Русский язык
-
Урок по русскому языку в 7-м классе на тему: "Наречие как часть речи" 2007
Предлагаемая форма урока повышает интерес обучающихся к предмету. Используются методические приемы технологии РКМЧП. Урок способствует раскрытию мыслительных и творческих возможностей учащихся.
-
Эпистолярный жанр на страницах школьных тетрадей 2007
В статье рассказывается об интересной, пожалуй, уникальной форме взаимоотношений между учителем и учеником. Эта форма - письмо на страницах школьной тетради, в котором пишущий (ученик или учитель) могут поделиться горем или радостью, обозначить проблему как в социальном плане, так и в вопросах образования. Ученик может просить совета в сердечных делах либо объяснения учебного материала, не понятого им во время урока.
-
Преподавание русского языка. Урок развития речи "Учимся говорить" 2007
Урок составлен в нетрадиционной форме: урок-конкурс. Благодаря таким урокам у учащихся значительно повышается интерес к учебе и к предмету в частности. Цели урока: - научить выступать перед аудиторией; развивать умение правильно излагать свои мысли; укреплять веру в собственные силы.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007
Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути "добывания" информации, новые взаимоотношения "учитель-ученик", деятельностный и личностно ориентированный характер обучения. Хотелось бы поделиться опытом проведения личностно-ориентированного урока с применением ИКТ.
-
Синтаксис и пунктуация. Повторение 2007
Представленный урок посвящен повторению и закреплению материала по теме "Синтаксис и пунктуация". Основная цель данного урока – научить учащихся правильно расставлять знаки препинания, вставлять пропущенные буквы, подчеркивать основы и составлять схемы предложений.
-
Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) "Ежели вы вежливы", (К.И. Чуковский. "Телефон"). Этикет телефонного разговора 2007
Учащиеся закрепляют умения правильно скомпоновать сюжет и текст. Ребята работают над фоном и героями без детальной прорисовки, акварелью или гуашью. Важный воспитательный момент – содержания урока непосредственно связано с жизненными потребностями, так как умение правильно и вежливо разговаривать по телефону актуально в наше время новых технологий.
-
Дискуссия по культуре речи (русский язык в 10-м классе) 2007
Данное занятие проводилось в рамках школьной декады русского языка и литературы, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, поэтому уместен в дискуссии разговор о Лихачеве. Кроме уроков русского языка, у учащихся ведется элективный курс "Культура общения", на котором рассматривались правила общения и нормы устной речи.
-
Урок русского языка по теме: "Личные окончания глаголов" (повторение изученного в начальной школе) . 5-й класс 2007
Не всегда возможно удачно и быстро спланировать урок, найти интересный материал. Совершенствование знаний учащихся по предмету – кропотливая, каждодневная работа. Как обучать не всех, а каждого? Как научить детей самостоятельно добывать знания? Ответить на эти и многие другие вопросы мне помогает использование на уроках опорных конспектов.
-
Урок-повторение по русскому языку на тему: "Лексика". 5-й класс 2007
Цели урока: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Лексика"; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям; развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
-
Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й класс 2007
Почему так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? Эти вопросы являются ключевыми на первом двухчасовом занятии, посвященном данной теме. Работа организована так, чтобы учащиеся смогли наглядно проследить за использованием глаголов в прямом и переносном значении в различных стилях речи, научились сами употреблять глаголы в текстах различного характера.
-
Урок русского языка по теме: "Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов" 2007
На первом двухчасовом занятии по данной теме учащиеся в результате наблюдений приходят к пониманию роли имен прилагательных в речи и эпитетов, выраженных именами прилагательными. В ходе уроков шестиклассники не только обогащают свою память готовыми образцами для выражения своих впечатлений, но и учатся самостоятельно подбирать эпитеты и употреблять их в собственной речи.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (из опыта работы) 2007
XXI век требует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить решение. Школа должна помочь выжить ученику в столь сложное время, не потерять себя. В создании такой личности и помогают уроки творчества, на которых ребенок имеет возможность через работы малых форм раскрепоститься. Формируем у учащихся чувство слова, отношения к языку как к орудию мышления и языкового общения. С помощью уроков развития речи (творчества), учим школьников аргументированно выражать свои знания, убеждения. Обучая творчеству, - вооружаем умением осозновать проблему, формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.
-
Система риторических упражнений тренировочного характера в разделе "Фонетика" 2007
С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.
-
Искусство речеведения: элективный курс по культуре речи 2007
Данный элективный курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение речеведческих задач.
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание состояния окружающей среды" 2007
Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия.
-
Урок русского языка на тему: "Сложные предложения с различными видами связи" 2007
Данный урок предназначен для учащихся 9-го класса и проводится в процессе работы над темой в конце её изучения с целью углубленной подготовки к итоговому тестированию, а в перспективе – подготовки к ЕГЭ. Урок рассчитан на 1 час, он основан на комплексной работе с текстом упражнения из учебника. В течение урока идет поисковая работа, по форме и целям соответствующая заданиям уровней А, В и С из сборников подготовки выпускников к ЕГЭ.
-
Урок на тему: "Неопределенно-личные предложения" 2007
Урок формирует у учащихся умения находить, характеризовать и употреблять в устной речи неопределенно-личные предложения.
-
Разработка интегрированного урока по русскому языку в 7-м классе по теме: "Деепричастный оборот, или Нужны ли деепричастия поэзии?" 2007
Урок представляет собой интегрированную форму подачи материала по русскому языку (раздел "Деепричастие", 7-й класс) и литературе (поэтические образцы из стихотворений Ф.И. Тютчева). Особое внимание на уроке уделено методам исследования, творческой работе и более глубокому усвоению материала через обращение к классическим образцам русской поэзии, где широко используются в качестве изобразительных средств деепричастия и деепричастные обороты.
-
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания 2007
"Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский. Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
-
Урок русского языка в 8-м классе. Творческая мастерская "Чудное мгновение" 2007
Данный урок обращает значительное внимание на психолого-педагогические аспекты развития устной речи. Показывает, как на основе ассоциативных связей можно составить творческую работу. Урок помогает ученику узнать себя во всём многообразии качеств личности, лучше узнать других, развивать мир чувств; а учителю - узнать свойства психики, особенности мышления ребёнка.
-
Интеллектуальная игра "Лингвистическое турне" в 8–9-х классах 2007
Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы в 8-9 -х классах. Интеллектуальные игры в настоящее время очень популярны.Такая форма работы позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, систематизирует полученные знания.
-
Урок русского языка по теме: "Роль имени существительного в речи" 2007
Урок разработан для проведения в 7-м классе по программе М.М. Разумовской. На уроке учащиеся развивают навыки использования существительных в речи, образное и логическое мышления; овладевают навыками анализа текста. Ребята работают в группах.
-
Путешествие фразеологического оборота 2007
Данная работа представляет собой урок нетрадиционного типа. Провести его можно как вводное занятие при изучении в 6-м классе темы ''Фразеологизмы''. Возможно его показать и на методической неделе русского языка и литературы, начиная со 2-го по 6-й класс. Урок строится в форме игры, позволяющей познакомить школьников с одним из интереснейших разделов русского языка, способствующей интеллектуальному развитию учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием интернет-технологий, кейс-технологий, ЦОРов, технологий критического мышления на тему: "Индивидуально-авторский стиль поэта на примере творчества И.Аргутиной" 2007
Проект, с использованием ТКМ, кейс-технологий, акцентирует внимание учащихся на индивидуально-авторском стиле поэта, новаторских особенностях стихотворения И. Аргутиной. В процессе работы учащиеся приходят к выводу о том, что замысел художника после рождения шедевра превращается в неожиданное художественное явление. Поставленные проблемные вопросы требуют проведения исследования. Опираясь на различные источники информации и дидактические материалы проекта, они приходят к необходимым выводам.
-
Лингвистическая лаборатория "Язык как исторически развивающееся явление" 2007
При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определенные факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока - самостоятельное исследование языкового материала и обобщение результатов. Таким образом, идет обучение логическому мышлению, а учитель получает возможность дать представление о языкознании как особой науке. Именно об этом идет речь в данной статье.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему: "Грамматическое значение причастий" (ОС "Школа-2100") 2007
Одной из самых сложных тем в программе русского языка среднего звена является тема "Причастие". Основное направление в изучении причастий - это целеустремленное введение в речевую практику соответствующих причастных конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи, а также грамотное написание причастий. Эта важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия самого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматических особенностей. Поэтому крайне важны первые темы в изучении причастий, связанные с грамматическим значением этой части речи, умением находить причастия в тексте. Данный конспект урока предлагает один из наиболее эффективных способов знакомства учащихся с причастием.
-
Тема урока: "Повторение причастия" 2007
В школе используется циклопоточная система обучения русскому языку и литературе (система дифференцированного обучения, которая позволяет решать задачи вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся). Учащиеся систематически выполняют творческие работы по русскому языку.
-
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: "Что в имени тебе моем?.." 2007
Знакомство с понятиями "топоним" - имя местности; "антропоним" - имя человека. Умение узнавать лексическое значение (ЛЗ), давать толкование именам, характеристику. Прививать интерес к урокам русского языка, к именам собственным. Обогащение словарного запаса учащихся.
-
Тема урока: "Количественные числительные (закрепление)" 2007
Цели урока: повторение материала о количественных числительных; уметь распознавать количественные числительные.
-
Урок по культуре речи "Язык и общество. Молодежный жаргон". Урок составлен по авторскому пособию "От Древней Греции… до наших дней" 2007
Курс "Культура речи" имеет своей целью научить правильно, точно, красиво говорить, учитывая ситуацию в которой происходит общение. Данный урок способствует формированию правильной речи подростков. Это происходит как в артикуляционном плане, так и в лингвистическом. На уроке учащиеся постигают приёмы самомассажа, упражнения из древнеиндийских трактатов, составляют альбом компьютерной лексики. Изучают историю жаргона, развитие, преемственность. Наставления из "Книги о воспитании" учёного Каюма Насыйри способствуют воспитанию нравственной личности.