Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение, систематизация знаний) с мультимедийной презентацией

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательная: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий

  • однокоренные слова
  • форма слова
  • значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание);

умения учащихся

  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • определять состав слова;
  • разграничивать самостоятельные морфемы (приставка и корень) и сходные с ними части корня.

Воспитательная:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля;
  • активизация познавательной деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества

Развивающая:

  • развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения сравнивать, обобщать;

Принципы обучения.

Дидактические:

  1. Систематичности и последовательности обучения.
  2. Доступности (опора на знания учащихся)
  3. Научности.

Оборудование.

Мультимедийная аппаратура.

Карточки дифференцированных заданий

Технологические карточки личного учёта

Ход урока

I. Организационный момент.

II Лингвистический диктант.

1. Наука оязыке – (лингвистика)
2. Раздел лингвистики, изучающий состав(строение) слова – ( морфемика)
3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов – (корень)
4. Часть слова, которая служит для образования формы слова – (окончание)
5. Часть изменяемого слова без окончания – (основа)
6. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов - -(приставка)
7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов – (суффикс)

III. В каком порядке проводится морфемный разбор ?

1) ПРИСТАВКА
2) КОРЕНЬ
3) СУФФИКС
4) ОКОНЧАНИЕ
5) ОСНОВА

IV. Разберите слова по составу :

БЕЗВОДНЫЙ ПРОВОДНИК НАРИСУЕШЬ

V. Игра «Составь слово»

ИЗНОСИТЬ – приставка

ПРИБЕЖАТЬ - корень

КРИЧИШЬ - окончание
Ответ: ИЗБЕЖИШЬ

Расскажите правило написания орфограммы « Правописание приставок на з и с»

VI. Вставь пропущенную букву з или с. (работа с перфокартами)

1) бе..болезненный в..крикнуть и..портить
2) бе..шумный ра..жимать ра..гадать
3) в..дыхать в..порхнуть ра..пилить
4) бе..цельный ра..смотреть ра..писание
5) бе..жалостный и..чезать ..бить
6) ..десь ра..носить ..дание

Есть ли среди этих слов однокоренные ?

Какие слова называют однокоренными?

Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

VII. Найдите

I – вариант II – вариант
однокоренные слова формы слова

Рыбный, рыба, порыбачить, рыбак, рыбные, о рыбе, рыболовная.

VIII. Найдите «лишнее» слово.

Голубь, голубоватый, голубеть, голубизна.

Растение, подрастал, растаял, растительный.

Физминутка.

IX. Комментированное письмо.

Выр..сти, неотл..жное, ш..пот, выр..щивать, предл..гать, р..сток (искл.) , ш..в( искл)
ж..лудь, прил..гательное, предл..жение, ш..колад, обр..сти, пол..гать.

X. Прочитайте текст. Озаглавьте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и

Расставьте знаки препинания.

Трудно идти по тайге. Упавшие деревья перепутались ч..рными ств..лами и ветвями. На них выр..сли травы и мхи. Многие ств..лы уже ..гнили.К..лючие ветви царапают руки и лицо тяж..лый рю..зак цепляется за сучья4.

Как трудно ..десь прол..жить тр..пинку! Перед нами целые зар..сли папоротников. Какое интересное р..стение! Путь предстоит д..лекий и мы ра..пол..гаемся на отдых.

XI Работа с карточками.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Подведение итогов .