Цели:
Обучающая:
- определить роль и значение одиночных причастий и причастных оборотов в поэтической речи
Развивающие:
- формировать языковое чутье, лингвистическую интуицию;
- развивать речевую культуру и речевое творчество
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к родному русскому языку;
- формировать культуру творческого труда
Оборудование:
- фотографический портрет “Чудо-дерево”:
- детские рисунки “Чудо-дерево”;
- детские рисунки “Цветок” (“Разделы языкознания”);
- плакат “Разделы языкознания”;
- плакат “Цвет звука и его смысл”
Эпиграф:
Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
В. И. Даль
Ход урока
1. Оргмомент.
- Ярмарка настроений (ученик – учитель).
- Тема общения – разговора (широкая: “Морфология. Причастие как часть речи”; узкая-микротема: “Роль причастий и причастных оборотов в поэтическом тексте”).
- Цель разговора-общения (зачем, почему важно и полезно исследовать данную тему).
- Установка на аналитическую деятельность, глубину и научность исследования, языковую интуицию и речевое творчество.
2. Повторение изученного.
1). Ученики рассказывают о роли одиночных причастий и причастных оборотов в научной речи. .
ВЫВОД: Причастие и причастный оборот в тексте научного стиля не являются выразительным средством. Они служат для уточнения, конкретизации, краткости, , сжатости при выражении тех или иных научных определений, служат также для лаконичности, глубины раскрытия научных понятий
2). Дайте определения научных понятий разделов русского языка, используя причастные обороты.
Ответы ученико:
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.
Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и их особенности
Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии.
Фразеология – раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты речи
Морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их особенности.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий способы образования слов.
Морфемика – раздел языкознания, изучающий части слова (морфемы) и их особенности.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий особенности словосочетания и предложения.
Пунктуация – раздел языкознания, изучающий правила употребления знаков препинания в письменной речи.
3). Проблемное собеседование по вопросам учителя:
- Что общего в названных вами определениях?
Ответы учеников строятся на знаниях, изложенных на стр. 273 учебника М. Разумовской. “Русский язык” 6 класс:
- каждое определение характеризует, что изучает тот или иной раздел языкознания (все они – научные понятия);
- все они относятся к научному стилю;
- однотипное грамматическое построение: Х, причастный оборот;
- Как строится логически каждое научное определение?
Ответы учащихся:
1. Лингвистический термин (например: этимология).
2. Широкое понятие (раздел языкознания)
3. Отличительный (видовой) признак (что изучается).
- Правильно. Вы хорошо справились с трудным заданием.
А есть ли в данном определении глагол? (Нет)
Что же выполняет функцию глагола? (причастие в причастном обороте )
Какова его роль? (причастие в причастном обороте выполняет функцию глагола – указывает на время, вид, возвратность, сочетается с другим словом)
Глагола нет, а чувствуется его незримое присутствие, движение, сила, энергия, переданные с помощью особой глагольной формы – причастия.
Прилагательного тоже нет, а признак действия в наличии (м. р., ед. ч, им. п. ).
4) Проблемный вопрос: А можете ли вы представить все те научные определения, при помощи которых давали объяснение каждого раздела русского языка образно, то есть в рисунке?
Ученики предлагают свои варианты (приложение- рисунки учеников):
- детская пирамидка, каждый кружок в которой тот или иной раздел русского языка;
- растущее дерево, ветви которого являются разделами русского языка;
- цветок, лепестки которого тот или иной раздел (рисунок №1).
- акварельные краски, каждый цветовой тюбик – раздел языкознания (рисунок №2)
- солнце - система языкознания, вокруг которого (солнце) вращаются планеты, каждая из которых символизирует тот или иной раздел языкознания (рисунок №3)
- солнце, лучи которого символизируют тот или иной раздел русского языка (рисунок№4)
Хорошо, что так выразительно, образно и поэтично вы представили как единое целое все разделы языковой системы.
Спасибо за интересные находки, сравнения!
А мы продолжим работу в нашей творческой лаборатории: будем исследовать роль причастий и причастных оборотов в тексте художественного стиля, совершенствовать речевую культуру и детское речевое творчество
5). Прочитайте наизусть примеры поэтических текстов с причастными оборотами. (как проверка домашнего задания; в учебнике под редакцией М. М. Разумовской в разделе “Причастие” таких текстов достаточно).
3. Изучение темы урока. Установка учителя на грамматическое исследование:
рассмотреть особенности употребления в письменной речи (поэтическом тексте) причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение в структуре текста художественного стиля.
На доске помещен плакат с предложением - стихотворным текстом без знаков препинания (запятых и тире):
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие в глубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
(Виктор Краско, молдавский поэт, “Дума о русском языке”)
Ученик у доски расставляет правильно знаки препинания, объясняя каждый случай употребления запятой и тире в стихотворении
4. Анализ стихотворения
1). Выразительное чтение пятистишия (ученик).
2). Восприятие текста. Вопросы учителя:
- Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )
- Что вы почувствовали, ощутили? Какие чувства у вас пробудил этот текст? (Ответ учащихся:чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).
Прослушайте еще раз стихотворный текст (учитель читает)).
Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этим поэтическим строчкам. Какие краски вам будут нужны? (зелёное пышное дерево, лепестки цветка могут быть и оранжевогоо, и красного, и голубого, и желтого, и белого, и других цветов, то есть могут быть использованы все цвета спектра).
- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста. Какая слышится мелодия?
(гимн, торжественная мелодия, колокольный звон)
- Что объединяет пятистишие и мелодию? (настроение)
- Так какое же общее настроение от этого поэтического высказывания?
(светлое, прекрасное, возвышенное, торжественно-приподнятое)
3). Осмысление лингвистических средств, создание образности поэтической речи.
- У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)
- Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.
(дерево+корни+лист+цветок= чудо русский язык!)
У поэта свои способы выражения чувств? Какие? Попробуйте в тексте найти тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
1 строка:
дерево – метафора
тысячами - гипербола
Звукопись: ш, ст, щ, ч. – шероховатые звуки по характеру
Валерий Брюсов писал: “Верь в звук слов, смысл тайны в них”. И мы верим, потому что данные звуки как бы передают трудности роста дерева: ведь росло оно из маленького зернышка, хрупкий росточек преодолевал невероятные тяготы и лишения, но наконец-то выросло дерево и продолжает набирать силу.
“Слово – это Бог”, - сказал современный поэт Андрей Вознесенский. И это воистину так!.
1 строка: ( Дерево, шелестящее тысячами ветвей) выразительная, динамическая, яркая, энергичная. Почему? Ведь глаголов нет! С помощью какой синтаксической конструкции поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?
Вывод учащихся и учителя:
Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.
2 строка: Корни, уходящие в глубь полей.
олицетворение “уходящие”, звуки Х, Щ передают движение, жизненные трудности.
3 строка:
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.
лист – метафора, звенящий и танцующий – олицетворения.
4 строка:
Цветок, благоухающий сотнями лепестков.
цветок – метафора.
танцующий – олицетворение. Олицетворения, метафоры придают
предмету описания необычную образность, выразительность
5 строка:
Чудо великое – русский язык. инверсия “чудо великое”, эпитет “великое” придают стихотворению особую поэтичность, образность, выразительность.
4). Вывод о роли причастного оборота в поэтическом тексте.
Если в тексте научного стиля причастия и причастные обороты не являются средством выразительности, то в тексте художественного стиля наоборот. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.
5). Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)
Вывод: причастия, причастные обороты воспринимаются как эстетическая категория художественного текста. Они соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей
6). Проблемное задание: выпишите из данного поэтического текста все причастия: (шелестящее, уходящие, звенящий, благоухающий).
Что у них общего? (действительные причастия настоящего времени).
Почему именно действительное? (признак предмета по действию, которое совершает сам предмет)
Почему настоящее время? (если бы прошедшее время, то движение предмета в прошлом, в настоящем же - значит всегда).
7). Поразмышляем об авторе этих замечательных поэтических строк. Каким вам представляется этот человек? Какую главную мысль-идею хотел он выразить?
Поэт любит русский язык, гордится им, восхищается. Его переполняют чувства восторга и величия. Русский язык он рассматривает как “чудо великое”.
Какая синтаксическая конструкция помогает поэту передать свои чувства и мысли?
Виктор Краско в одном предложении – тексте, благодаря причастным оборотам, образно представил русский язык как дерево, которое не мыслится без корней, листьев и цветков, как чудо ( может быть, восьмое чудо света !)
5. Задание по группам ( 4-5 групп ).
1)Какие из высказываний о русском языке других поэтов, писателей, ученых вам особенно понравились, выразительно их прочитайте, определите, как образно характеризуется русский язык
Ребята зачитывают высказывания великих людей (приложение №1).
Русский язык в их понимании – это природа страны, результат мысли и чувства, история народа, громада, тайна, цвет жизни, ключ к разгадке тайны. .
2) Русский язык – это. . . Ваше мнение. Нарисуйте! Что?
В рисунках ученики образно представляют русский язык в виде радуги, северного сияния, волшебного цветущего сада, , прекрасного дворца, , солнца, необычного цветика-многоцветика…
3) Попытайтесь придумать, сохраняя стиль, свои стихи
Примеры некоторых из придуманных стихов. Зрительный образ:
Что такое русский язык?
Радуга, источающая счастье нагода,
Солнце, не меркнущее никогда,
Жизнь, неумирающая, бессмертная навека,
Учитель, сеющий разумное, доброе, вечное всегда.
Музыкальный образ:
Что такое русский язык?
Величественный набат,
Звучащий все годы и века подряд.
Что такое русский язык?
Изгоняющий подлость, трусость вон
Колокольный …колокольный звон.,
Дорога, ведущая человечество из прошлого в настоящее и будущее, северное сияние, источающее ауру красоты, добра, мудрости и милосердия, сказочный сад, благоухающий ароматами цветов, наполненный волшебным пением птиц, - чудо великое - русский язык.
(белые стихи)
4) Определите цветовое и смысловое значение слов и сделайте вывод о соответствии, гармонии цвета и смысла:
“дерево” - 1группа,
“корни” - 2 группа,
“лист” - 3 группа,
“цветок” - 4 группа.
Ученики пользуются плакатами, памятками
Вывод: Все слова воспринимаются в сине-желто-зеленой гамме;а смысловое значение звуков соответствует лексическому значению слова в данном контексте
Задание для пятой группы. Проанализировать данный текст по предложенному алгоритму (приложение №2) Ответ на данный вопрос будет как обобщение по всему стихотворению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его!