Затрагивая вопрос о становлении и диагностике орфографических умений, следует рассмотреть, что такое "умение" с психологической точки зрения.
В психологическом словаре предлагается следующее определение: "Умение - это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания "делай, как я". Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Обучить орфографии - значит сформировать орфографические навыки.
В психологии различается два типа навыков. К первому относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных повторений. Второй навык формируется на основе более или менее сложных умственных действий. Орфографический навык принадлежит ко второму типу и на этом основании может рассматриваться как "автоматизированный компонент" сознательной речевой деятельности.
Орфографический навык - это сложный навык. Какие же орфографические умения, переходящие в навык, должны быть сформированы?
1. Умение ставить орфографическую задачу (умение находить орфограммы). Для этого необходимо развивать у учеников орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость - "это способность, умение быстро обнаружить в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также определить их типы."1
Т.А.Ладыженская и М.Т.Баранов определяют орфографическую зоркость как умение видеть те места в слове (а в отдельных случаях и между словами), которые возможно изобразить разными способами, но для которых существует только один какой-либо способ (согласно принятым правилам правописания).
Для формирования орфографической зоркости необходимо:
- знание детьми признаков орфограмм;
- развитое умение слышать звучащее слово;
- систематическая целенаправленная тренировка нахождения орфограмм.
Данное умение учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого разработать сложно.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия.
2. Умение устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу. Данное умение начинает формироваться после изучения состава слова. Такая последовательность связана с тем, что после обнаружения орфограммы для решения орфографической задачи необходимо выяснить, в какой части слова она находится. Для этого нужны знания по морфемике и по грамматике. Только после этого учащийся может определить, к какому типу орфограмм относится найденная им в данном слове, а также, каким правилом следует воспользоваться при написании слова.
3. Умение применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи). Большинство правил содержат алгоритм выполнения действий. Правила проверки бездарных гласных, правила правописания согласных (звонких, глухих, непроизносимых) имеют одинаковый алгоритм, при котором слабая позиция проверяется сильной. Основной принцип русской орфографии одинаково проявляет себя во всех морфемах, не только в корне, но и в приставках и суффиксах. Поэтому при изучении темы "Приставки и суффиксы" необходимо показать детям, что в этих морфемах действует всеобщее правило: буква обозначает сильные позиции (липовые - дубовые). Этих морфем в русском языке меньше, чем корней, поэтому их написание нетрудно запомнить. Аналогично действие всеобщего закона и применительно к написанию окончаний (падежных у имен существительных и личных у глаголов), при котором применяются слова - подсказки (в 1 склонении - "земля", во втором склонении - "конь", в третьем - "рожь"). Таким же способом можно проверять и личные окончания глаголов.
4. Умение осуществлять орфографический самоконтроль, которое заключается в проверке учащимися своих письменных работ и других записей. Орфографический самоконтроль, опираясь на три предыдущих умения, начинает формироваться у учащихся еще до изучения правил ( у учеников 1 -2 классов уже имеются определенные умения и навыки самоконтроля: умение проверить, нет ли в слове пропуска букв, описки). Самоконтроль, являясь более широким понятием, включает применение правил как один из своих компонентов. Самоконтроль можно использовать, опираясь на орфографическую зоркость, на умение применять правила, на умение работать со справочной литературой.
Многие методисты комплексные орфографические умения рассматривают в виде этапов, последовательности действий. М.Р.Львов предлагает следующие ступени формирования орфографических умений:
- Мотивационный этап: потребность письменного изложения мысли.
- Учебная ситуация порождает потребность проверять написание слов, сочетаний, конкретнее - проверять орфограммы. Осознавая мотивы предстоящего действия, ученик ставит цель, осознает задачу.
- Поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правило, осознание алгоритма (ориентировочный этап).
- Составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы по ступеням алгоритма ("по шагам") (операционный этап).
- Повторное, многократное выполнение действия по правилу в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным свертыванием алгоритма, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап).
- Появление элементов автоматизма, дальнейшее "свертывание" алгоритма, упражнения.
- Достижение полного автоматизма, самоконтроль, самопроверка, закрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил с операционными целями: они применяются с целью самоконтроля (контрольно - оценочный, самооценочный этап).
- Свободное автоматизированное письмо.
Этапы формирования орфографических умений Львова и др. отличаются от орфографических умений, предлагаемых М.С.Соловейчик, наличием мотивационного этапа. Авторы объясняют это тем, что "начальная школа обращается к ближним целям, конкретным и реальным... Орфография по своему содержанию малопривлекательна, усваивается нелегко, многим детям приносит настоящее горе". Поэтому необходимо повышать интерес детей к орфографии с помощью различных методов обучения (эвристическая методика, исследовательская, творческая деятельность).
Но вместе с тем методисты выделяют постановку орфографической задачи (ориентировочный этап), установление типа орфограммы, применение правила (исполнительский этап), а также умение осуществлять самоконтроль (контрольно-оценочный и самооценочный этап). Появление элементов автоматизма, а также упоминание о достижении более или менее полного автоматизма вносит новизну в предложенные этапы формирования орфографических навыков.
Т.Д.Бочкарева рассматривает следующие этапы, которые проходит ученик при решении орфографической задачи:
- Увидеть орфограмму в слове.
- Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
- Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
- Определить "шаги", ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи.
- Решить задачу, то есть выполнить
последовательные действия
по алгоритму. - Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Таким образом, во всех представленных этапах формирования орфографического навыка можно выделить общность методических подходов к формированию орфографического навыка: всегда ребенок должен уметь найти орфограмму, установить ее тип, применить правило и, наконец, осуществить орфографический самоконтроль.
Среди названных орфографических умений базовым является орфографическая зоркость, поскольку определить тип орфограммы, применить правило и осуществить орфографический самоконтроль ученик сможет в том случае, если обнаружит в слове орфограмму.
Орфографический самоконтроль - это умение комплексное, которое формируется вместе с другими орфографическими умениями. Каждому учителю, поставившему целью своей работы формирование орфографического навыка, необходимо не только научить детей видеть орфограмму, соотносить ее с правилом и применять это правило, но и сформировать у учащихся умение осуществлять орфографический самоконтроль. Мы предполагаем, что высокий уровень развития орфографического самоконтроля оказывает положительное влияние на становление орфографической грамотности в целом.
Список литературы.
- Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок. /Начальная школа. - №3. - 2001
- Ладыженская Т.А., БарановМ.Т. Русский язык в 4 классе: Методические указания к учебнику. - М., 1970.
- Львов М.Р. Методика обучения правописанию в начальной школе. - М., 1988.
- Методика обучения русскому языку в начальных классах. /Под ред. Львова М.Р. - М., 1987.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./Под ред. Львова М.Р. - М., 2000.
- Психологический словарь.- М.1983.