Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме “Глагол”; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала.

Ход урока

1. Предварительный этап: жюри и гости занимают свои места; жюри получает ведомости, контрольные варианты заданий; ученики проверяют свою “готовность к путешествию” (на парте приготовлены листочки с указанием фамилии каждого играющего, карточки с заданиями, ручки); затем учитель объявляет, что урок пройдёт в форме игры, конкурса, и предлагает ученикам разбиться на “команды” и выбрать командиров.

2. Игра-путешествие.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды, тесты.

Пресс-конференция перед путешествием.

Для того чтобы отправиться в путешествие, нужно многое знать и уметь. Ребятам предлагается проверить свои знания о глаголе. Коллективное составление кластера, рассказа по ключевым словам (см. Рисунок 1. GIF).

Старт! Путешествие начинается… Экспресс-опрос.

Вопросы пишутся на компьютере. Время работы фиксируется (3-5 минут). См. Приложение 1.

1. Глагол – это часть речи, которая… (продолжите).

2. Назовите постоянные морфологические признаки глагола.

3. Глагол – это самостоятельная часть речи? Докажите.

4. Какие глаголы на – ить относятся к 1-му спряжению?

5. Перечислите 7 глаголов на – еть, относящихся ко 2-му спряжению?

6. Какой формообразующий суффикс является показателем возвратности?

7. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

8. К какому наклонению относится форма сходи-ка?

9. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

10. В каких случаях в глаголах суффикс –ова (-ева) и –ыва (-ива)?

Работа по тестам в группах.

Каждая команда получает карточки с тестами. Время работы ограниченно (7-10 минут).

1). В каком глаголе пишется ь?

а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся

2). В каком глаголе пишется Е?

а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь

3). В каком глаголе пишется И?

а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л

4). Укажите пример без грамматической ошибки.

а) одеть платье
б) надевать пальто
в) не ложьте на стол
г) не бежите быстро

5) В каком глаголе пишется И?

а) Вышл…те, пожалуйста, книгу.
в) Пока не умолкн…те, я рассказывать не буду.
б) Если вышл…те завтра, я получу её вовремя.
г) Как только стукн…те, я открою.

6). На месте пропуска пишется Ы в слове:

а) команд…вал
б) доклад…вал
в) обрад…вался
г) агитир…вал

7). Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

а) бежать – 2 спр.
б) хотеть – разноспр.
в) дышать - 2 спр.
г) ненавидеть – 2 спр.

8). Укажите непереходный глагол?

а) красить
б) скрашивать
в) украшать
г) краснеть

9). Укажите предложение с глаголом в безличном значении.

а) Небо внезапно потемнело.
б) От времени серебро темнеет.
в) От деревьев веяло пахучей сыростью.
г) Тихий ветер над рощами веет.

10). Укажите ошибку в определении наклонения глагола.

а) Молчи и скрывай (повелит. ) свои чувства.
б) Он заменит ( изъявит. ) заболевшего товарища.
в) Едва ли бы старик нашёл (изъявит. ) ответ на этот вопрос.
г) Я сыграла бы (условн. ) эту роль с удовольствием.

11). В каком глаголе Ь не пишется?

а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.

12). Укажите ошибку в образовании формы глагола.

а) заглядывать – заглядываю
б) требовать – требую
в) развеивать – развею
г) бушевать – бушую

Эксперименты в открытом море.

На этом этапе предлагаются необычные задания, требующие смекалки. Лучше, если выполнять их будут всей командой – быстро, весело, дружно.

“Спектральный анализ”. Ребятам предлагается восстановить глаголы по предъявленным элементам; выиграет команда, которая подберёт больше всего подходящих вариантов.

Вы-……-о-ть

Раз-……-а-ть

На-……. -ыва-ть-ся

По-……-и-ть-с

Высадка на остров Глаголов.

Капитаны команд делают синтаксический разбор предложения, в котором должны указать тип сказуемого.

  1. Я не мог поверить, что Пушкин бывал в этих местах.
  2. Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал.
  3. Отец сообщил, что успеет приехать вовремя.
  4.  

Сделать морфологический разбор одного глагола из предложения.

Путешествие по острову.

Члены команд должны пройти испытание. Они должны определить, значение каких фразеологизмов дано неверно.

а) Накалять атмосферу – создавать в помещении высокую температуру;

б) Носить на руках – оказывать особое расположение;

в) Бить по карману – стоить слишком дорого;

г) Набить оскомину – сильно избить кого-то.

Встреча с жителями острова и небольшое выступление в их честь.

Чтение учениками мнемонистических стишков о глаголе. Вот некоторые из них.

Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.

Что за гусь – инфинитив?
Встанет, суффикс распустив:
-ть-ть! –чь-чь! и –ти-ти!
Пропустить! Помочь! Нести!

В первом спряжении пишут и ждут,
Сеют и пашут, рождаются, мрут,
Песни поют, и хохочут, и плачут –
Это спряжение многое значит.
Древние глаголы – есть, хотеть и дать
(А с ними за компанию брезжить и бежать)-
Не дадут соскучиться: не хотят решиться,
С кем из двух спряжений лучше породниться!

Хохочет – хохочут, ворчит и ворчат,
Но брезжит и брезжут, а хочет – хотят.
Ох уж эти мне глаголы – разноспрягаемые!
Какие же они непредсказуемые и неподражаемые!

Отчёт о путешествии.

Творческое соревнование: каждая команда должна представить два-три творческих задания (домашние заготовки) на тему “Глагол”. Это могут быть рассказы, стихи, сказки, шарады, кроссворды. Этот конкурс оценивается как командный, обращается внимание на артистизм и профессионализм.

Возвращение домой.

Организуется эстафета: команда получает задание (например, каждый играющий должен записать глагол первого спряжения; варианты: второго спряжения, возвратный глагол, глагол в повелительном наклонении и т. д. ); первый игрок команды записывает свой вариант, передаёт соседу; тот проверяет, исправляет ошибки, записывает на том же листочке ещё одно слово и передаёт эстафету следующему члену команды. Та команда, которая выполняет задание раньше и без ошибок, побеждает.

Жюри подводит итоги, отмечает лучшие ответы. В качестве домашнего задания каждый получает индивидуальную карточку, материал для которой подбирается с учётом ошибок в работах.