Цель урока:
- применить знания темы в новой творческой ситуации;
- выявить исследовательские способности учащихся, определить группу для работы в НОУ;
- дать представление об исследовательской работе, её принципах, способах, методике.
1. Вступительное слово учителя. У нас с вами сегодня необычный урок. Урок-исследование.
Вспомните себя маленьких! Как страстно хотелось вам узнать, почему подаренная мамой, новенькая машинка ездит. Почему у куклы открываются и закрываются глаза, почему она плачет, когда вы её наклоняете?
И что вы делали, чтобы открыть для себя эту тайну? Вы, к возмущению мамы, разбирали машинку на запчасти, выдавливали кукле глаза, вытаскивали у неё на спине писчик. Мама, конечно, возмущалась. А вы делали свои первые детские открытия, вы занимались исследовательской работой.
Сейчас вы уже взрослые, но чувство самостоятельно сделанного открытия вряд ли стало вам неинтересным. Давайте сегодня на уроке попробуем вспомнить о радости открытия, посвятим наш урок исследованию более сложных вещей, нежели машинка или кукла. Мы займёмся исследованием языка. И сделаем это на взрослом, очень серьёзном уровне.
А в конце урока я вам объясню, зачем всё это вам нужно. Итак, пусть моя тайна окажется отодвинутой на некоторое время. Вот так я вас немного заинтересовала!
2. На уроках русского языка мы с вами изучили тему “Односоставные предложения” Для анализа вам предлагались разнообразные тексты, предложения. Признайтесь, анализировали ли мы с вами тексты сточки зрения работы односоставных предложений “творить чудо”? А почему? Может авторы не пользуются такими предложениями? А может, тексты сплошь построены из односоставных предложений?
Итак, тема сегодняшнего урока и вашего исследования “Односоставные предложения, их наличие (отсутствие) в прозаических текстах как средство “творить чудеса”
Попробуем вывести из темы цель исследования:
1. Определить, являются ли односоставные предложения “строительным материалом” текста.
2. Если являются, то какие односоставные предложения чаще, а какие реже?
Цель понятна?
Попробуем выдвинуть гипотезу.
Учащиеся предлагают возможные варианты- предположения.
Предварительная запись на доске:
- Односоставных предложений в текстах нет.
- Односоставные предложения, наряду с двусоставными, являются “строительным материалом” текста.
Чаще употребляются | реже употребляются |
Определенно-личные | определенно-личные |
Неопределённо-личные | неопределенно-личные |
Безличные | безличные |
Обобщенно-личные | обобщенно-личные |
Назывные | назывные |
(По мере обсуждения ненужное стирается)
3. Итак, гипотеза выдвинута.
Её нужно подтвердить или опровергнуть. Сделать это можно только через анализ текстов. Я предложу вам …… текстов Виктора Петровича Астафьева из произведения “Затеси”.
Если я вам их просто покажу, а вы их прочитаете, сможете ли вы подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Нет). Значит, нужно с текстами что-то сделать, как-то их проанализировать. Так?
Нужно наметить задачи исследования. Какие это могут быть задачи?
- Определить наличие/ отсутствие односоставных предложений в текстах В. П. Астафьева.
- Составить сравнительную таблицу.
- Оформить результаты в виде диаграммы.
- Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Определяем, как вы это будете делать, какими способами, методами.
(Учащиеся предлагают.)
Предварительно подготовленные листы с обозначением форм работы. (см. Приложение 2)
Любая работа (исследовательская в том числе) должна быть ограничена временными рамками.
У вас 60 минут, то есть 1 час.
(Учащиеся предлагают)
Раздаточные листы и запись на доске. (см. Приложение 3)
4. Определяем:
человека, который будет вашим научным руководителем;
человека, который будет следить за тем, как вы укладываетесь во времени (держателя времени).
Я предлагаю свои полномочия вашему научному руководителю. Но моя помощь вам будет предоставлена, если вы этого захотите. А непосредственно я присоединюсь к вам на 4-ом этапе.
II. Самостоятельная работа учащихся с текстами. (см. Приложение 1, Приложение 4, Приложение 6).
III. Выступление на уроке-конференции. (см. Приложение 5)
IV. Рефлексия урока.