Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007

    Автор: Арапова Татьяна Александровна

    В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.

  • Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс 2007

    Автор: Янилкина Надежда Михайловна

    Обобщающий урок по теме "Глагол", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.

  • Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007

    Автор: Беседина Ирина Владимировна

    Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.

  • Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007

    Автор: Куклина Светлана Владиславовна

    Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.

  • Урок русского языка "Имена существительные общего рода" 2007

    Автор: Страхова Ирина Васильевна

    Представленный материал - это разработка урока на тему "Существительные общего рода" в 5-м классе, в рамках образовательной программы "Школа-2100" ("Русский язык", авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Данный урок прежде всего направлен на реализацию такого направления развития учащихся, как приобретение и систематизация языковых, грамматических знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования речевых навыков и умений. Представленный конспект - это урок сообщения нового материала, разработанный по технологии проблемно-диалогического обучения.

  • Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007

    Автор: Медведева Елена Леонидовна

    Данная работа - конспект урока русского языка в 5-м классе, задача которого - заинтересовать детей научными знаниями через создание проблемной ситуации, а использованные на уроке игровые элементы позволяют в увлекательной форме познакомить детей с собственными и нарицательными существительными.

  • Урок развития речи. Сочинение-мозаика на тему "Зима" 2007

    Автор: Коротова Валентина Иннокентьевна

    Урок развития речи для 3-го класса учит детей строить свои высказывания в художественном стиле.


  • Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных" 2007

    Автор: Мишарина Елена Вячеславовна

    Работа учащихся на уроке предполагает их "включение" в исследовательскую деятельность, самостоятельное открытие новых знаний. Групповая работа, организованная на уроке, способствует тому, чтобы учащиеся сами "додумались" до решения ключевой проблемы и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". Использование бессоюзных предложений в устной и письменной речи. Развитие пунктуационной зоркости 2007

    Автор: Пляскина Александра Николаевна

    Интегрированный урок русского языка обобщает и систематизирует знания учащихся о сложном бессоюзном предложении, закрепляет навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.

  • "Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классе 2007

    Автор: Королева Вера Петровна

    Урок посвящен экспрессивным возможностям русского синтаксиса и проводится после повторения основных сведений о предложении в 11-м классе. На уроке осуществляется реализация текстоориентированного принципа обучения русскому языку, используется технология РКМ, предполагающая формирование и развитие речемыслительных умений учащихся.

  • Односоставные предложения 2007

    Автор: Плотникова Марина Александровна

    Данный материал - первый урок по теме "Односоставные предложения". Он представляет формы организации деятельности учащихся по выработке способа (словесного, в схеме, в таблице).

  • Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения" 2007

    Автор: Кутикова Елена Сергеевна

    Урок русского языка для 8-го класса. Предлагаемые упражнения предназначены для урока обобщения и закрепления изученного. Ребята анализируют небольшие тексты, находят односоставные предложения в составе сложных, выделяют сказуемое, определяют роль безличных, неопределенно-личных, определенно-личных и назывных предложений в создании художественных образов и, что является более важным, приобщаются к истории и культуре России.

  • Методическая разработка урока русского языка на тему: "Описание внешности. Портрет". (Урок-экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею) 2007

    Автор: Хорошильцева Лариса Васильевна

    Урок развития речи в 7-м классе "Описание внешности" по программе М.М. Разумовской продолжает ряд уроков по этой теме. Для проведения урока выбрана форма заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею. Рассказы о художниках - портретистах, знакомство с их творчеством, демонстрация - выставка шедевров изобразительного искусства направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся, приобщить их к культурному наследию России.

  • Занятие элективного курса "Основы русской словесности". Мастер-класс "Использование старославянизмов в произведениях А.С. Пушкина" 2007

    Автор: Кондратьева Юлия Николаевна

    Занятия элективного курса реализуют задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство "посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения". На уроке учащиеся определяют место и роль славянизмов в творчестве А.С. Пушкина.


  • Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения 2007

    Автор: Кочеткова Татьяна Владимировна

    Предложенный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, постановка учебной цели, этап сотворчества, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия учителя и ученика в процессе познания. Урок проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии его участников.

  • Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение, систематизация знаний) с мультимедийной презентацией 2007

    Автор: Минигараева Гульшат Хабировна

    Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний по разделу "Морфемика" в 5-м классе, проверку прочности усвоения материала. В уроке используется мультимедийная презентация, что позволяет за один урок проделать большой объем работы. Урок отличается высокой плотностью и многообразием методов опроса и проверки ЗУНов учащихся.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное" 2007

    Автор: Лопатина Светлана Сергеевна

    Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное". Первый урок по теме, позволяющий обобщить и повторить знания, полученные в начальной школе. Вводится понятие эпитета как художественного средства. Урок творчества.

  • Русский язык. Словарные слова. 2-й класс. Разноуровневые задания 2007

    Автор: Афанасьева Надежда Александровна

    Одним из способов, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания словарных слов, можно считать работу по выполнению интересных разноуровневых заданий. Выполняя их, дети проявляют творчество. Работа с интересом позволяет мотивировать правописание непроверяемых гласных. Словарная работа - это одно из средств развития речи младших школьников. В данной статье даны материалы по закреплению знаний словарных слов во 2-м классе на уроках русского языка.

  • Школьные правила и языковая действительность 2007

    Автор: Шадрина Любовь Сергеевна

    Послереволюционный период работы ученых Казанской лингвистической школы отмечен целым рядом методических разработок, которые следуют за Василием Алексеевичем Богородицким и развивают его положения, оформленные в трудах: "Ученические ошибки на уроках русской диктовки в татарской школе", "О преподавании русской грамматики в татарской школе". В.А. Богородицкий занимался анализом ученических ошибок, исследовал школьные правила грамматики и анализировал, почему ученики совершают те или иные ошибки, что препятствует усвоению ими школьных правил. Сегодня в школе есть такие моменты, когда изучение правила не дает полных обоснованных ответов, приводя тем самым в тупиковую ситуацию учителей и учащихся.

  • Использование компьютерных технологий на уроках русского языка 2007

    Автор: Сиразова Миляуша Фагимовна

    Есть отдельные учителя, использующие на уроках мультимедийные технологии: анимацию, графику, звук. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие - для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся. Такие возможности компьютерных технологий можно широко использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  • Экология слова 2007

    Автор: Филиппова Наталья Владимировна

    С конца 70-ых годов в журнальной и газетной публицистике все чаще поднимается проблема экологии культуры. Сейчас актуальным стал термин языковая экология. Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды - то, что Д.С. Лихачёв назвал концептосферой русского языка. История языка - история народа. Находясь в определённом языковом доме, человек как бы дышит воздухом родной речи, которая вместе с культурным подтекстом формирует его интеллектуально-духовный генотип. Какой может сформироваться духовный генотип, если так часто мы слышим бранные и грубые слова? Именно они сейчас почти заполонили наш языковой дом.


  • Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом 2007

    Автор: Зюзина Елена Владимировна

    Умение мыслить критически - необходимое условие адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни; Урок развития речи в 7-м классе. Основная мысль текста Анализ стихотворения в прозе Тургенева И.С. "Дурак". Основной прием урока - чтение с остановками; Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к написанию сочинения "Существуют универсальные списки книг для чтения". Технологическая карта урока. Конспект урока

  • Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классах 2007

    Автор: Цветкова Ольга Валентиновна

    Действия учащихся по самоконтролю и самооценке являются важнейшими в структуре учебной деятельности, поскольку позволяют избежать большого количества ошибок при решении учебных задач. Предлагаемая система контрольных работ позволяет учащимся стать активными субъектами учебной деятельности, в том числе и на этапе контроля и оценки. Описанные принципы построения заданий, направленных на формирование действий самоконтроля, могут быть использованы учителями, работающими в любой технологии.

  • "Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного" 2007

    Автор: Самарова Наталья Николаевна

    Урок русского языка для 6-го класса. Целью урока является определение детьми грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции имени прилагательного через исследовательскую деятельность. Данный урок является логическим продолжением тем, изученных ранее. В уроке используется фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Звук" 2007

    Автор: Ермолаева Кристина Алексеевна

    Урок русского языка для 5-го класса. Предлагаемый урок позволяет создать условия для работы над проблемой преемственности между начальной школой и основной. На уроке учащиеся 4-5-х классов объединены в совместной учебной деятельности. Им предоставлена возможность продемонстрировать и оценить свои достижения друг другу.

  • Урок-исследование по теме: "Односоставные предложения в художественном тексте". 8-й класс 2007

    Автор: Шмарловская Анна Сергеевна

    Урок-исследование по теме "Односоставные предложения в художественном тексте" в 8-м классе учит применять знания темы в новой творческой ситуации, выявляет исследовательские способности учащихся, дает представление об исследовательской работе, её принципах, способах, методике.

  • Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных" 2007

    Автор: Присыч Надежда Леонидовна

    Моя задача - помочь учащимся использовать полученные знания на практике, во время диктанта, поэтому для достижения цели на разных этапах урока я применила различные методы, формы и средства обучения.

  • Использование опорных блоков при повторении курса русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Программа курса 2007

    Автор: Трухина Татьяна Анатольевна

    <p>Программа подготовительного курса предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, если преподается спецкурс в рамках факультативных занятий в течение года; либо это может быть отдельным модулем и время прохождения этого модуля определяет администрация школы). Материал в программе представлен в последовательности, соответствующей общепринятой схеме, т.е. разделам курсов фонетики, морфологии и синтаксиса современного русского языка. Определяющим фактором при построении программы является принцип повторения блоками. Программа составлена в соответствии с учебником С.А.Громова «Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов», и на основе пособия Д.Э.Розенталя «Практическая стилистика русского языка». </p>


  • Уроки речеведения при изучении темы "Виды глагола" 2007

    Автор: Алексеева Ольга Владимировна

    <p>В статье представлены речевые фрагменты уроков – анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте «крупным планом» отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и «опознавательные знаки» его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.</p>

  • Урок-соревнование "В редакции газеты" по теме "Предлог" (7-й класс) 2007

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    Урок-соревнование "В редакции газеты" проводится после изучения темы "Предлог" в 7-м классе, позволяет не только повысить интерес к изучаемому материалу, но и знакомит учеников с деятельностью редакции, с профессиями: журналист, корректор, редактор. Урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, быстроту реакции, что является основой развития познавательной деятельности.