Орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Русский язык


Формирование орфографической грамотности – одна из наиболее трудных задач в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”.

Также как и ряд передовых школ республики, наша школа придерживается принципов развивающего обучения.

Вот уже около десяти ведётся обучение по системе Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, “Школа – 2100”, а я начала работать по технологии по УМК “Гармония”. Почему я выбрала именно УМК “Гармония”? главной формой организации учительского труда является урок. Именно от грамотной организации учебного процесса во многом зависит успех творческой работы педагога.

Повышения эффективности урока – вот главная задача, которая состоит перед учителем. Успех её решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом. За годы своей работы я старалась дать прочные знания учащимся, заинтересовать, развивать их.

Как и многих учителей начальных классов волнует проблема грамотности письма учащихся. Ещё в период обучения грамоте (УМК “Гармония”) я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятия, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическому задачу. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме. Так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и.т.д. эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности. Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа.

Звуковой анализ в данной системе осуществляется по технологии разработанной Д.Б.Элькониным, т.е. путём многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме, который был введён Д.С.Фониным, а именно:

- гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);

- твёрдый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);

- мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъёмом спинки языка к нёбу).

К трём основным знакам в дальнейшем, по примеру В.В.Репкина, добавили ещё обозначение точками “включение голоса” только для звонких и сонорных согласных:

  • Твёрдый звонкий.
  • Твёрдый сонорный.
  • Мягкий звонкий.
  • Мягкий сонорный.

Деление слов на слоги чёрточками, как в традиционной системе не применяется, т.к. чёрточки затрудняют восприятия ребёнком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначаются подчёркиванием их дугами под словом. Машина, семья.

Составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедевтическое освоение орфографии.

Решению этой задачи в данном комплекте уделяется большое внимание.

Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографическая зоркость, т.е. умение обнаруживать “ошибкоопасные места”. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографических правил т.е. в первом классе. Большие возможности для проведения соответствующей работы представляет период обучения грамоте.

Вот почему данный комплект ставит задачу: на основе сформированного действия звукового анализа и знакомства с обобщёнными признаками наиболее частотных орфограмм гласных и согласных (“опасных” при письме мест) научить детей обнаруживать такие “ошибкоопасные” места.

Во время проведённых контрольных и проверочных работ учащихся. В ходе, которого выявлены наиболее частые орфографические ошибки, допускаемые учащихся.

Частые ошибки, допускаемые учащихся:

1. Пропуск замена вставка

Причины:

  • неправильное произношение;
  • незнание, непонимание смысла слова;
  • невнимательность, рассеянность.

Как устранить ошибки:

  • игры и упражнения на внимание (зрительные диктанты, дидактические игры)
  • словарная работа с использованием иллюстрации, ежедневное обогащение “словаря”;
  • использование метода имитации (подражания), при котором отрабатываются нормы русской орфоэпии.

2. Безударные гласные

Причины:

  • незнание правила проверки безударных гласных;
  • непонимание смысла слова;
  • неправильное использование ударения;
  • плохая память.

Как устранить ошибки:

  • словарные диктанты (зрительные),
  • игры и упражнения с проверкой безударного гласного;
  • игры, упражнения на развитие зрительной, слуховой памяти.

3. Разделительный мягкий знак

Причины:

  • непонимание, незнание правила;
  • неправильное произношение;
  • неумение на слух определять место разделительного ь;
  • непонимание, незнание смысла слова.

Как устранить ошибки:

  • игры и упражнения с разделительным ъ и ь ;
  • словарно-орфографическая работа на умение определять на слух разделительный ь.

Работа над этими ошибками включала следующие методы и приёмы:

    1. Использование карточки с упражнениями;
    2. Использование рисунков, схем;
    3. Проведение различных словарно-орфографических упражнений;
    4. Использование перфокарт;
    5. Использование игр (занимательности, наглядности);
      • упражнения, предусматривающие работы с символами, цифрами, кодами;
      • упражнения на повышение интеллектуальной активности;
      • использование карточки с упражнениями по каждому изучаемому слову.
    6. Использование сказки, фантазии;
    7. Комментируемое письмо, предупредительные диктанты, творческие списывания.

В итоге целенаправленной систематической работы (работы над ошибками, разнообразия словарных работ и упражнений) я добилась положительных результатов.