Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и слову-помощнику.
  2. Развитие орфографической зоркости.
  3. Развитие внимания и речи учащихся.
  4. Воспитание ответственного отношения к учению.

Оборудование:

Словарное слово “песок”, образцы песка, плакат “Требуется наблюдательность”, карточки со словарными словами, перфокарты.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель:

“Проверьте, ребята,
Готовы ли вы начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Учебник, ручка, карандаш, линейка и тетрадка?”

2. Сообщение темы и цели урока. Запись даты с комментированием.

3. Словарный диктант.

Цель: Проверка знаний написания безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением.

Учитель показывает карточки, с пропущенными буквами в словах, дети записывают, а затем объясняют написание, пропущенной буквы.

Знакомство с новым словарным словом “песок”. Учащиеся отгадывают загадку, в которой зашифровано “новое” словарное слово.

“Он, очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже”.

Учитель вывешивает карточку со словом “песок” на доску, а дети записывают в “Словарик”.

Беседа учителя: Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтый и белый песок встречается чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образуется, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Миллион тонн песка используют в литейном деле, при выплавке металла. Да и кирпич, и стекло не сделать без песка.

- А что вы нового узнали о песке на уроках “Окружающего мира”? (Песок является фильтром).

Просклоняйте слово “песок” по падежам.

Цель: Умение самостоятельно склонять по падежам и закрепление правописания нового словарного слова.

Проверка работы учителем.

4. Работа над темой урока.

Повторение знаний о падежах.

- Чтобы нам легче было сегодня работать на уроке, давайте вспомним, что вы знаете о каждом из падежей.

- Сколько в русском языке падежей?

“У слова есть 6 падежей
Шесть верных маленьких падежей
Они приходят чередой,
За слово в бой готов любой”.

(Дети называют все, что знают о падежах. Вопросы, предлоги, словопомощник).

Задание. Объясните правописание слов в словосочетаниях и определите падеж существительных.

- Что такое словосочетание?

(Несколько человек получают перфокарты и работают самостоятельно).

Цель: Развитие орфографической зоркости, закрепление умения определять падеж по вопросам.

Лежу на солнце (П.п.)

Построил из песка (Р.п.)

Закрываюсь одеялом (Т.п.)

Брожу по лесу (Д.п.)

Смотрю на картину (В.п.)

- Какая падежная форма отсутствует? (Отсутствует И.п.)

- Что вы о ней можете сказать? (Существительное в И.п. является главным членом предложения – подлежащим. Не имеет предлогов). Отвечает на вопросы кто? что? Слово помощник есть.

Физминутка.

“Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны
Все к упражнению готовы?
1, 2, 3, 4, 5.
Вместе будем мы шагать
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.

- Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

6. Работа с учебником стр. 105, упр. 96.

(работа в парах)

Цель: Умение работать в парах, умение определять падежи у существительных с предлогами и без предлогов. Развитие орфографической зоркости.

7. Упражнение “Требуется наблюдательность”!

- Какие орфограммы спрятались в словах?

- Составьте предложения, объединив несколько слов в строке вместе.

Мышь, вещь, дрожь, мяч. (Написание ь у существительных после шипящих)

(Мышь грызла мою новую вещь.)

Лед, друг, варежка, камыш (Парная согласная в середине и конце слова)

(На реке блестел гладкий лед.)

Поля, леса, моря, сосна. ( Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением)

(Красивы наши поля и леса).

- Поставьте слово мяч в П.п.

Лед в Р.п.

Сосна в Т.п.

Мышь в Д.п.

Лес в В.п.

8. Подведение итогов урока.

- Что необходимо для того, чтобы определить падеж существительного?

- И закончить наш урок я хочу стихотворением о падежах, которые дают вам совет.

Воскликнул Именительный;
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познает!
- Того, - сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Выставление оценок.

9. Домашнее задание: стр. 108, упр. 101.

Используемая литература:

  1. М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова “Русский язык” I часть, Москва Академкнига/учебник 2005 г.
  2. М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская “Методическое пособие. Русский язык” Москва Академкнига/учебник 2005 г.