Цели урока:
Учебная: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Предлог ”.
Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.
Тип урока:
повторение изученного по теме “Предлог”.Вид урока:
урок-соревнование.Технология:
на игровой и групповой основе.Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Класс заранее делится на три команды, ребята придумывают названия команд, в которых есть предлоги.
II. Работа по теме урока.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Предлог", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки.
Представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.
1) Редакторский отдел.
В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (предлоги) написаны неправильно.
У каждой команды на столе лежит вариант статьи. Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно. Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!
Статья.(В) республиканском Центре детского творчества прошёл праздник фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”. (В) нём приняли участие 15 творческих коллективов (из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры (в) течение января.
(В) этом году фестиваль посвящён 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (В) связи с этим по итогам научно – исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию “Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.
Выступление ансамбля “Кюлей”из Усть–Канского района, (по) мнению жюри, было на высоте. Главная идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть крепкой, как горы Алтая. Хлеб (с) солью, фигурировавшие в импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления.
Наши земляки в номинации “Фольклорное наследие моего села” разделили 3 место (с) коллективом “Башпарак” (из) республиканской гимназии. Молодцы, ребята!
А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты “...". Они уже выполнили задание. (Один из учеников читает выразительно). Замечательно! Вы молодцы!
2) Игра “Дешифровка”.Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки препинания.
1. Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.
(Ответ. В конце месяца мы с мамой приедем к тебе в гости.)
С какими ещё частями речи, кроме имён существительных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в предыдущем тексте).
Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями.
3) Машинописное бюро.
А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря.
Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь длинное слово на более короткое.
Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? Я буду читать предлоги, а вы записывайте соответствующие им по значению, но более короткие.
- Вследствие (= по причине)
- Наподобие (= подобно, вроде)
- Насчёт (= о)
- Ввиду (= из-за)
Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О, 4. Подобно, 5. Вроде.
(Ответы: 1-2, 2-4,5, 3-3, 4-1).
/Вручить жетон победившей команде./
4) Динамическая пауза.(Производственная гимнастика)
5) Отдел “Справочное бюро”В редакции газеты “______________” есть рубрика “Справочное бюро”. Послушаем её сотрудника.
Знаете ли вы, что…
Предлог ради происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”.
В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край” (сравните современное кромка). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.
Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет” (сравните современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.
Составьте с предлогами кроме и вопреки словосочетания или предложения.
6) Важное спецзадание
Мы продолжаем наше сотрудничество.
Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами.
Я буду называть начало словосочетания с предлогом, а вы продолжите его, поставив зависимое слово в нужном падеже:
- Выросла благодаря (кому?) (маме, бабушке…)
- Зазеленела благодаря (чему?) (дождям, солнышку, теплу…)
- Поспешили вопреки (чему?) (традициям, обычаям, привычкам…)
- Сделал наперекор (кому?) (маме, бабушке, брату…)
- Посеяли наперекор (чему?) (погоде, прогнозам, предсказаниям).
- Шёл навстречу (кому?) (маме, бабушке, папе, сестре…).
В каком стиле речи чаще всего используются предлоги, с которыми мы сейчас работали? (В официально – деловом ). А теперь поработаем корректорами.
7) Поработаем корректорами.
На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?
Одна кошка в первые по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми.
Проверка: 17 ошибок.
1. Впервые – наречие, 2. Пошла – глагол, 3. По улице - предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог + имя существительное, 8. В котором - предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате - предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола - предлог + имя существительное, 13. На одном - предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево - предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 17. За детьми - предлог + имя существительное.
Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?
Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями.
Редакторы сообщают количество набранных жетонов и ставят оценки вместе с учителем.
Остальные выполняют задание №8.
8) Коллективная работа.
Выберите правильное словосочетание.
Учиться на______________, жить на___________,
приехать в ___________, прийти из _____________ ;
прийти с___________.
(Факультете иностранных языков, техникуме, курсах; Грузии, Кавказе, Молдавии, Сибирь, Европу, Урал, магазина, школы, работы).
III. Подведение итогов урока.
Настал момент подведения итогов. Больше всего жетонов набрали работники газеты “......”. Молодцы! Они знают свое дело.
Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции.
(Оценки)
Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
IV. Домашнее задание.
Викторина.
- Какие предлоги могут быть и наречиями?
- Какой предлог употребляется при указании на приблизительную меру, примерное количество?
- Какие предлоги однозвучны с приставками?
- Какой предлог может употребляться с существительными в трёх различных падежах?
- От каких предлогов можно образовать существительные, прилагательные и глаголы?
- Вспомните предлоги – омонимы, состоящие из одного звука.
- Подберите несколько антонимичных предлогов.
- Назовите предлоги, которые могут быть и деепричастиями в предложении. Приведите такие примеры, как они будут писаться в этом случае?
- Каким падежом управляют предлоги согласно, наперекор, благодаря? Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже: согласно (распоряжение, заявление), наперекор (судьба, стихия), благодаря (забота, друзья).