Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок русского языка по теме: "Общее понятие о наречии". 4-й класс 2007

    Автор: Тюрина Ирина Юрьевна

    В ходе урока дается общая характеристика наречия, показываются отличия наречия от других частей речи.

  • Доклад "Формирование навыков грамотного письма" 2007

    Автор: Луговая Вера Михайловна

    Доклад по теме "Формирование навыков грамотного письма", освещался на городском семинаре учителей начальных классов. Цель семинара: приемы работы на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости, орфографических навыков. Задачи: углубленное понятие "орфограмма"; усвоение орфографических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, прилагательных и в личных окончаниях глаголов.

  • Приемы обогащения словаря учащихся 2007

    Автор: Шибаева Елена Викторовна

    Усиление внимания к смысловой стороне речи - условие эффективности обучения. Основные приёмы обогащения словарного запаса школьников: словотолкование, лексико-семантическая группировка слов, редактирование негативного варианта, лингвистический анализ текста, использование новых слов и тропов в собственной речи. Игровые методики в работе. Органическая связь словарной работы с изучаемым грамматическим материалом.

  • Урок русского языка по теме: "Сложное предложение с разными видами связи". 9-й класс 2007

    Автор: Бакланова Резеда Хамитовна

    Предлагаются разные виды работ: схематический и орфографический диктанты, творческая работа - позволяющие избежать утомляемости обучающихся, но требующий ориентации в сложном предложении. Материал урока содержит валеологическую информацию, что способствует формированию сознательного и устойчивого позитивного отношения детей к здоровому образу жизни.

  • Погружение в Древний Восток 2007

    Авторы: Булдакова Наталья Владимировна, Гущина Юлия Александровна

    Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 5-6-го класса. "Погружение" - это интегративная практика гуманитарного образования, основной целью которой является расширение предметного содержания урока, сопряжение в нем различных культур, смысловых аспектов. Это заключительный этап "погружения в эпоху", который является итогом изучения истории, зарубежной литературы, эстетики. На уроках истории ребята знакомятся с основными событиями эпохи, на уроках эстетики подробно изучается культура, на уроках зарубежной литературы анализируются произведения этого исторического отрезка. Результатом интеграции становится праздник.

  • Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное" 2007

    Автор: Святова Елена Николаевна

    Урок обобщения занимает важное место в изучении темы "Имя прилагательное", позволяя увидеть степень её усвоения. В данной разработке урока использованы различные виды работ: игра "Знаток лирики", выборочный, графический, словообразовательный и творческий диктанты - что способствует активизации внимания учащихся, развитию творческого мышления.

  • Открытый урок по русскому языку во 2–3-м классе по теме: "Лексика. Антонимы на языковом материале сказок Г.Х. Андерсена" (презентация) 2007

    Автор: Буркшайтис Ирина Александровна

    Данный урок построен на языковом материале сказок Г.Х. Андерсена с использованием мультимедиа презентации. Тексты, отдельные слова и предложения подобраны таким образом, чтобы изучаемое понятие представлялось в них чётко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей языковой функции и своих грамматических особенностях. Это даёт возможность учащимся абстрагировать признаки, понятия, распознавать изучаемое явление среди других, сходным с ним. Урок сопровождается слайдами - иллюстрациями из сказок Г.Х.Андерсена, заданиями, которые дают ученикам герои сказок, что обеспечивает эмоциональное восприятие материала.


  • Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова" 2007

    Автор: Зайцева Марина Георгиевна

    Разрабатывая данный урок хотелось достичь определенных результатов, так как ученики шестого класса, можно сказать, находятся на одной из первых ступеней в овладении речью и анализа художественных произведений. Более того, важен и сам процесс овладения грамотной, образной, логической речью. Анализируя тексты произведений поэта, ребята учатся внимательному чтению, приобщаются к великому, могучему русскому слову, приобретают навыки анализа лирического произведения, задумываются о значимости языка в нашей жизни, говорят о многообразии средств, подчеркивающих и доказывающих живость и неповторимость языка.

  • Нулевые морфемы и их значения 2007

    Автор: Дуброва Надежда Владимировна

    В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят. Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки "Русского языка" интересными и нестандартными. Изучение русского языка - богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся.

  • Структурно-семантический анализ названий г. Белгорода при изучении темы "Словообразование" в 6-м классе на уроках русского языка 2007

    Автор: Носова Елена Сергеевна

    Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимы г. Белгорода многочисленны и разнообразны. Для юных исследователей этот материал очень интересен и познавателен не только с точки зрения истории города, но семантики и структуры самих микротопонимов, учащиеся узнают, что очень важно, - о русском языке и его истории.

  • Значения многозначного слова как его лексико-семантические варианты 2007

    Автор: Емельяненко Наталья Викторовна

    В результате поисково- исследовательской деятельности у учащихся появляется представление о слове как системе позиционно чередующихся вариантов и они создают модель многозначного слова как особой лексической единицы. В традиционных программах такая тема не рассматривается, включение же её в программу русского языка закономерно, так как у учащихся должно возникнуть представление о языке как системе, что прослеживается на всех уровнях: фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом.

  • Урок риторики в 5-м классе "Будьте вежливы! Вежливый отказ" 2007

    Автор: Крупская Бэлла Владимировна

    Общая культура человека проявляется и в его вежливости. Наши дети много общаются, но не всегда соблюдают при этом правила этикета. На уроке учащиеся знакомятся с отказом как речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы? Ответы на эти и другие вопросы учащиеся "откроют" на данном уроке.

  • Урок русского языка "Письмо – эпистолярный жанр" 2007

    Автор: Грудинина Рада Владимировна

    Письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения. По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, это, если хотите, лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственно необходимое

  • Практическая работа по основным разделам русского языка 2007

    Автор: Сырова Наталья Александровна

    Практическая работа по основным разделам языкознания в 4-м классе (УМК "Гармония). Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка могут быть эффективным инструментом для повышения интереса к изучаемому, систематизации и обобщении знаний по русскому языку, позволяет развивать умения различать части речи, члены предложения, проводить различные виды разбора, опираясь на грамматическое значение слов. Такая работа позволяет обобщить знания по основным разделам русского языка, развивать мышление, творческие способности учащихся.


  • Сочинение на свободную тему в жанре эссе 2007

    Автор: Василенко Лариса Григорьевна

    Сочинение - один из самых трудных видов деятельности учащихся, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературы, контроля овладения учащимися навыками связной речи.

  • Урок по русскому языку в 7-м классе на тему: "Наречие как часть речи" 2007

    Автор: Стенина Наталья Николаевна

    Предлагаемая форма урока повышает интерес обучающихся к предмету. Используются методические приемы технологии РКМЧП. Урок способствует раскрытию мыслительных и творческих возможностей учащихся.

  • Эпистолярный жанр на страницах школьных тетрадей 2007

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    В статье рассказывается об интересной, пожалуй, уникальной форме взаимоотношений между учителем и учеником. Эта форма - письмо на страницах школьной тетради, в котором пишущий (ученик или учитель) могут поделиться горем или радостью, обозначить проблему как в социальном плане, так и в вопросах образования. Ученик может просить совета в сердечных делах либо объяснения учебного материала, не понятого им во время урока.

  • Преподавание русского языка. Урок развития речи "Учимся говорить" 2007

    Автор: Охлопкова Татьяна Алексеевна

    Урок составлен в нетрадиционной форме: урок-конкурс. Благодаря таким урокам у учащихся значительно повышается интерес к учебе и к предмету в частности. Цели урока: - научить выступать перед аудиторией; развивать умение правильно излагать свои мысли; укреплять веру в собственные силы.

  • Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007

    Автор: Уманская Людмила Тимофеевна

    Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути "добывания" информации, новые взаимоотношения "учитель-ученик", деятельностный и личностно ориентированный характер обучения. Хотелось бы поделиться опытом проведения личностно-ориентированного урока с применением ИКТ.

  • Синтаксис и пунктуация. Повторение 2007

    Автор: Король Наталья Владимировна

    Представленный урок посвящен повторению и закреплению материала по теме "Синтаксис и пунктуация". Основная цель данного урока – научить учащихся правильно расставлять знаки препинания, вставлять пропущенные буквы, подчеркивать основы и составлять схемы предложений.

  • Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) "Ежели вы вежливы", (К.И. Чуковский. "Телефон"). Этикет телефонного разговора 2007

    Автор: Пронина Татьяна Геннадьевна

    Учащиеся закрепляют умения правильно скомпоновать сюжет и текст. Ребята работают над фоном и героями без детальной прорисовки, акварелью или гуашью. Важный воспитательный момент – содержания урока непосредственно связано с жизненными потребностями, так как умение правильно и вежливо разговаривать по телефону актуально в наше время новых технологий.


  • Дискуссия по культуре речи (русский язык в 10-м классе) 2007

    Автор: Гилева Лариса Владимировна

    Данное занятие проводилось в рамках школьной декады русского языка и литературы, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, поэтому уместен в дискуссии разговор о Лихачеве. Кроме уроков русского языка, у учащихся ведется элективный курс "Культура общения", на котором рассматривались правила общения и нормы устной речи.

  • Урок русского языка по теме: "Личные окончания глаголов" (повторение изученного в начальной школе) . 5-й класс 2007

    Автор: Федорова Ирина Геннадьевна

    Не всегда возможно удачно и быстро спланировать урок, найти интересный материал. Совершенствование знаний учащихся по предмету – кропотливая, каждодневная работа. Как обучать не всех, а каждого? Как научить детей самостоятельно добывать знания? Ответить на эти и многие другие вопросы мне помогает использование на уроках опорных конспектов.

  • Урок-повторение по русскому языку на тему: "Лексика". 5-й класс 2007

    Авторы: Козлова Анжелика Дмитриевна, Сагова Татьяна Сулеймановна

    Цели урока: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Лексика"; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям; развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й класс 2007

    Автор: Косилова Ольга Ивановна

    Почему так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? Эти вопросы являются ключевыми на первом двухчасовом занятии, посвященном данной теме. Работа организована так, чтобы учащиеся смогли наглядно проследить за использованием глаголов в прямом и переносном значении в различных стилях речи, научились сами употреблять глаголы в текстах различного характера.

  • Урок русского языка по теме: "Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов" 2007

    Автор: Косилова Ольга Ивановна

    На первом двухчасовом занятии по данной теме учащиеся в результате наблюдений приходят к пониманию роли имен прилагательных в речи и эпитетов, выраженных именами прилагательными. В ходе уроков шестиклассники не только обогащают свою память готовыми образцами для выражения своих впечатлений, но и учатся самостоятельно подбирать эпитеты и употреблять их в собственной речи.

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (из опыта работы) 2007

    Автор: Кривегина Надежда Николаевна

    XXI век требует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить решение. Школа должна помочь выжить ученику в столь сложное время, не потерять себя. В создании такой личности и помогают уроки творчества, на которых ребенок имеет возможность через работы малых форм раскрепоститься. Формируем у учащихся чувство слова, отношения к языку как к орудию мышления и языкового общения. С помощью уроков развития речи (творчества), учим школьников аргументированно выражать свои знания, убеждения. Обучая творчеству, - вооружаем умением осозновать проблему, формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

  • Система риторических упражнений тренировочного характера в разделе "Фонетика" 2007

    Автор: Онищенко Мария Васильевна

    С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.


  • Искусство речеведения: элективный курс по культуре речи 2007

    Автор: Горст Ольга Александровна

    Данный элективный курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение речеведческих задач.

  • Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание состояния окружающей среды" 2007

    Автор: Абрамова Галина Алексеевна

    Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия.