Односоставные предложения

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Создать условия для формирования понятия односоставное предложение.

2. Создать условия для определения вида односоставного предложения и выработки способа его определения.

Ход занятия

1. Вводная часть

Сегодня очень часто задают вопрос, обозначающий жизненную позицию человека (артиста, ученого, государственного деятеля, чиновника), вопрос, связанный с правилом, которое нужно выполнять или с девизом, которому хочется следовать.

Вам тоже предлагается сформулировать свое жизненное правило или свой девиз (варианты ответа записываются на доске).

- Не думай о минутах свысока...

- Жизнь прекрасна!

- Зажигай!

- Никогда не поздно работать над собой.

- Тише едешь - дальше будешь.

А вам интересно узнать, как ответили на эти вопросы опрошенные восьмиклассники?

Вашему вниманию предлагаются некоторые ответы гимназистов:

- Не предавайся унынию.

- Цыплят по осени считают.

- Правила можно не соблюдать.

- Во все времена ищут смысл жизни.

- Жить и радоваться!

Можно ли по этим высказываниям составить портреты говорящего? 1

1. Оптимистичный, жизнерадостный

2. Мудрый, спокойный

3. Ироничный, осторожный

4. Не обозначающий себя

5. Решительный, категоричный

Действительно, говорящие, скорее всего, люди разные по характеру, по темпераменту - об этом свидетельствуют разные высказывания.

А что объединяет эти разные высказывания с точки зрения их структуры? (если учащиеся затрудняются с ответом на вопрос, нужно предложить обозначить грамматические основы)

Наличие только одного главного члена, в частности сказуемого.

Значит, в этих предложениях отсутствует подлежащее, то есть действующее лицо.

Как же называются предложения с одним действующим лицом?

Односоставные.

2. Сообщение темы урока и ее запись на доске.

I. Следовательно, предмет разговора сегодня –односоставные предложения.

На какие же вопросы будем отвечать?

(вопросы фиксируются на доске)

- Какие бывают односоставные предложения?

- Как их различить?

- Зачем они нужны говорящему?

Ответы на эти вопросы предлагаю искать в группе.

Материал для групповой работы.

Каждая группа из данного листа выбирает предложение, которое может продолжить ряд, начатый заданным вариантом, предварительно выработав критериии отбора:

Группа 1 - предложение 1

Группа 2 -предложение 2

Группа 3 - предложение 3

Группа 4 - предложение 4

Группа 5 - предложение 5

Лист с предложениями

1. Подключусь (подключаемся) к МТС.

2. В нашей стране запретили рекламу пива.

3. Что посеешь, то и пожнешь (пословица).

4. Нет предела совершенству.

5. Жить по-новому.

Напоминаем, что один критерий-отсутствие действующего лица-уже есть, другой попытайтесь найти сами.

Получились следующие группы предложений:

№1 = №1

№2 = №3

№3 = №4

№4 = №2

№5 = №5

Если в ходе работы получились другие варианты, то в ходе обсуждения на основании критерия должен получиться такой вариант.

II. Зафиксируйте результаты работы групп в таблице.

Односоставные предложения.

Название(вид, тип) Действующее лицо ?
1 Д.Л. определено

(№1 + №1)

 
2 Д.Л. не определено

(№4 + №2)

 
3 Д.Л. отсутствует

(№5 + №5, №3 + №4)

 
4 Д.Л. обобщенное

(№2 + №3)

 

Назовем исходя уже из действующего критерия виды односоставных предложений:

1. Определенно-личные

2. Неопределенно-личные

3. Безличные

4. Обобщенно-личные

(Заполняем первую графу таблицы)

Почему же названий получилось четыре, а групп предлжений пять?

Какой же еще критерий выделения групп необходимо учитывать?

Грамматические признаки сказуемого.

Таким образом таблица приобретает следующий вид.

Название(вид, тип)

Действующее лицо

Граматические признаки сказуемого

1. Определённо-личное Д.Л. определено

(№1 + №1)

Форма первого + второго лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения
2. Неопределённо – личные Д.Л. не определено

(№4 + №2)

Форма третьего лица мн. числа настоящего и будущего времени + мн. число прошедшего вр.
3. Безличное Д.Л. отсутствует

(№5 + №5, №3 + №4)

Безличный глагол, слово НЕТ, инфинитив...
4. Обобщенно-личное Д.Л. обобщенное

(№2 + №3)

Глагол в обобщенном значении

Комментарий учителя: одни лингвисты рассматривают инфинитивные предложения как самостоятельный вид односоставных предложений, другие считают их разновидностью безличных предложений.

Представляем предмет разговора в схеме.

III. Отработка способа.

Определить вид односоставных предложений и распределить их в группы, указывая номера в предыдущей схеме.

Предложения для отработки способа (в качестве примеров использованы названия фильмов и передач).

1. Снимите это немедленно.

2. Снято!

3. Ну, погоди!

4. Праздника не будет.

5. Пусть говорят...

6. Угнать за шестьдесят секунд.

7. Красиво жить не запретишь.

8. Спасти и сохранить.

9. Любить по-русски.

10. 9 рота.

11. Офицеры.

Предложения под номерами 10 и 11 не вошли ни в одну группу. В чем же их особенность?

В ходе обсуждения выявляется, что у них есть только подлежащее, что даёт основание называть их односоставными. Учитывая их работу, даём им название – “назывные”, или “номинативные”. Дополняем схему “Односоставные предложения”.

IV. Заключение занятия.

Что было предметом разговора?

На какие вопросы отвечали?

На какой будем отвечать завтра?

Домашнее задание.

Используя односоставные предложения, создать рекламу школьного дневника.