Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

образовательные:

1) закрепить знания о строении сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем;
2) обобщить знания о языковых средствах, используемых в сложноподчиненных предложениях.

развивающие:

1) развивать память, воображение, сравнение, речь;
2) умение работать в парах.

воспитательные:

1) воспитывать любовь к природе, чувство бережного к ней отношения;
2) формировать экологическое мышление.

Методы и приемы.

Слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, сообщения учащихся, устное публичное выступление.

Оборудование.

Эпиграф, фотографии с видами красивых уголков Тамани, таблица “Стилистический эксперимент”.

Человек живет в определенной окружающей
среде. Если он ее загрязняет, то тем самым
угрожает жизни, грозит гибелью человечеству.
Д.С.Лихачев

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие кадет.

2. Начало урока, эмоциональная и интеллектуальная разминка.

Тема урока на доске не записана. Учащиеся должны сформулировать ее сами, поработав с эпиграфом.

  • Работа с эпиграфом. Учащимся предлагается осмыслить высказывание Д.С.Лихачева, записанное на доске, и придумать, как оно может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока. В результате “вчитывания”, “вглядывания” в эпиграф, учащиеся приходят к выводу, что на уроке они будут говорить о проблемах экологии, о том, как сложноподчиненное предложение поможет им ярко, эмоционально построить высказывание об этих проблемах.
  • Формулировка темы. Учащиеся, самостоятельно сформулировав тему, записывают ее в тетрадь, учитель - на доске.
  • Критерии оценки. Учитель раздает учащимся карточки, на которых обозначено, что необходимо знать и уметь на ту или иную оценку. (Приложение №1)
  • Определение целей урока. Ознакомившись с критериями оценки, каждый ученик определяет для себя индивидуальную цель урока и записывает ее в тетрадь.

Разминка создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников. Теперь можно переходить к работе над темой урока.

3. Погружение в тему.

1. Учебная цепочка “Вопрос для друга”.

Начинает учитель: “Дайте определение сложноподчиненного предложения”. Ответивший ученик задает вопрос другому, и так, пока вопросы по данной теме не закончатся.

2. Интеллектуальный штурм. Работа с текстом по парам.

Каждая парта получает карточку с текстом, в котором пропущены знаки препинания и буквы в словах. Необходимо восстановить текст и выполнить задание, подобранное для каждой пары. Пропущенные знаки препинания нумеруются (каждая запятая), слово с пропущенной буквой также получает порядковый номер.

Текст.

Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! На крыльях своих они, наверно, унесли капли росы, и песни их казались орошенными росою.

Задания к тексту (рассчитаны на десять пар).

1) Объяснить первую орфограмму в тексте.
2) Объяснить вторую орфограмму в тексте.
3) Объяснить третью орфограмму в тексте.
4) Объяснить четвертую орфограмму в тексте.
5) Объясните постановку первой запятой в тексте.
6) Объясните постановку второй и третьей запятых в тексте.
7) Объясните постановку четвертой запятой в тексте.
8) Объясните постановку пятой и шестой запятых в тексте.
9) Объясните постановку седьмой запятой в тексте.
10) Прочитайте текст, назовите средства выразительности.

Во время ответов групп учитель фиксирует количество неправильных ответов, неточностей, время ответа, определяя, кто победил в штурме.

4. Лабораторная работа.

К доске выходят победители интеллектуального штурма. Они выполняют задания по определению строения сложноподчиненного предложения, средств связи в нем, особенностях пунктуации. Учащиеся записывают предложения в таблицу в колонку “Материал для наблюдений”, а после синтаксического разбора коллективно выполняется аналитическая работа, ее результаты записываются в колонку таблицы “Выводы”.

Таблица

материал для наблюдений   выводы
1. Человек создан для счастья, как птица для полета.

[ ], (как).

2. Мы в ответе за тех, кого приручили.

[ ], (кого).

3. Берегите природу, ибо все мы ее дети.

[ ], (ибо).

1. Неполное предложение подчеркивает единство всего предложения.

2. Важна форма придаточного предложения.

3. В СПП важен подбор союза.

5. Сотворчество как этап урока.

1.Обучение рецензированию. Проверка домашнего задания.

Было задано написать мини-сочинение - размышление над одним из предложенных высказываний:

1) Человек создан для счастья, как птица для полета. (В.Короленко)
2) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А.Сент-Экзюпери)

Прослушаем три-четыре работы, рецензируем их. Оценка выставляется и за сочинение, и за рецензию.

2. Развитие речевых навыков.

-Какая тема объединяет все эти высказывания?
-Любите ли вы природу? Давайте признаемся ей в любви.
-Обратимся к фотографиям красивых уголков Тамани. Попробуем назвать подборку фотографий. (Приложение №2)
-Что угрожает природе? Какие экологические проблемы? Назовите их.

3. Экологический диктант.

Было дано опережающее индивидуальное задание одному из учащихся - составить текст экологического диктанта. Ученик зачитывает лексические значения слов, не называя их, учащиеся угадывают эти слова и записывают их в тетрадь. Один ученик работает у доски.

6. Решение проблемной ситуации. “Терминал: за и против”.

1. Выступление ученика с индивидуальным сообщением о строительстве терминала по перевалке жидкого азота на мысе Железный Рог.
2. Экспресс-опрос, голосование “Мы за строительство терминала или против”. Аргументируем свою позицию.

7. Творчество учащихся как этап урока.

Устное публичное выступление по теме урока.

Выступают те учащиеся, которые в начале урока решили овладеть знаниями и умениями на “5”. Класс отмечает наиболее удачные, по их мнению, выступления.

8. Рефлексивный этап урока.

1.Стилистический эксперимент как возможность перейти к обобщению темы.

На доску прикрепляется плакат со стихотворными строчками А.Вознесенского: “Россия, я твой капиллярный сосуд. Мне больно когда тебе больно Россия.” Во второй строке знаки препинания не расставлены. Учащиеся, исходя из понимания смысла этого высказывания, расставляют запятые. Как правило, всем ребятам единственно возможным вариантом кажется тот, в котором запятую необходимо поставить перед “когда”. (Если Родине плохо, то и я не могу быть счастлив - такой смысл приобретает высказывание с таким вариантом пунктуации.)

Но все дело в том, что у А.Вознесенского запятая стоит после слова “когда”. Посмотрим, что меняет в предложении эта запятая. (Меняет структуру предложения - места главного и придаточного предложений, а также смысл всего высказывания. В авторском варианте мысль более глубокая. Страна не может называться счастливой, если в ней плохо живется хоть одному ее сыну. Не только я в ответе за Родину, говорит поэт, но и она в ответе за меня, тебя, каждого из нас. Эту мысль подтверждает и предшествующая строка в стихотворении.)

2. Итоги урока.

-Итак, наш урок подошел к концу. Поделитесь впечатлениями! (отзыв об уроке).

-Сумели вы реализовать свои цели? Кто достиг эталона “5”, “4”?

9. Домашнее задание

I уровень: упр.92

II уровень: написать выступление на экологическую тему.