Универсальным методом обучения в системе развивающего обучения (РО) Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является учебная деятельность (деятельность по самоизменению, имеющая своим содержанием освоение учащимися способов действий в сфере научных понятий). Весь учебный процесс выстраивается в русле и логике учебной деятельности, важнейшими компонентами структуры которой являются контроль и оценка. Под контролем и оценкой в РО понимается не только действия учителя по отслеживанию полученных учениками результатов, а двусторонний процесс, предполагающий активное участие самого ученика. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить ее. Поэтому одной из важнейших задач учителя является формирование у учеников действий контроля и оценки.
В отличие от традиционной школы, где контроль осуществляется, прежде всего, за результатом деятельности учеников, в системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова под контролем понимается не только контроль за результатом, но и пооперационный контроль (контроль за правильностью осуществления операций, входящих в способ решения учебной задачи).
Предлагаемая система контрольных работ направлена на выработку у детей средств самоконтроля и самооценки как важнейших учебных действий.
В системе выделяется несколько типов работ, которые предлагаются ученикам на разных этапах изучения темы.
1 тип: Тестовые диагностические работы (ТДР) (10-15 мин).
Цель: отследить, установить освоенность учащимися отдельных операций внутри какого-то способа или действия.
ТДР проводится на этапе решения частных задач, после определения способа. В результате ТДР определяются сложности, возникающие при решении, осуществляется коррекция. Также ТДР дается перед уроком постановки учебной задачи. В этом случае она позволяет определить уровень владения определенным материалом перед изучением темы. ТДР не оценивается отметкой.
2 тип: Самостоятельная работа (целый урок)
Цель: определить уровень сформированности инструмента контроля у учащихся (а не знания); выработать у детей ответственность за результаты своего труда.
Методика проведения: 1. Дается после логического курса темы; 2. Состоит из четырех этапов.
1 этап – выполнение детьми конкретной задачи, связанной с применением способа. Индивидуально (10-15 мин)
2 этап – парная работа. Учащиеся должны выработать критерии, по которым будут проверять и оценивать работы друг друга. (Критерии не озвучиваются)
3 этап - взаимоконтроль. Дети обмениваются тетрадями, цветными ручками выделяют моменты контроля (+, -)
После третьего этапа учитель выясняет результаты: кто правильно решил, кто неправильно решил, кто не смог проконтролировать.
4 этап – на всеобщее обсуждение в классе выносятся вопросы тех пар, которые не смогли сами решить своих вопросов и прийти к соглашению.
Самостоятельная работа отметкой не оценивается.
3 тип: Проверочная работа
Цель: определить уровень владения материалом, помочь ученику увидеть свои ошибки.
Методика проведения: дается в распечатанном виде каждому ребенку. Работа должна носить дифференцированный характер.
Перед началом работы ученики отмечают задания, которые они могут выполнить. Выполняют только то, что могут, учитель и оценивает только то, что выполнено. При проверке учитель не вносит исправления в работу, а фиксирует все допущенные учащимися ошибки в отдельном протоколе. С учетом ошибок учителем составляется другая работа, аналогичная исходной. На следующем уроке первая работа не комментируется, а ученикам дается вторая работа (15-20 мин). Затем проходит фронтальное обсуждение способов решения заданий во второй работе (15 мин).
После этого учитель раздает первую работу и ставит задачу ее проверить и откорректировать. Только после этого учитель вновь проверяет работы и сам отмечает ошибки, ставит оценку.
4 тип: Контрольная работа
Цель: определить зону ближайшего развития ребенка.
Ученик и учитель оценивают границы знания и умение употребить знания в новой ситуации.
Методика проведения: В контрольную работу включается три типа заданий. 1 тип – задачи, которые решаются неизвестным способом, т.е. ребенок, не зная способа, должен отказаться от решения, но обосновать свой отказ. 2 тип – для решения нужно использовать известный способ, но в незнакомой ситуации. 3 тип – создание лжеситуации (неправильное использование способа при правильном результате или наоборот).
5 тип: Стартовые и итоговые административные работы
Цель: выявить уровень стандарта и программы РО.
Методика проведения: стартовая работа проводится по материалам итоговой майской работы.
После проверки учитель выдает обе работы, а ученик на протоколе, в котором обозначены все типы ошибок, сравнивает обе свои работы. На основании сравнительного анализа ученик должен составить свой индивидуальный план работы над ошибками, план повторения материала.
Итоговая работа проводится в конце полугодия или учебного года.
Примеры контрольных работ всех типов
по теме:
«Морфемный состав слова – Словообразовательный
анализ слова» (6 класс).
Для выполнения того или иного задания используем наиболее общий способ, позволяющий решать максимальное количество частных задач (стремимся к отсутствию исключений), т.е. используем принцип дедукции: от общего к частному, а не наоборот.
Если перед нами стоит задача разбить слово на морфы, то способ действий выглядит так:
Выдели окончание в слове (для этого изменяй слово)
Найди производящее слово
Сравни состав анализируемого (производного) и производящего слов.
Выдели морфему, различающую их состав.
Повторяем 3 и 4 операции, пока не будет найдено непроизводное слово.
Выдели корень
Например:
Т.е., чтобы безошибочно выделить морфемы, необходимо провести словообразовательный анализ слова.
Чёткое соблюдение последовательности всех операций внутри способа избавит от возможных ошибок, даже в трудных случаях.
(одной чертой обозначаем словообразовательную базу – общую часть производящего и производного слов)
(Примеры из заданий ЕГЭ)
Таким образом, ориентация ученика не только на конечный результат, но и на правильность применения способа является принципиально важной, поскольку без второго не может быть первого.
I ТДР
1. Определи производящее и производное слово внутри каждой пары. Выдели базу (общую часть) и формант (морфему, различающую состав слов)
завязать завязка
длинный длина
бег бежать
плыть доплыть
ученический ученик
2. Найди производящее слово для первого слова. Выдели базу и формант.
желтоватенький (желтый, желтоватый)
раскрасавица (красивая, красавица)
учительница (учить, учитель)
дробиться (дробь, дробить)
II Самостоятельная работа
1 (индивидуально)
Постройте из данных слов словообразовательные цепочки, выделите базу и формант:
а) ледниковый, лёд, доледниковый, ледник
б) продавать, дать, давать, продавец
2 (индивидуально)
Расположите слова в порядке их словообразования. Объясните способ своей работы. Что у вас получилось в результате?
Учить, учительница, учительство, учительская, учитель, переучивать, переучиваться, переучивать.
3 (в парах)
Выработайте критерии оценки данной работы. Произведите взаимопроверку и взаимооценку.
III Проверочная работа (варианты различаются степенью сложности заданий)
1.
Постройте словообразовательные цепочки. Выделите базы и форманты.
I Вариант |
II Вариант |
синеватенький продажный |
недоверчивость недостаточность |
2.
Разберите слово по составу, докажите правильность своей работы, произведя словообразовательный анализ.
I Вариант |
II Вариант |
собирательница перелесок |
задиристость загазованность |
3.
Выпишите недостающие звенья в цепочки
I Вариант |
II вариант |
… переучивать учить … учительница учительская |
перевозить перевозчик возить … возившийся ... привозимый привоз |
4.
Составьте словообразовательное гнездо из заданных слов. Будьте внимательны, возможно, некоторые слова придется добавить самим.
I вариант. |
II вариант. |
Глупо, глупый, глупец, неглупый, глупость, неглупо. | Дом, домовой, домашний, домовитый, одомашнивать, домик, домишко. |
5.
Составьте словообразовательное гнездо, где непроизводным словом было бы слово жить.
IV Контрольная работа
- Составьте словообразовательные цепочки для слов: перелистывать, выпускник, справочник.
- Восстановите все недостающие звенья.
- Являются ли слова продавец и преподаватель родственными? Как можно доказать свой ответ? Сделай это.
- Отгадай слово, если оно
Инфинитив
Имеет приставки, как в словах недомолвка и обивочный
Суффикс, как в слове подыгрывать
Корень, как в слове драгоценный
Запиши полученное слово, выделив все морфемы.
- Придумай (где возможно) слова, состав которых соответствовал бы схемам.
- Разбери по составу:
речка, свечка, спичка, тачка
подорожник, папоротник
расчётливый, назойливый, жалостливый
безграмотный, безвольный, безалаберный - Ученику было предложено задание выделить
морфемы в словах. Вот его работа:
Оцени работу ученика, объясни своё мнение.
Примечание:
Особенность предложенного содержания заключается в том, что оно, начиная с первого класса, строится через систему научно-теоретических понятий, в отличие от традиционных программ, где на начальном этапе даётся главным образом пропедевтика основных учебных дисциплин. В нашей системе усвоение ребёнком теоретических, содержательных понятий служит главным условием формирования у него основ научного мышления. Этим объясняется наличие в данной системе контрольных работ лингвистических терминов, которые не используются в традиционных программах по русскому языку.
Условные обозначения:
РО – развивающее обучение
ТДР – тестовые диагностические работы