Цели:
- формирование информационно-коммуникативных навыков, развитие информационной культуры;
- систематизация и обобщение теоретических понятий по теме «Фонетика»;
- формирование навыка использования фонетического закона для развития орфографической зоркости.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Учащимся необходимо было выявить все возможные чередования в общих морфемах предложенных слов.
-весть-
-город-
Перед уроком два ученика выносят результат своей домашней работы на доску. В начале урока учащиеся 5 класса проверяют и сверяют свой результат с записанным на доске, а учащиеся 4 класса производят фонетический разбор одного выбранного ими слова в ряду родственных слов город или весть. Затем учитель предлагает ответить всем учащимся на следующие вопросы:
- Кто доволен выполнением домашнего задания? Почему?
- У кого возникли трудности? В чем они заключались?
- Над чем надо работать?
- Кто обращался за помощью к одноклассникам, родителям?
- А кому пришлось заглянуть в тетрадь открытий?
- Есть ли вопросы к одноклассникам?
- Кому необходимо что-либо уточнить?
Формулирование темы урока и цели учащимися на основе домашнего задания (5 класс) и классного задания (4 класс). Ученики должны выявить основные теоретические понятия, с которым они работали, и рассказать об их назначении.
Тема: звук.
Цель: повторить и обобщить теоретические знания по теме «Фонетика»; научиться применять фонетический закон для развития орфографической зоркости.
Составление схемы по теме «ЗВУК» с использованием компьютера учителем и учащимися 5 и 4 классов на основе вопросов:
- Какой раздел лингвистики мы начали изучать?
- Что такое фонетика?
- Что такое звуковая оболочка?
- Из чего состоит звуковая оболочка?
- Какую фонетическую единицу изучает фонетика?
- Что такое звук? В чем заключается его работа?
- Из чего состоит звук?
- На какие две группы делятся звуки?
- Что такое гласные звуки?
- Что такое согласные звуки?
- По каким признакам различаются согласные звуки?
- Какими могут быть согласные звуки по звучности, по твердости-мягкости и по месту образования?
- Какие бывают речевые разновидности?
- Что такое чередование?
- Какие существуют виды чередований?
Примечания:
- в полученной схеме должны быть отражены смысловые связи между теоретическими понятиями;
- предлагаемая работа может проводиться как коллективно, так и индивидуально.
Вопросы для обсуждения могут задавать как учащиеся 5 класса, так и 4 класса, и учитель.
- Кто доволен своей работой?
- Кто допустил ошибки?
- Кто может помочь?
- Понятно ли в чем была ошибка?
- Какие из теоретических понятий вам понадобились для выполнения домашнего задания (5 класс) и классного задания (4 класс)? Выделите любым цветом на схеме.
Оцените свое домашнее задание (5 класс) и задание (4 класс) по листу самоконтроля.
Примечание: предлагаемый лист самоконтроля находится в конце рабочей тетради, по нему каждый ученик ежедневно оценивает результат своей домашней работы. Критерии оценки выработаны учащимися.
Фиксация способа действия при выполнении домашнего задания (учащиеся могут выполнять задание в группах, парах или индивидуально на компьютере или в тетради).
Способ действия (алгоритм)
- Составить ряд родственных слов или ряд форм слов.
- Найти и выделить общую морфему.
- Записать транскрипцию.
- Найти чередование.
- Определить вид чередования.
Кто хочет сегодня заработать «5»? Вперед!
Предлагаются задания в соответствии с каждым пунктом алгоритма.
Прогностическая оценка фиксируется на полях.
- Устно подобрать ряд родственных слов (4 класс). Трава, гора, стол, лес.
- Найти и назвать корень в словах: настенный, созвездие, удивительный, тихонько, мышь, подъезд, она, самый. (Учащиеся могут предлагать свои варианты)
- Записать транскрипцией слова: весна, трава, грязь, небо, молния.
Примечание: поставить итоговую оценку тем учащимся, у которых полученный результат совпадает с прогностическим («5» и «4»). Если есть ученики, которые не справились, то они получают индивидуальные задания до конца урока.
Пункты 4 и 5. Каждая пара получает задание, где ученик 4 класса ищет общую морфему и записывает транскрипцию, а ученик 5 класса проверяет транскрипцию, находит чередование и определяет его вид.
- морозы – мороз
- зову – сову
- река – речной
- метро – быстро
- место – местный
- стол – стул
- скрипеть – сделаю
- носить – ноша
Примечание: в задании есть «ловушки».
Сверим с доской.
- Кто справился?
- Кто допустил ошибки? В чем они заключались?
- Для чего нам необходимо было выполнить это задание?
Работа с компьютерной программой «Фраза» 5 класс, тема «Безударные гласные»
Задания для 5 класса – вариант 164, для 4 класса – 163.
Оценивание своей работы.
Рефлексия – итог урока.
Домашнее задание на выбор:
- Упр. 44, 45
- Создание аналогичных карточек-заданий для одноклассника.
- Индивидуальная работа по заданиям, предложенным учителем.
- Доказать, что слова сказать – слизать различаются рядами позиционно-чередующихся звуков.
Примечание: на основе предварительного просмотра учащиеся прогнозируют цели и задачи на следующий урок.