Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных"

Разделы: Русский язык


Цель: повторение и закрепление знаний, обеспечивающих успех при написании диктанта.

Оборудование урока: учебник русского языка, автор Т.Г. Рамзаева, герои книг Почемучка, Незнайка, рисунок снежинки, рисунки яблок, сигнальные фонарики, ёлочка с игрушками в виде гласных букв, магнитофон.

Структура урока.

  1. Постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Физ. минутка.
  4. Усвоение системы знаний и выполнение самостоятельной работы.
  5. Физ. минутка.
  6. Работа по вариантам.
  7. Информация учащимся о д/з
  8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Орг. момент. Звучит тихая музыка.

- Вы любите сказки? Добрые, мудрые, удивительные сказки? Если любите, то приглашаю вас на необычный урок русского языка. Тема урока обычна “Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.

- У нас сегодня гости: Любопытный Почемучка и Лукавый Незнайка. Сказочные герои явились сюда, чтобы к концу урока найти себе друзей в классе.

- И наши гости пришли не с пустыми руками… Послушайте…

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.  (Снежинка.)

- Вот и к нам прилетела сказочная снежинка…

Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже!

а) Минутка чистописания:

ж/ж/ж  ж/ж/ж

Четырнадцатое декабря.

Классная работа.

Жж жжж Жи жиж

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жить - Родине служить.

Задание от Почемучки: “Объяснить смысл данных предложений”.

б) По почте мы получили телеграммы от Почемучки для наших ребят. (А пока ученики разбирают почту, проходит минутка чистописания.)

Телеграмма 1: Как правильно разобрать по членам предложение: Вокруг лежит пушистый снег.

Телеграмма 2: Разобрать по составу слово заморозки. Подобрать к нему родственные слова.

Телеграмма 3: Вставить в слова пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Проверка заданий из телеграмм. Вышедшие к доске, читают вопросы и чётко на них отвечают.

(Проверка – сигнальными фонариками.)

Задание: записать предложение с доски по памяти. (Предложение стирается.)

- А у Почемучки новый вопрос: “Какие гласные создают особую трудность при письме?”

Ребята называют гласные буквы, а учитель поясняет:

- Чтобы правильно писать слова с этими буквами, надо уметь (появляется таблица):

  1. Выяснить смысл слова.
  2. Выделить корень.
  3. Найти безударную гласную. (В какой части слова – указать.)
  4. Подобрать проверочное слово. (Вспомнить правило.)

- А теперь, используя эти правила, Почемучка просит выполнить следующее задание: стр. 104 Упр. 234.

В конце урока для всех ребят, которые лучше всех ответят на его вопросы, ждёт сюрприз.

Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый,
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей)

Проверочные слова: шалость, говор, разговорчивый, бег, овражек.

3. Физ. минутка.

4. Загадка:

На снежной ветке яблоки
Висят среди зимы.
Смотри, вспорхнули яблоки!
Ах! Это - снегири!

На доске слова: сн.гирь, л.сные, п.к.рмить, на дерев., гол.д, л.дяной. (В словах на месте пропуска гласных букв - яблоки.)

- Нужно выйти к доске снять с заснеженной ветки яблоко, вписать нужную букву и подобрать проверочное слово.

- Как вы думаете, о чём сообщают снегири. Чем вы можете помочь птицам зимой? (Составить эссе по опорным слова.)

5. Сейчас запишем стихотворение по памяти, опираясь на схемы:

Мы _________ __________,

Мы _________ ________,

В ____ _ ______ ___ _____

К __ ______ ________.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.

Проверка у доски. Сигнальные карточки.

6. Физ. минутка “Танец птиц”.

7. Самостоятельная работа Упр.236 по вариантам:

1 предложение – 1ряд,

2 предложение – 2ряд,

3 предложение – 3 ряд.

Проверка: сигнальные карточки.

8. Вспомнив правила проверки безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных вы сможете подготовить домашнее задание упр. 237 (устно), упр. 238 (письменно).

9. Итоги работы.

- Сегодня все замечательно работали (оценивание работ учащихся), что Незнайка даже и не нашёл себе друзей. И чтобы поднять настроение ему, и поблагодарить всех ребят – всем вам – сюрприз от Почемучки – Новогодняя ёлочка, которая напомнит вам о чём? (На ёлочке вместо игрушек – гласные буквы.)