Сегодня в условиях модернизации образования в учебно-воспитательном процессе все больше используются информационные технологии.
На уроках русского языка они чаще всего используются в качестве иллюстративного материала к уроку. Но уже на сегодня есть отдельные учителя, использующие на уроках мультимедийные технологии: анимацию, графику, звук. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие – для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся. Такие возможности компьютерной технологий можно широко использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Вот как можно провести урок-практикум по теме: “Комплексный анализ текста”. Подготовка к ЕГЭ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. (Приветствие).
Сегодня мы проведем урок в кабинете информатики, поэтому я вам напоминаю о технике безопасности при использовании компьютера. (Учитель инструктирует учащихся)
(Сообщается тема и цель урока).
Как вы знаете, задания ЕГЭ по русскому языку состоят из трех частей. Тестовые задания первой части содержат задания по орфографии, пунктуации и культуре речи, над которыми мы часто работаем на уроках русского языка и литературы. А сейчас повторяем вопросы, традиционно вызывающие затруднения.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. На прошлом уроке мы повторяли орфограмму “ Одна и две буквы н в разных частях речи ( в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени)”. Дома вы самостоятельно составляли (1-я группа) связный рассказ о правописании этих орфограмм, предложения с данными орфограммами (2-я группа, сильные уч-ся), выполняли упражнение, вставляя пропущенные буквы н (3-я группа). (Работа учащихся сразу же оценивается)
Учащиеся демонстрируют и комментируют выполненные задания. (В дальнейшем эти материалы могут быть использованы при изучении темы о правописании наречий).
3. Решение контрольного теста.
Предлагаются разноуровневые тесты, подобные заданиям ЕГЭ. Программа составлена так, что при необходимости ученик может проанализировать свои ошибки после урока и выполнить тест повторно. Этим создается ситуация успеха для каждого ученика.
Тест 1
1.Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.
1) это не придумаНо – в суффиксе краткого причастия пишется одно Н
2) брошННый – в суффиксе полного причастия , образованного от глагола совершенного вида, пишется НН
3) нешлифоваННый камень – в прилагательном на –ОВАННЫый пишется НН
4) графлеННый – в суффиксе прилагательного –ЕНН- пишется НН
2. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.
1) льняНой – в суффиксе прилагательного –ЯН- пишетсяН
2) соломеННый – в суффиксе прилагательного -ЕНН- пишетсяНН
3) ветреНый – прилагательное – исключение, пишется Н
4) камеННый – в суффиксе прилагательного –ЕНН- пишется НН.
3. В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило: “В суффиксе полного причастия пишется НН”?
1) связа..ый пленник
2) краше..ый платок
3) торжестве..ый прием
4) свежемороже..ое мясо
Задания, проверяющие практические навыки:
4. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) лошадь привяза..а
2) масле..ица
3) прочита..ые книги
4) серебря..ая сахарница
5. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) прессова..ое изделие
2) незва..ый гость
3) лебеди..ый пух
4) вещь прода..а
6. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) песча..ик
2) непроше..ый гость
3) дважды стира..ая куртка
4) полотня..ая ткань
7. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) работа выполне..а
2)песча..ый бархан
3) дорожная плете..ая корзина
4) Маринова..ые грибы
(После выполнения задания компьютер выдает коли чество набранных баллов)
Учитель. Кто первый выполнил задание, открывает файл с текстом, предложенным для анализа, и выделяет там слова с орфограммой “Н и НН в причастиях и прилагательных”
4. Анализ текста.
Учитель. На экранах ваших мониторов текст и задания к нему. Этот текст принадлежит перу Д.С.Лихачева. Мы часто обращаемся к текстам данного автора, поэтому давайте послушаем более подробное сообщение о нем (заранее подготовленный ученик демонстрирует слайды, где говорится о жизни и творчестве Д.С.Лихачева).
Выразительное чтение текста.
Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2)Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когта-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и безхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на прплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.
(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих.
(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрю память о себе.
(Д.С.Лихачев)
Учитель. Какова тема текста? Какова основная мысль? Актуальна ли проблема, поставленная в тексте?
К какому стилю относится данный текст? Обоснуйте свой ответ.
(Ответ. Этот текст относится к публицистическому стилю, т.к. текст воздействует и информирует читателя. Он сообщает информацию о плачевном состоянии памятников старины широким массам.
Проблема сохранения памятников старины очень актуальна, имеет общественную значимость. Тексту характерна открытость авторской порзиции, личностность, доступность. В нем встречается лексика, характерная публицистическому стилю: “зрелище уходящей культуры”, “заботливое отношекние к окружающей природе” и др.
Учитель. Сглсны ли вы с мнением автора о том, что нужно хранить память опрошлом, восстанавливать и охранять памятники старины? (Ответы уч-ся)
Какие средства использует автор, чтобы более ярко выразить свои мысли. (ответы уч-ся с помощью опорной таблицы, где указаны художественно-выразительные средства)
Выплняем задания.
А29 Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?
1) Забота о разрушающихся памятниках культуры - непозволительная роскошь для государства.
2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.
3) Вид уходящей культуры оставляет людей равнодушным.
4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прпошлом, интересоваться им.
А30 Определите тип и стиль речи текста
1) публицистический стиль; описание
2) художественный стиль; повествование
3) научный стиль; описание и рассуждение
4) публицистический стиль; повествтвание и рассуждение
А31 Какой из перечисленных тропов используется в предложении 11?
- метонимия
- метафора
- гипербола
- Сравнение
В1 Какое слово является синонимом к слову КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ?
1) большой
2) быстрый
3) новый
4) удобный
5. Обобщение. Заполнение кластера “Мы повторили… Мы изучили… . Мы запомнили… .
6. Домашнее задание.
С1. Пишут сочинение рассуждение по прочитанному тексту (2 уч-ся, сильные по способностям)
- 2 вариант дом. задания. Составляют предложения о прблеме, поднятом в тексте (4уч-ся)
- 3 вар дом. задания. Находит языковые средства (2 уч-ся).
- 4 вариант дом. задания. Подробный пересказ текста (1 ученик, слабый по способностям).