Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.
Задачи:
- Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
- Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
- Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.
План урока
1. Организационный момент. а) Проверка готовности учащегося к уроку. б) Психологический настрой на работу. 2. Сообщение темы урока и постановка цели. 3. Словарная работа. 4. Объяснение новой темы. а) Работа с пословицей. б) Работа по образованию новых слов с помощью приставок. 5. Творческий диктант. 6. Физминутка. 7. Работа с текстом. 8. Самостоятельная работа. 9. Составление суждения о письме Л. Леонова. 10. Выполнение письменной работы. 11. Проверка выполненного задания. 12. Задание на дом. 13. Итог урока. |
2 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 5мин. 8 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. 1 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. 6 мин. 2 мин. 2 мин. 1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащегося к уроку.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З-, а когда – С-.
И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.
3. Словарная работа.
Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).
- Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение)
- Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация)
- Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия)
- Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий).
Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу. )
приставка | корень | суффикс | окончание |
Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?
Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.
Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.
Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.
Отчизна - (высокое) Отечество, родина.
Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.
4. Объяснение новой темы.
Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.
Безделье до добра не доводит.
У сильного всегда бессильный виноват.
Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
лает. | От | собака | безделья |
От безделья собака лает.
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.
Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?
Подчеркни первую согласную в корне.
Перед звонкой или глухой согласной пишется З-?
Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
р, л, м, н, й | б, в, г, д, ж, з | |
п, ф, к, т, ш, с | х, ц, ч, щ |
Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.
В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)
Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Что? | Что? | Что? | Какой? |
Дело | - безделье, | сила | - бессильный, |
лес | - | дума | - |
дорога | - | жалость | - |
молва | - безмолвие, | край | - |
право | - | злоба | - |
закон | - | совесть | - |
Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?
Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется З?
Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С?
Вывод. (с. 33)
Правописание приставок раз - (рас -), без-
(бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их
произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне. |
5. Творческий диктант.
Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.
- Ребенок без забот (беззаботный)
- Небо без звёзд (беззвёздное)
- Вход без платы (бесплатный)
- Пустыня без воды (безводная)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Жидкость без цвета (бесцветная)
- Плач без звука (беззвучный)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.
7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.
Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?
Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.
9. Составление суждения о письме Л. Леонова.
Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
Я разделяю (не разделяю) точку зрения,
что…. . Я согласен (не согласен) с тем, что…. Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль о том, что… |
Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.
11. Проверка выполненного задания.
Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.
Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.
Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?
12. Задание на дом.
Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.
13. Итог урока.
Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.
Какие моменты урока вам лучше запомнились?
В каких случаях пишется приставка на з -; с-?
С какими словами из словаря вы познакомились?
Какие слова вы скажете человеку XXI века?
Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?
Оценка за работу на уроке.
Литература
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
- Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
- Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
- Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.