Цель: повторение и закрепление знаний, обеспечивающих успех при написании диктанта.
Оборудование урока: учебник русского языка, автор Т.Г. Рамзаева, герои книг Почемучка, Незнайка, рисунок снежинки, рисунки яблок, сигнальные фонарики, ёлочка с игрушками в виде гласных букв, магнитофон.
Структура урока.
- Постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Физ. минутка.
- Усвоение системы знаний и выполнение самостоятельной работы.
- Физ. минутка.
- Работа по вариантам.
- Информация учащимся о д/з
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Орг. момент. Звучит тихая музыка.
- Вы любите сказки? Добрые, мудрые, удивительные сказки? Если любите, то приглашаю вас на необычный урок русского языка. Тема урока обычна “Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.
- У нас сегодня гости: Любопытный Почемучка и Лукавый Незнайка. Сказочные герои явились сюда, чтобы к концу урока найти себе друзей в классе.
- И наши гости пришли не с пустыми руками… Послушайте…
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.)
- Вот и к нам прилетела сказочная снежинка…
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже!
а) Минутка чистописания:
ж/ж/ж ж/ж/ж
Четырнадцатое декабря.
Классная работа.
Жж жжж Жи жиж
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жить - Родине служить.
Задание от Почемучки: “Объяснить смысл данных предложений”.
б) По почте мы получили телеграммы от Почемучки для наших ребят. (А пока ученики разбирают почту, проходит минутка чистописания.)
Телеграмма 1: Как правильно разобрать по членам предложение: Вокруг лежит пушистый снег.
Телеграмма 2: Разобрать по составу слово заморозки. Подобрать к нему родственные слова.
Телеграмма 3: Вставить в слова пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Проверка заданий из телеграмм. Вышедшие к доске, читают вопросы и чётко на них отвечают.
(Проверка – сигнальными фонариками.)
Задание: записать предложение с доски по памяти. (Предложение стирается.)
- А у Почемучки новый вопрос: “Какие гласные создают особую трудность при письме?”
Ребята называют гласные буквы, а учитель поясняет:
- Чтобы правильно писать слова с этими буквами, надо уметь (появляется таблица):
- Выяснить смысл слова.
- Выделить корень.
- Найти безударную гласную. (В какой части слова – указать.)
- Подобрать проверочное слово. (Вспомнить правило.)
- А теперь, используя эти правила, Почемучка просит выполнить следующее задание: стр. 104 Упр. 234.
В конце урока для всех ребят, которые лучше всех ответят на его вопросы, ждёт сюрприз.
Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый,
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Проверочные слова: шалость, говор, разговорчивый, бег, овражек.
3. Физ. минутка.
4. Загадка:
На снежной ветке яблоки
Висят среди зимы.
Смотри, вспорхнули яблоки!
Ах! Это - снегири!
На доске слова: сн.гирь, л.сные, п.к.рмить, на дерев., гол.д, л.дяной. (В словах на месте пропуска гласных букв - яблоки.)
- Нужно выйти к доске снять с заснеженной ветки яблоко, вписать нужную букву и подобрать проверочное слово.
- Как вы думаете, о чём сообщают снегири. Чем вы можете помочь птицам зимой? (Составить эссе по опорным слова.)
5. Сейчас запишем стихотворение по памяти, опираясь на схемы:
Мы _________ __________,
Мы _________ ________,
В ____ _ ______ ___ _____
К __ ______ ________.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
Проверка у доски. Сигнальные карточки.
6. Физ. минутка “Танец птиц”.
7. Самостоятельная работа Упр.236 по вариантам:
1 предложение – 1ряд,
2 предложение – 2ряд,
3 предложение – 3 ряд.
Проверка: сигнальные карточки.
8. Вспомнив правила проверки безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных вы сможете подготовить домашнее задание упр. 237 (устно), упр. 238 (письменно).
9. Итоги работы.
- Сегодня все замечательно работали (оценивание работ учащихся), что Незнайка даже и не нашёл себе друзей. И чтобы поднять настроение ему, и поблагодарить всех ребят – всем вам – сюрприз от Почемучки – Новогодняя ёлочка, которая напомнит вам о чём? (На ёлочке вместо игрушек – гласные буквы.)