Цели урока:
- Обучающие: повторить падежи имён существительных; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения; его эмоциональной окраской; повторить знаки препинания при обращении.
- Развивающие: показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем “Обращение” и “Звательный падеж”; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией.
- Воспитательные: прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово.
Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.
Запишите тему урока.
2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки, (отрывок из сказки Л. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)
- Скажите название сказки и её автора.
- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
- Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
- А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
- Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.
Карточка.
1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
2. Не губи меня, девица!
3. Постой, бабушка, постой немножко...
4. Что, Соколко, что с тобою?
- Из какой сказки данные предложения?
- Когда же употребляли звательный падеж?
- Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?
- Сравним 2 предложения. Предложения проецируются на экран.
1. Сладко спи, моя красавица.
2. Сладко спит моя красавица.
- В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением?
- А в каком предложении это же слово является подлежащим?
- А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?
- Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.
Ученик читает стихотворение.
Всем нам при обращении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй!
- Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т.е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.
- Давайте уточним, где ставится запятая, если обращение стоит в начале предложения?
- В конце предложения? В середине?
А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Вот и встретились две темы. В русском языке - звательная интонация, в церковнославянском языке - звательный падеж.
3. Практическое задание по группам.
1 группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.
2 группа работает с предложениями, записанными на доске. Задание следующее: узнать слово-обращение, расставить знаки препинания, над обращением поставить значок О
1. Чем вы, гости, торг ведёте?
2. Бог с тобою, золотая рыбка.
3. Добрый путь вам, господа!
4. Отпусти ты, старче, меня в море.
5. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град!
Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
- Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.
- Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим.
- На парте лежат карточки под номером 2.
Первая группа выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, вторая группа - одобрительную.
1. Смилуйся, государыня рыбка!
2. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи...
3. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
4. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
- Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Итог урока.
6. Цифровой диктант.
И в заключении проведём цифровой диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером 3. Предложения пронумерованы.
Знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры только тех предложений, где есть обращения.
1. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч...
2. Ветер дале побежал.
3. И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет”.
4. В тот же день царица злая...
5. Здравствуй, зеркальце...
6. И ей зеркальце в ответ...
Ключ проецируется на экране.
7. Домашнее задание.
Написать сказку об обращении.