей (русский язык, литература, ИЗО, информатика);
- создание позитивного эмоционального настроя в коллективе;
- создание ситуаций успешности, самореализации для каждого ребёнка.
Хочется выразить надежду, что рассмотренный опыт станет если не поводом для подражания, то отправной точкой для самостоятельного творчества.
У сборника «Весёлая подсказка по русскому языку» есть свой эпиграф или девиз, который призван дать настрой в начале работы.
Золотое правило ученика
Орфограммы, орфограммы,
Водят буквы хоровод!
В жизни будет тот успешен,
Кто в лицо их узнаёт.
Как в любом «серьёзном труде», есть в нём вступление.
Орфография в стихах
Орфография в стихах,
В рифмах пусть хранится.
В память правило отправим
В тайниках лежать оставим,
Как перо жар-птицы.
Что объединяет гласные и согласные?
Гласные, Согласные
Кое в чём согласные:
В Словаре прописаны
И запоминаются.
Но к ним ещё позиции,
Как в танце, применяются.
В языке мы учимся
Уважать традицию,
Ставим букву слабую
В сильную позицию.
Сильная позиция для согласных
Слово столБ – столБы проверим,
Слово гриБ с гриБами сверим,
СыроеЖку – ешь, не бойся,
И пиши, не беспокойся,
Сыроежечкой проверим!
Примечание: Сильная позиция для согласных – позиция перед гласным звуком или буквой.
Безударная гласная корня, проверяемая ударением
Гласные, хоть и поются,
Не всегда легко даются.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим ударением:
Форму слова измени,
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри.
Для «зЕмли» проверка – «зЕмли»,
Для «вОды» проверка «вОды»,
«ОчАрован» мы проверим
«ЧАры», а «рОжденье» – «рОды».
Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.
Примечание: сильная позиция для гласной – под ударением.
О правописании приставок
Все приставки, как и люди,
Дорожат своим лицом.
Чтоб запомнить внешность каждой,
Быть не надо мудрецом.
Лишь на З и С приставки
В этом отличаются:
Под влиянием соседа
З и С меняются.
Правописание приставок на -З, -С
Есть приставочки на З,
И на С бывают.
Как прилежный ученик
Приставки различает?
Посмотрите на соседа –
Эффективный ход простой! –
И в приставке С пишите,
Если вслед за ним глухой!
Водит дружбу З со звонким –
Вот что нужно знать ребёнку!
Внимание! В словах здесь, зги, здоровье, здание нет приставки!
О правописании суффикса -ЧИК в существительных
Пары подружились,
В вальсе закружились,
Д и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует за двоих.
Пять согласных –
В крепкой дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс -Чик иль -Щик им нужен?
– Чик увидят за версту!
Знает каждый ученик,
Что после них мы пишем -Чик.