В настоящее время появилось большое количество книг, справочников, пособий, разработок для подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это радует и дает возможность каждому учителю
- найти тот путь, который позволил бы сделать уроки интересными, глубокими по содержанию, объединенными общей темой или проблемой, жанром и интегрированными с курсами русской литературы, живописи, музыки;
- проникнуть в творческую лабораторию художника, создать атмосферу со-творчества, со-переживания, со-причастности;
- научить школьников не только видеть, понимать слово, замечать смысловые нюансы, но и самому использовать их в устной и письменной речи, писать сочинение.
Опыт проведения ЕГЭ в гимназии убедительно свидетельствует о необходимости изменения
- структуры уроков русского языка;
- методов и форм подачи материала и проверки знаний учащихся, используя разнообразные виды заданий.
Перед учителем стоит задача - проверить практическое владение учащимися русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм. Языковая подготовка проверяется на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых в стандартных условиях, в работе со специально отобранным языковым материалом, представленным в виде слов, словосочетаний, предложений.
Весь школьный курс русского языка готовит учащихся к выполнению заданий этого типа, но для успешной подготовки учащихся в старших классах на этапе повторения и обобщения изученного необходимо и достаточно осуществить следующее:
- системно повторить орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов;
- систематизировать знания учащихся по культуре речи, добиваясь осознанного овладения различными видами норм русского языка (грамматическими, лексическими, орфоэпическими);
- на каждом уроке необходимо использовать толковый словарь, вести работу со значением слова, показать его многозначность;
- научить школьников методике работы с тестами разных видов.
Тестирование является эффективным методом контроля на уроке. Учащиеся должны научиться внимательно прочитывать установочное задание, в котором определена тестовая разновидность.
Это все задания 1 группы.
Задания 2 группы (с открытым кратким ответом)
Данные задания проверяют знания учащихся о языке и речи, умение пользоваться ими в работе с языковым материалом.
I. Эти задания представляют собой различные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, стилистический, языковой и типологический. Поэтому для успешной подготовки к выполнению задания необходима работа с разными текстами, а для этого учащийся должен знать:
- типы речи (повествование, описание, рассуждение)
- стили речи (понимать и различать признаки каждого стиля)
- Благодаря этим знаниям он сможет анализировать структуру текста, видеть связующие элементы (текстовые связки):
- лексический повтор
- однокоренные слова
- синонимы, антонимы
- союзы и др.
Это позволит сформировать “тестовую зоркость”.
II. Кроме того, выпускник должен
- иметь представление о богатстве языковых художественных средств выразительности;
- уметь находить их в тексте;
- объяснять и использовать в собственной речи.
Задание 3 группы (с развернутым ответом)
Представляет собой небольшое сочинение- рассуждение (150-200 слов). Существуют всевозможные пособия, направленные на обучение учащихся писать сочинения. Можно использовать в своей работе любые из них. Но, при этом, ребенок должен иметь перед собой алгоритм работы.
План написания сочинения
I. Первичное прочтение текста:
- внимательно прочитать текст, назвать тему и основные проблемы, поднятые автором для обсуждения;
- определить авторскую позицию и сопоставить с собственной (согласие/несогласие);
- привести весомые аргументы (их должно быть не менее 3-х), используя в качестве доказательств жизненный или читательский опыт.
II. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, композиционная стройность, связность изложения, богатство речи (словаря и грамматических форм).
III. Проверка (редактирование) сочинения. Обратить внимание на соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм русского языка.
Подведем итог
Каждое занятие строится учителем в соответствии с намеченной целью урока, части его могут переструктурироваться (объем материала рассчитан на сдвоенные уроки русского языка)
Примерный план урока
I. Поэтическая пятиминутка (чтение наизусть или письмо по памяти данного стихотворения). Выполнение определенного задания по орфографии или пунктуации.
II. Словарно-орфоэпическая разминка.
III. Лексико-стилистическая разминка:
- определить лексическое значение слов. Составить словосочетания или предложения. Научить различать паронимичные пары;
- подобрать синонимы (антонимы) к словам.
Данные задания направлены на обогащение словарного запаса учащихся.
IV. Орфографическая разминка.
Это может быть:
- словарный диктант слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка;
- объяснительный диктант;
- орфографическое чтение. (Учитель объясняет принцип и цель работы, предлагает любой текст (экземпляр текста дается ученику)).
V. Пунктуационная разминка.
VI. Теоретическая разминка. (Актуализация полученных ранее знаний. Составление плана -конспекта (таблицы), алгоритма, правила. Учитель (или подготовленный ученик) объясняет теоретический материал).
VII. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока:
- устный опрос;
- проверка домашнего задания.
VIII. Практические задания (выполняются устно или письменно)
- упражнения по темам из любого учебника или пособия;
- упражнения (задания) по стилистике, развитию речи из любых учебников, пособий, упражнений из методической копилки учителя.
IX. Творческая работа по развитию речи учащихся:
- редактирование текста;
- составление текста по опорным словам;
- изложение с творческим заданием;
- составление “собственных” текстов.
X. Занимательный материал к уроку (загадки, лингвистические задачи, игры…).
XI. Домашнее задание:
- упражнение по теме (ам) из любого учебника или задание на карточках;
- творческая работа (сочинение, изложение с творческим заданием).
Предлагаю один из конспектов урока.
Правописание НЕ с разными частями речи
Оборудование:
- на доске портрет С.А.Есенина;
- на партах томики лирических стихотворений С.А.Есенина;
- таблица;
- карточки - задания;
- учебники: “Русский язык” под редакцией Д. Э. Розенталя или “Русский язык” (10-11 класс) под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
- пособие “Русский язык. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену” (ЕГЭ-2006, ЕГЭ-2007).
Ход урока
I. Слово учителя.
Учитель приводит высказывание А.Серафимовича и формулирует проблему.
1. А.Серафимович: “Есенин единственный в наше время поэт такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших… и огромная, все ломающая смелость эпитетов, сравнений, выражений, поэтических настроений. Ни у кого не спрашивая, никому не подражая… Чудесное наследство”.
Дома учащиеся должны были вновь обратиться к изученному материалу по литературе (жизни и творчеству С.А.Есенина):
- прочитать, отобрать материал для устного высказывания;
- сформулировать тезис, привести развернутые или сжатые аргументы (письменно) для подтверждения главной мысли писателя (это позволит в дальнейшем создать собственный аргументированный текст).
2. Учитель формулирует проблему.
Сменилось ни одно поколение, прошли десятилетия, а стихи С. А. Есенина не утратили своего обаяния. В чем истоки этой загадки?
Ответы учеников:
- С. Есенин- мастер в раскрытии тайны человеческого бытия. Он стремился пробудить радость к жизни, вселить в человека веру в свет, вернуть в мир человеческих отношений надежду, сказать ему слово сочувствия.
- С. Есенин - удивительный человек, любящий “до радости и боли” отчий край, Россию. Он запечатлел прекрасный облик нашей родины, когда “нивы сжаты”, “рощи голы” и когда она превращается в “несказанное синее, нежное”. С родиной связана лучшая есенинская метафора- “страна березового ситца”.
- С. Есенин - провидец, мысль о том, что человек является частью природы, он не царь и не раб, всего лишь ее дитя, несовершенное, но живое и развивающее выражены в стихах через образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах чувствует по-человечески, а человек ощущает себя то деревом, то травой, то рекой, то лугом.
- Любимое средство художественного изображения -
это олицетворение плюс метафора. Открытием
лирики С.Есенина является “олицетворение
наоборот”, когда происходящее с человеком
отождествляется с явлением природы:
- Облетает моя голова
- Куст волос золотых вянет
- Сам себе казался я таким же кленом
- Гармоническое единство человеческой души с миром- вот это определяет лучшие творения С.Есенина. И как же страдает он, когда гармония мира рушится! У собаки - матери (“Песнь о собаке”) отняли и утопили ее детей. Человеческая жестокость нарушает гармонию Мира, гармонию Вселенной:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
С. Есенин восклицает: нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны на земле между собой и со всем миром. И в этом единстве всего сущего - смысл нашего бытия.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
II. Поэтическая разминка.
Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые старшеклассники учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.
К этому уроку необходимо было,
во-первых, найти средства художественной выразительности (сравнения, метафоры) и объяснить их роль;
во-вторых, вспомнить правописание НЕ с разными частями речи.
Дома ребята учили и анализировали стихотворение С.А.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу”
Ученик:
- С. Есенин поэт - философ. Его лирика философична: в ней он говорит о вечных проблемах человеческого бытия. Его поэзия - долгий разговор о своей жизни: о мечтах и о любви, о дружбе и об одиночестве, о близких людях и о потерях…
- Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” своеобразный дневник души поэта. Это воспоминание о юности, об ушедшей молодости. И хотя Есенин говорит: “Не жалею…”, ему жаль прошедшего
О моя утраченная свежесть
Буйство глаз и половодье чувств
Какая удивительная метафора: “Буйство глаз и половодье чувств”. В молодости, по мнению поэта, человека переполняют чувства, желания, силы. Они, как вешняя вода, бурлят и заливают пространство, так и чувства молодости могут быть необузданными, сильными, всепобеждающими.
- Внимание ребят привлекли живописные и романтичные метафоры: “страна березового ситца” и “розовый конь”
Почему - ситца?
- Ситец - дешевая ткань. Простые люди, крестьяне отдавали ей предпочтение, шили из нее будничную одежду. Верно, есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, но красивая, талантливая, любимая поэтом
- “Розовый конь”…
Розовый цвет - символ юности, детства, цвет зари (начала нового дня). В языке существуют выражения “розовые мечты”, “видеть мир в розовом цвете” - так говорили о мечтательных натурах, романтически возвышенных, оторванных от реальной жизни. Найти единственное значение этого выражения невозможно. В этом случае метафора приближается к символу.
III. Лексико-орфоэпическая разминка.
- определить лексическое значение слова (ЛЗ);
- расставить ударение
Береди?ть крини?ца Вероиспове?дание коры?сть Доне?льзя нави?ть И?конопись стволи?стый Изба? ложби?нка
IV. Лексико-стилистическая разминка
- определить ЛЗ слова, составить с ними словосочетания, вспомнить, как называются данные пары слов (паронимы).
Артистический (относящийся к артисту) Артистичный (отличающийся артистизмом) Артистическая уборная Артистичный ребенок Мелкий (небольшой, малозначительный) Мелочный (придающий чрезмерное значение мелочам) Мелкие проблемы Мелочный человек
- К каждому из паронимов подобрать синонимы:
Эффектно - впечатляюще, живописно, картинно;
(выглядел эффектно)
Эффективно - действенно, плодотворно, результативно, продуктивно;
(работал эффективно)
Этично - эстетично; удивленно - удивительно;
- Какой прием вы использовали (градация)
- Заменить фразеологический оборот синонимичным словом:
Поговорим с глазу на глаз (наедине)
Жили душа в душу (дружно)
Работал не покладая рук (усердно)
Встал ни свет ни заря (рано)
Заходил время от времени (изредка)
V. Теоретическая разминка.
Учитель:
Правописание слов с частицей НЕ и приставкой НЕ-
Слитное и раздельное написание НЕ определяется тем, является ли отрицание НЕ
1. Частицей (и тогда она как особое слово пишется отдельно от следующего за ней слова)
Или
- Приставкой (и тогда она как часть слова пишется слитно со следующей за ней частью слова)
Важно уметь разграничивать частицу НЕ и приставку Не - и на основе этого выбирать раздельное или слитное написание отрицания НЕ.
С одними единицами Не пишется только слитно, с другими - только раздельно, с третьими может писаться как слитно, так и раздельно.
1. От данных существительных (которые без НЕ не употребляются) образовать все возможные части речи
существительное прилагательное глаголы наречия ненависть ненастье
ненавистный ненастный
ненавидеть -
ненавистно ненастно
Непрерывность, неуклюжесть, небрежность, несуразность, невежа, невежда, невнимательность, неожиданность, нелепость, негодование, неряха.
2. Подобрать синонимы без НЕ
Глаголам Существительным Прилагательным Наречиям негодовать возмущаться нелепость глупость необъят-ная огромная необходи- мо обяза-тельно неволить заставлять немощь бессилие неотлож-ная скорая недоверчи-во подозри-тельно недоуме-вать удивляться независи-мость свобода невыгод-ный убыточный невнима-тельно рассеяно неистовст-вовать приходить в бешенство невольник узник необходи-мый обязательн-ый нереши-тельно осто-рожно
3. Подобрать антонимы, подчеркнуть слова, в которых НЕ - часть корня
Осмотрительность (неосторожность), избыток (недостаток), друг (неприятель), любить (ненавидеть), ловкий (неуклюжий), нарочно (нечаянно), аккуратный (неряшливый).
Вывод № 1
Независимо от того, к какой части речи принадлежит слово, НЕ пишется всегда слитно, если:
- Слово, в котором выражен некий отрицательный смысл, без НЕ не существует
Существительные: небылица, неваляшка, невежа, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышленыш, неудачник, нехристь.
Прилагательные (а также образованные от них наречия на – О): небрежный, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно.
Глаголы: невзвидеть, негодовать, несдобровать, невзлюбить, ненавидеть, нездоровиться, непоздоровиться, неможется, недоумевать, нейдет, неймется.
- Если отрицание НЕ соединяется с частью слова, употребляющегося без НЕ в другом значении:
Неведение, недостаток, несчастье, неважный вид, недалекий, недостает, небывалый случай, неверный совет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция, недаром, непрочь.
- В составе приставок НЕДО - и НЕБЕЗ - (НЕБЕС -):
Недо - со значением “неполноты, недостаточности по сравнению с нормой”;
Недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочет; недоспелый, недоразвитый, недовыполнить, недодержать, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недосыпать, недосчитаться;
Небез - (небес -) со значением “умеренной, но достаточно значительной степени признака”
Небезосновательный, небесполезный, небесплодно.
Отличаем деепричастие от
- Наречия (немедля)
- От сложных предлогов (несмотря на, невзирая на)
4. На доске висит таблица, которую ребята должны рассмотреть и прийти к нужному выводу:
Классы слов | Примеры |
1. С притяжательными прилагательными | Не заячья шуба, не охотничье ружье, не кошачья порода |
2. С прилагательными и наречиями на – О в сравнительной степени | Не выше, не красивее, не способнее |
3. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются или приобретаются иные лексические значения | Не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен, не рад, не нужен, не надо, не жаль, не случайно |
4. С числительными, порядковыми прилагательными и с четными существительными | Не два, не три, не оба, не сто, не тысяча |
5. С местоименными словами | Не я, не мы, не тот, не всегда, не мои, не кто-нибудь, |
6. С наречиями (не на -О) | Не вблизи, не везде, не всегда, не завтра |
7. Со всеми формами глаголов, кроме
полных причастий
|
Не знать, не играть, не терпится Не жалея, не отвлекаясь, не шутя, не успев Не разработаны, не занят, не использован, не закрыто |
Вывод № 2
НЕ пишется всегда раздельно с данными классами слов. Их необходимо помнить.
5. Выборочно-объяснительное списывание.
Задание: найти такие части речи, которые могут писаться с НЕ как слитно, так и раздельно. Объяснить, почему:
(не) примиримые противоречия, (не) обыкновенный талант, (не) объятное пространство, (не) решенные проблемы, (не) смолкающие до ночи сверчки, (не) замершая, а (по) прежнему бегущая речонка, улочка (не) освещена, смотреть (не) ласково, (не) стерпимо яркий свет, совсем (не) легко, (не) переживая по пустякам, взглянула (не) доумевая, (не) озаренная лучами заходящего солнца, (не) выспавшийся ребенок, труд (не) легок, подарку (не) рад, (не) доступная территория, (не) давнее приобретение, мне (не) здоровится, (не) довесили одиннадцать килограммов, (не) нарушаемая никем тишина.
Вывод № 3:
НЕ пишется всегда раздельно с существительными, краткими и полными прилагательными, с наречиями на – О, полными причастиями в следующих случаях:
1) в составе конструкций с противопоставлением
Примечание: Следует отличать противопоставление от иных конструкций
Неглупый, а скучный
Некрасивый, а симпатичный
Невысокая, но стройная
2) в составе конструкций, усиливающих отрицание
- вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не
- с отрицательными местоименными словами:
Нисколько не, никак не, никогда не, никакой не…
3) при наличии или отсутствии у полных причастий зависимых слов;
4) при наличии или отсутствии у местоимении предлога.
Полученные знания дают возможность составить алгоритм № 1 для дальнейшей работы.
Следующий этап работы представляет собой логизирование материала до доступности, простоты в использовании. Получаем алгоритмы 2, 3.
Алгоритм № 1. (Приложение)
Алгоритм № 2 (Приложение)
Алгоритм № 3 (Приложение)
Следующий этап работы представляет собой логизирование материала до доступности, простоты в использовании. Получаем алгоритмы 2, 3.
V. Практическая работа (упражнения берутся из любых учебных пособий)
1. Мгновенная проверка знаний на уроке:
- Буквенный диктант
Учитель читает словосочетания, ребята обозначают буквами написание: с-слитно,
р-раздельно
Колонка № 1 Колонка № 2 1. (не) пропустить передачу р 1. (не) пропустить мимо р 2. (не) добрать нужной суммы с 2. ему (не) здоровиться с 3. смотреть (не) мигая р 3. (не) покладая рук р 4. (не) избежный конец с 4. (не) стерпимая боль с 5. (не) совершеннолетний подросток с 5. ни с чем (не) сравнимый р 6. вовремя (не) написанный р 6. (не) веселее, чем раньше р 7. вызвал (не) доверие, а опаску р 7. испытать (не) приязнь с 8. (не) спокойно, а шумно р 8. (не) хотя подняться с 9. (не) надо этого делать р 9. (не) угодно ли выйти? р 10. (не) сколько раз с 10. (не) что необыкновенное с
2. Тренировочные упражнения разных видов (берутся из любых пособий, учебников и т.д.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание.
- Работа с текстовым материалом (задание С) из сборника “Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену” ЕГЭ 2006, Москва, Федеральный центр тестирования;
- Выполнение
- упражнений
- тестовых,
- творческих заданий.