Организация учебного процесса, основанного на технологии взаимообучения

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха (В.А. Сухомлинский). Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей к учебе, заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех – и сильных, и слабых?

Технология взаимообучения – новая стадия или новый исторический этап в развитии учебно-воспитательного процесса. Основные принципы организации учебного процесса отражены в технологии коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и его учеников. Такая организация способствует переустройству учебного процесса в массовой школе и повышению его эффективности

При этой технологии организационная структура расширяется, обучение и воспитание ведутся уже в четырех формах: коллективной, групповой, парной, индивидуальной. Доминирующим становится коллективная форма организации учебных занятий и занимает не менее 50-60% учебного времени

Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы. Работая вместе, помогая друг другу, люди добиваются больше, чем работая порознь. Признаки коллективной работы:
– Наличие у всех членов коллектива общей единой цели.
– Взаимопомощь и сотрудничество
– Разделение труда, функции, разнообразие тем и заданий
– Участие каждого члена коллектива в управлении учебным процессом
– Объем работы, проделанный коллективом, должен быть больше, чем проделано одним самым способным учеником.
– Общественно полезный характер деятельности всех и каждого члена коллектива в отдельности.
– Забота всех о каждом и каждого обо всех.
– Равенство объективных условий для развития каждого члена коллектива.

Коллективная форма организации учебной работы предполагает общение обучающих и обучаемых в парах сменного состава. Важнейшие особенности коллективной формы организации процесса обучения следующие:
– Каждый участник является попеременно то учеником, то учителем.
– Ближайшая цель каждого учащегося обучить других всему тому, что знает сам.
– Деятельность каждого ученика является общественно-полезной.

Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех, коллектив обучает каждого своего члена. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей. Изучаемую тему ученик может излагать другим ученикам на уроке, работая с каждым в отдельности столько раз, сколько необходимо для полного, прочного и всестороннего овладения ею. Важнейшая задача учителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого своего ученика.

Коллективная форма организации занятий требует перестройки работы учителей и учащихся: нужно работать в парах, то есть по очереди со всеми; вести учет, планировать свою работу и работу класса; управлять деятельностью школьников; формировать педагогическое мастерство учащихся.

Основные принципы коллективной формы организации занятий:
– Принцип завершенности. Обучаемый должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по данному вопросу.
– Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завершенным тогда, когда ученик все, что он узнает, тут же излагает другим. Обучение других всему тому, что изучаешь сам, важнейшее средство самообучения и саморазвития.
– Коллективизм в обучении – это всеобщее сотрудничество всех со всеми, всесторонняя товарищеская взаимопомощь. Это принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
– Разновозрастность. Нормальный человеческий коллектив – разновозрастный коллектив. А.С. Макаренко считал, что коллектив, составленный по принципу различных возрастов, приносит гораздо больший воспитательный эффект.
– Обучение в соответствии со способностями каждого учащегося. Разновозрастный состав образовательного коллектива, систематическая работа каждого члена в парах сменного состава делают возможным обучение каждого ученика в соответствии с его способностями.
–Принцип разнообразия тем, учебных заданий. Взаимопомощь, взаимообучение, происходят наиболее успешно, когда у учащихся разные задания. Если у всех одно и то же задание, то сотрудничество минимальное.
– Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса. При коллективном обучении все обучают каждого и каждый всех.

Одна из важнейших задач школы – привитие учащимся интереса к самообразованию, формирование навыков самостоятельной работы. А “педагогические технологии” являются инструментом учителя для систематического и последовательного воплощения на практике заранее спланированного учебно-воспитательного процесса.

Как показывает практика, из-за большой учебной нагрузки у учащихся снижается работоспособность, возрастает утомляемость. Изменение в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. Принимая во внимания эти особенности утомления, надо учебный процесс строить таким образом, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Эти проблемы исчезают при использовании коллективных занятий, на которых сочетается несколько видов деятельности.

Следующая проблема – проблема грамотного письма. Нашим ученикам с трудом дается русский язык. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Поэтому учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности, является результатом многократных действий научить делать звуковой анализ, то есть соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, но главное для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. А навыки самоконтроля и самооценки у детей формируется лучше всего при коллективных занятиях. Так как дети работают в парах, группах, объясняют, рассуждают.

Коллективные виды работы воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторить материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят при минимальной затрате времени учителя.

Первые шаги при организации занятий на самостоятельной коллективной основе связаны с подготовительным этапом в обучении. Это работа складывается из 2-х моментов. 1 из них относится исключительно к учителю, на плечи которого ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, то есть раздаточного дидактического материала. Карточек готовится столько, сколько учеников в классе. Каждая карточка делится на 2 части: теоретическая и практические задания. Задания в карточках не дублируются. Они с разными упражнениями.

Второй момент в подготовительном этапе связан с непосредственным обучением детей новому для них виду сотрудничества. Для этого в течении нескольких учебных дней каждому ребенку, получившему свою карточку, учитель сугубо индивидуально помогает, если надо, то и не один раз объясняет как надо выполнить задание. Потом ученик объясняет учителю, как нужно выполнить это задание. Делается все это для того, чтобы ученик мог объяснить все своему товарищу.

Алгоритм самостоятельной работы по теме для индивидуальной или парной работы:
– Прочти теоретический материал учебника.
– Ответь на вопросы вопросника, пользуясь текстом, проговаривая правила.
– Выполни упражнения устно.
– Выполни упражнения для письменной работы.
– Составь развернутый рассказ по теме, пользуясь вопросником.
–Сдай тему товарищу или учителю.

Второй шаг состоит в работе с карточками в парах: каждый ученик получает карточку и приступает к выполнению предлагаемого задания. Выполнивший задание показывает свою карточку соседу по парте. Знакомит его со своим заданием, спрашивает, как его стал бы выполнять товарищ. При неверном ходе мысли он поправляет и объясняет как нужно верно выполнить заданное.

Третий шаг заключается в том, что учитель предлагает всем ученикам поменяться имеющимися у них карточками и проделать по ним ту же работу, которая уже известна детям по предварительным объяснениям учителя и тренировочным упражнениям в постоянных парах. После того как ребята научились работать в постоянных парах, наступал переход к обучению в парах сменного состава. Первый вид сменной пары – четверка: происходило объединение 4-х учеников, сидящих за двумя партами. Они поворачивались лицом друг к другу. Обмен карточками– заданиями происходил следующим образом: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Такое построение работы очень просто и для учителя, и для учащихся.

Второй вид образования сменных составов – диалогические сочетания в игровой форме “ручеек” – это пятый шаг работы. Ребята сидят парами друг за другом, в ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают четное количество учащихся. Для этой работы учитель заготавливает карточки по числу учащихся. Содержание карточек отличается друг от друга. Сначала задание на карточках выполняли учащиеся в парах сменного состава, а затем наступала смена пар между учениками первого варианта каждого ряда.

Шестой шаг – обучение ребят общению в малых группах, по шесть человек.

Седьмой шаг работы включает обучение общению ребят в парах свободного перемещения по классу. Как это происходит? Ученики получают разные карточки по одной теме. Учащиеся работают с ними сначала в парах постоянного состава. После того как задания друг у друга выполнены и проверены пара распадается. Освободившиеся ученики поднимают руку. Из освободившихся ребят образуются новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу. Образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам – заданиям.

Требования постоянно развивающегося мира подняли процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, то есть научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Что мы понимаем под самоконтролем и взаимоконтролем?

Самоконтроль – это умение ученика оценить свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Взаимоконтроль – по процессу на уроках русского языка организуем и во время выполнения учащимися практических работ.

Алгоритм работы по методике взаимопроверки в парах сменного состава:
– Прочитай один вопрос напарнику вслух.
– Изложи свой ответ на этот вопрос.
– Выслушай ответ напарника на его вопрос.
– Смени напарника.

Проверка производится следующим образом: ученик, вызванный учителем для ответа, по своей тетради читает последовательно каждое слово, называя орфограммы. Учащиеся класса проверяют правильность ответа в тетради. Такие задания вырабатывают у каждого ученика не просто привычку, а потребность проверки своей работы. Чтобы сделать работу хорошо надо:
– Подготовиться (понять для чего ты ее делаешь)
– Выполнить (на совесть, старательно)
– Проверить сделанное.

Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества.

На уроках рекомендуется применять различные методики в зависимости от дидактических задач. Например, при изучении нового материала можно воспользоваться “Взаимопередачей тем” (ВТ), “Мурманской методикой” (ММ), “Методикой Ривина” (МР).

При закреплении орфографических навыков и новых знаний рекомендуется применять “Взаимодиктанты” (ВД), “Взаимообмен заданиями” (ВЗ), “Работу по вопросникам”, выполнять упражнения в парах сменного состава.

Основные методические приемы коллективного взаимообучения, используемые мною на уроках русского языка:

– Методика “Взаимопередача тем”. Эта методика предназначена для теоретического изучения материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Эта методика используется для самостоятельного изучения новой темы.
– “Мурманская методика”. Она применяется только тогда, когда класс изучает одну и ту же тему. Из изучаемой темы выписывают новые правила, понятия, определения. К каждому из них ставится вопрос. Кроме вопросов учитель подготавливает простые задания.
– “Методика Ривина”. Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без объяснения учителя. Учитель выбирает несколько тем. По содержанию темы выбираются так, что ученик может изучать их в любой последовательности. Темы небольшие.
– “Взаимодиктанты”. Взаимодиктанты проводятся в парах сменного состава для выработки навыков грамотного письма, для усвоения правил. Они проводятся для повторения и закрепления знаний, а так же для подготовки к восприятию новой темы. Чтобы производить взаимодиктант в парах сменного состава, нужно заготовить достаточно текстов на одни и те же правила. Объем текста не должен быть громоздким.
– “Взаимообмен заданиями”. Эта методика применяется при закреплении. Выбирается небольшая тема или подтема. Весь материал ее разбивается на порции, оформляется на карточку. Ученик может начинать работу с любой карточки и выполнять задания в ней в любой последовательности.
– Методика “Обучающего изложения” (МОИ). Учащиеся сельских школ затрудняются писать изложение: не так полно передают содержание, а так же не очень грамотны. Чтобы научить писать содержательное и грамотное изложение, учитель раздает в классе разные тексты изложения. У каждого ученика свой текст. Получив текст, каждый ученик изучает содержание, работая в парах сменного состава с помощью приема “Поабзацная проработка текста – по методике Ривина”.

Алгоритм работы по методике Ривина.

– Получи текст.
– Подготовь к работе тетрадь.
– Прочитай про себя текст.
– Проверь, выделены ли абзацы.
– Пригласи партнера.

Работа в первой паре:

– А читает первый абзац своего текста, Б слушает.
– Совместное озаглавливание.
– Б записывает заглавие в тетради А.
– Б читает первый абзац своего текста, А слушает.
– Совместное озаглавливание.
– А записывает заглавие в тетради Б.

Работа во второй паре:

– А пересказывает свой первый абзац, затем читает свой второй абзац, Б слушает.
– Совместное озаглавливание.
– Б записывает заглавие в тетради А.
– Б пересказывает свой первый абзац, читает второй абзац, А слушает.
– Совместное озаглавливание.
– А записывает заглавие в тетради Б и.т.д.
– Получился план текста.
– Прочитай еще раз текст и перескажи по плану.

Обязательно ведется учет знаний по мере изучения блоков, заполняются маршрутные листы. Составляется листок учета – таблица, в которой записываются фамилии, работающих по теме и номера карточек. Ученик получает карточку и ставит в листок учета точку. Когда он закончит самостоятельную работу и готов обменяться с товарищем карточками, точку заменяют на крестик. После окончания работы в паре крестик обводится кружком.

Листок учета.

Блок-4 Имя существительное
Ф.И. Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4
1 Ноговицына М. +      
2 Скрябина К.   .    
3 Гаврильев Д.     +  
4 Бродников Ж.       .

Листок учета делает каждый ученик, учитель ведет “Журнал учета”. С помощью этого журнала учитель легко видит ход работы своего класса и каждого ученика отдельно и ежедневно может влиять на характер работы: добавлять или уменьшать содержание, регулировать темп работы, консультировать, помогать, подключать других учеников. В графу “Контроль” выставляют оценки, полученные учеником за данную тему.

При изучении материала в сменных парах сохраняются все известные формы контроля. Однако индивидуальный контроль становится основной формой: ученики работают каждый со своей скоростью и заканчивают изучение темы в разное время или за одно и то же время выполняют разный объем работы. Поэтому учитель обязан проконтролировать всех, чтобы не было пробелов в знании детей.

Третий класс является центральным в формировании понятия “Часть речи”. Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:

– Что означает слово (предмет, признак предмета, действия предмета);
– На какой вопрос отвечает;
– Как изменяется или какие имеет постоянные категории;
– Каким членом предложения является;
– Какие имеет окончания, как образуется.

К концу третьего класса учащиеся должны распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов).

При коллективной форме обучения в парах сменного состава дается возможность добиваться высоких результатов при меньшей затрате времени. Весь материал третьего класса я разделила на 5 блоков.

Задачи обучения при изучении темы “Имя существительное”:

– Формирование грамматического понятия “Имя существительное”.
– Закрепление знаний об одушевленных и неодушевленных существительных.
– Усовершенствование умения писать с большой буквы собственные имена су-ществительные.
– Ознакомление с родом имен существительных, с написанием родовых окончаний.
– Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число.
– Наблюдение над изменением окончаний имен существительных при изменении по падежам.
– Обогащение словаря учащихся новыми именами существительными.

Приведу пример урока по методике ВПТ. Тема делится на подтемы таким образом, чтобы ученики могли начать изучение данной темы с любой подтемы. Например, тему “Имя существительное” разделила на четыре подтемы:

– Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
– Изменение имен существительных по родам.
– Изменение имен существительных по числам.
– Изменение имен существительных по падежам.

Теоретический материал в большинстве блоков ввожу через лекции, через методику взаимопередачи тем, изучение темы в постоянных парах. На первых уроках составляем опорные конспекты (ОК) с занесением в “Словари – помощники”.

Например:

Учитель отвечает на все вопросы “Вопросника”, показывая как нужно работать с опорным конспектом.

Вопросник.
Имя существительное.

  • Что обозначает имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Сколько падежей? Назови.
  • Форма, какого падежа является начальной?
  • Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже?
  • Род имен существительных. Назови.
  • Число имен существительных?

Дальше идет работа по карточкам. В соответствии с количеством подтем класс разделила на 4 малые группы. Каждая группа получает карточку с заданиями для изучения одной из подтем. Задание в карточках не дублируется. Они с разными упражнениями. Закончив работу по карточке, ученик сдает тетрадь на проверку учителю. Потом обмениваются карточками. Учащиеся, закончившие тему раньше других, сдают зачет и начинают изучение другой темы. Оценки открытые, если не удовлетворен “4” – учи и сдавай на “5”. На уроках идет работа по изучению, закреплению и проверке нескольких тем.

Какова система работы?

  • Ученик слушал мое объяснение теории;
  • Составлял опорный конспект, учил самостоятельно по ОК;
  • Приступал к выполнению заданий;
  • После этого переходил к контрольным работам.

Мною используются такие формы контроля как:

  • Индивидуальная сдача тем учителю;
  • Контрольные тесты;
  • Контрольные диктанты;
  • Групповые зачеты по контрольным карточкам – заданиям.

Применение коллективных занятий на уроках русского языка дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе; снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта, утомляемости; предоставляет возможность осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. На уроках создается комфортный климат в коллективе и это способствует тому, что все учащиеся на уроках работают, увеличился темп письма и объем выполняемых работ, повысилась техника чтения.

В результате такой работы мои дети научились самостоятельно добывать знания, приобрели навыки работы с учебниками и дополнительной литературой, продвигаться в своем темпе. Становятся самостоятельными, уверенными в себе. Занятия им стали в радость.