Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении;
- закрепить навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание интереса к русскому языку.
Проект урока:
1. Сообщение темы и задач урока.
2. Проверка домашнего задания.
Упражнение 232:
- выписать предложения 1-е, 3-е, 6-е и составить их схемы;
- синтаксический разбор 5-го предложения;
- рассказать о постановке знаков в сложном бессоюзном предложении ( примеры привести из домашнего задания).
3.Словарный диктант.
Приоритетные направления в исследованиях2, беспристрастный взгляд1 на юного гитариста, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма, не рассчитывать на беспрекословное подчинение, приобщиться к достижениям мировой культуры.
Исследование2
Взгляд1
4.Конструирование сложных бессоюзных предложений.
Из простых предложений составить СБП. Разобрать по членам предложение.
- Весна затягивалась. То теплело, то ударял мороз.
- Стоило вглядеться в эту картину. В ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
1-ый вариант: Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз4. [ ] : [ ].
2-ой вариант: Стоило вглядеться2 в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного4. [ ] : [ ].
Анализ текста. ( Текст на каждой парте)
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась, (И. Тургенев).
Какие средства использует автор, показывая стремительность изменений в природе?
Назовите глаголы, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие действия.
5. Схематичный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся составляют только схемы.
Он засмеётся – все хохочут.
Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.
Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки.
Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
- [ ] - [ ].
- [ ] - [ ].
- [ ] : [ ].
- [ ] , [ ] , [ ].
- [ ] ; [ ] ; [ ].
6. Устная разминка.
Изменится ли в них интонация (в предложениях), когда изменим знаки препинания?
- Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
7. Тестовые задания ( получает тест каждый ученик).
Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
- Нас охватило чувство страха……………. (причина).
- Я давно написал другу письмо……………..(противопоставление).
- Раздался удар грома……………………(быстрая смена событий).
Какова роль тире в предложении?
Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана.
- Разделяет подлежащее и сказуемое.
- Обозначает пропуск члена предложения.
- Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
- Отделяет приложение.
Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они стояли на реке.
- Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
- Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
- Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
Объясните, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать– ноги от страха не двигались.
- Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
- Предложения рисуют быструю смену событий.
- Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того , о чём говорится в первом предложении.
8. Работа с учебником.
Упражнение 236.
Заменить союзные предложения бессоюзными. Определить смысловые отношения между их частями.
1-ый вариант: 1-2 предложение.
2-ой вариант 3-4 предложение.
Дома: упражнение 235.
Подведение итогов.
Литература:
- Бархударов С.Г. “Русский язык”
- Богданова Г.А. Дидактический материал.
- Костяева Т.А. “Сборник диктантов”.
- Журнал “Русский язык в школе” 1990 г., №6.