Цели урока:
- Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и слову-помощнику.
- Развитие орфографической зоркости.
- Развитие внимания и речи учащихся.
- Воспитание ответственного отношения к учению.
Оборудование:
Словарное слово “песок”, образцы песка, плакат “Требуется наблюдательность”, карточки со словарными словами, перфокарты.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель:
“Проверьте, ребята,
Готовы ли вы начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Учебник, ручка, карандаш, линейка и тетрадка?”
2. Сообщение темы и цели урока. Запись даты с комментированием.
3. Словарный диктант.
Цель: Проверка знаний написания безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением.
Учитель показывает карточки, с пропущенными буквами в словах, дети записывают, а затем объясняют написание, пропущенной буквы.
Знакомство с новым словарным словом “песок”. Учащиеся отгадывают загадку, в которой зашифровано “новое” словарное слово.
“Он, очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже”.
Учитель вывешивает карточку со словом “песок” на доску, а дети записывают в “Словарик”.
Беседа учителя: Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтый и белый песок встречается чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образуется, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Миллион тонн песка используют в литейном деле, при выплавке металла. Да и кирпич, и стекло не сделать без песка.
- А что вы нового узнали о песке на уроках “Окружающего мира”? (Песок является фильтром).
Просклоняйте слово “песок” по падежам.
Цель: Умение самостоятельно склонять по падежам и закрепление правописания нового словарного слова.
Проверка работы учителем.
4. Работа над темой урока.
Повторение знаний о падежах.
- Чтобы нам легче было сегодня работать на уроке, давайте вспомним, что вы знаете о каждом из падежей.
- Сколько в русском языке падежей?
“У слова есть 6 падежей
Шесть верных маленьких падежей
Они приходят чередой,
За слово в бой готов любой”.
(Дети называют все, что знают о падежах. Вопросы, предлоги, словопомощник).
Задание. Объясните правописание слов в словосочетаниях и определите падеж существительных.
- Что такое словосочетание?
(Несколько человек получают перфокарты и работают самостоятельно).
Цель: Развитие орфографической зоркости, закрепление умения определять падеж по вопросам.
Лежу на солнце (П.п.)
Построил из песка (Р.п.)
Закрываюсь одеялом (Т.п.)
Брожу по лесу (Д.п.)
Смотрю на картину (В.п.)
- Какая падежная форма отсутствует? (Отсутствует И.п.)
- Что вы о ней можете сказать? (Существительное в И.п. является главным членом предложения – подлежащим. Не имеет предлогов). Отвечает на вопросы кто? что? Слово помощник есть.
Физминутка.
“Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны
Все к упражнению готовы?
1, 2, 3, 4, 5.
Вместе будем мы шагать
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.
- Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.
6. Работа с учебником стр. 105, упр. 96.
(работа в парах)
Цель: Умение работать в парах, умение определять падежи у существительных с предлогами и без предлогов. Развитие орфографической зоркости.
7. Упражнение “Требуется наблюдательность”!
- Какие орфограммы спрятались в словах?
- Составьте предложения, объединив несколько слов в строке вместе.
Мышь, вещь, дрожь, мяч. (Написание ь у существительных после шипящих)
(Мышь грызла мою новую вещь.)
Лед, друг, варежка, камыш (Парная согласная в середине и конце слова)
(На реке блестел гладкий лед.)
Поля, леса, моря, сосна. ( Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением)
(Красивы наши поля и леса).
- Поставьте слово мяч в П.п.
Лед в Р.п.
Сосна в Т.п.
Мышь в Д.п.
Лес в В.п.
8. Подведение итогов урока.
- Что необходимо для того, чтобы определить падеж существительного?
- И закончить наш урок я хочу стихотворением о падежах, которые дают вам совет.
Воскликнул Именительный;
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познает!
- Того, - сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Выставление оценок.
9. Домашнее задание: стр. 108, упр. 101.
Используемая литература:
- М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова “Русский язык” I часть, Москва Академкнига/учебник 2005 г.
- М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская “Методическое пособие. Русский язык” Москва Академкнига/учебник 2005 г.