Цель: дать понятия нарицательных и
собственных имён существительных.
Задачи: – формировать умение отличать имена
собственные от нарицательных, умение правильно
писать имена собственные (с заглавной буквы, в
кавычках);
– развивать наблюдательность, внимание,
логическое мышление, умение сравнивать,
группировать, делать выводы;
– воспитывать любовь к родному языку,
прививать интерес к его познанию, воспитание
самостоятельности объективности в оценивании
себя.
Методы обучения: объяснительно –
иллюстративный, создания проблемной ситуации.
Оборудование: карточки на каждого ученика
(для повторения), коробка – “посылка” с
наглядным материалом (3 собачки, 3 медвежонка, 2-3
журнала, “письмо” от Тройкина Вити), раздаточный
материал (цветная картинка “имя собственное” на
каждую парту), карточки с дифференцированным
заданием для каждого ученика + чистые листочки,
мел, доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
На прошлом уроке мы говорили о существительных
одушевлённых и неодушевлённых. Как их различить?
Вам каждому даны карточки. Пример карточки:
Прочитайте стихотворение. Вставьте
пропущенные буквы, над существительными
надпишите О (одушевлённое) или Н (неодушевлённое).
Выборочная проверка.
ПТИЧ(?)КА
В ч..жбин.. свято наблюдаю
Р..дной обыч..й старины:
На волю птич(?)ку выпускаю
При светл..м праз(?)ник.. в..сны.
Я стал доступен ут. .шенью;
За что на Бога мне р..птать,
Когда хоть одному тв..ренью
Я мо(к, г) св..боду даровать! (А. Пушкин.)
3. Изучение нового материала.
В стихотворении на вашей карточке есть такие
слова: “На волю птичку выпускаю при светлом
празднике весны”. Не подскажите вы мне, в какой
светлый весенний праздник выпускали птичек?
(Ответы детей).
Почему я записала таким образом, как вы думаете?
(Ответы детей).
Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром
обнаружила у двери кабинета коробку с надписью
“Ученикам 5а класса”. Давайте посмотрим,
что в ней? (Учитель достаёт и раскрывает коробку).
Ого! Кто-то решил (с опозданием правда) поздравить
нас с Новым годом – годом собаки. Посмотрите,
сколько собак! (Учитель достаёт собачек и ставит
на стол). Вам, ребята, какая нравится? Как мы её
назовём? Запишем на доске.
А здесь ещё что-то лежит… Медвежонок, да не один!
(Медвежат усаживают на столе). Вам какой медведь
приглянулся? Какую кличку мы ему дадим? Запишем
на доске.
Ребята, а зачем вообще дают кличку животным?
(Ответы детей необходимо подвести к правильному
(если сами не смогли ответить): “Кличка нужна,
чтобы выделить”). А людям зачем имена дают?
(ответы детей).
Я уверена, что у вас, мальчики, много знакомых
девочек. Обращение к одному ученику: “Тебе, Юра,
какое имя девочки больше нравится?” Запишем.
Также обратиться к девочке и записать ответ на
доску. (В конечном итоге должна получиться
таблица (см. ниже).
Почему я записываю слова в 2 столбика? (Ответы
необходимо подвести к следующему: “в 1 столбике
– однородные предметы, во 2 – единичные”).
Учитель дополняет, что однородные предметы – это
нарицательные существительные, а единичные
– собственные.
- Кажется, мы что-то забыли. (Учитель из коробки
достаёт журналы, повёрнутые обложкой к себе.) Что
это такое? Это однородные предметы? А как мы их
отличим? Какое слово, в какой столбик запишем?
нарицательные |
собственные |
праздник
собака
медведь
девочка
мальчик
журнал |
Пасхи
Тузик
Миша
Катя
Паша
“Чебурашка” |
4. Закрепление
Что мы ещё можем отнести к именам собственным? У
вас на столах лежит цветная иллюстрация (из книги
Т. Рик “Здравствуйте, имя существительное”).
Рассмотрите её внимательно и скажите, о чём мы
ещё не говорили? (Города, реки, планеты, названия
пароходов, катеров). Обратите внимание на
написание названий парохода и катера. Какую
особенность вы заметили? (Пишутся с заглавной
буквы и в кавычках).
Ребята, но ведь коробка-то ещё не пустая.
Смотрите, письмо от Вити Тройкина. Читаю:
“Ребята, здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста.
Я ученик 5 класса. Мы изучали тему “Собственные и
нарицательные существительные”, но я плохо
слушал учителя, поэтому не могу выполнить
домашнее задание. Распределите в 2 столбика
собственные и нарицательные существительные,
обратите внимание на их написание. Вот эти слова:
улица Мира, кинофильм “Дневной дозор”, сказка
“Теремок”, завод “Красный Октябрь”, шоколад
“Белочка”, яхта “Беда”, конфета “Тузик”,
собака Тузик, газета “Свежий ветер”, город
Кемерово, река Яя. Спасибо большое. До свидания”.
Ребята, эти слова я выписала на доску. Запишем их
вместе в тетрадки с комментариями. Работаем по
цепочке.
Давайте теперь сделаем вывод. Какие имена
собственные пишутся в кавычках? (Ответы детей)
5. Самостоятельная работа.
Сейчас я вам предлагаю проверить, насколько вы
усвоили тему сегодняшнего урока. Каждый получит
карточку (по усмотрению учителя, в зависимости от
уровня класса, в котором проводится урок) с
заданием и чистый листочек. На этот листочек вы
должны будете выписать номера тех предложений
или словосочетаний, в которых допущены ошибки в
написании собственных имён существительных.
Проверка проводится методом самопроверки. На
закрытой части доски записаны правильные
варианты ответов и нормы оценок: за 4 ответа –
“5”; за 3 ответа – “4”, за 2 ответа – “3”.
Учащиеся сами ставят себе оценки.
6. Итоги урока. Оценки за урок.