Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Некрасов
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
- Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
- Основная тема урока: РАБОТА НАД ТЕСТОВОЙ ЧАСТЬЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
- Цель урока: ВЫРАБАТЫВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ НАД ТЕСТОВОЙ ЧАСТЬЮ ЕГЭ (цели появляются на доске)
- А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять она р…дная ст…р…на
С ее з…ленным, благ…датным летом;
И вновь душа поэзии… п…лна. (на доске)
2. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова поэзия
Поэ-зия – 2 слога [ паэз? ий? а] … (с места)
3. Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ) (с места)
4. Лексика. Объясните значение слова благодатный. В случае затруднения можно обратиться к словарю. (Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства. (Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
- В каком значении употреблено слово в стихотворении (в первом).
5. Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом, я. (с места)
- Давайте вспомним о структуре единого государственного экзамена по русскому языку.
(Состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:
- 1 часть – подробное изложение прослушанного текста;
- 2 часть – чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестов;
- 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. (этапы постепенно появляется на доске).
- Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова, чтобы составить синквейн.
(В это время звучит музыка и демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
- Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
- К какому типу речи относится данный текст? На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
- На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн на доске.
- Как нам может помочь этот синквейн? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и качественному запоминанию).
- Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
- Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу. (на доске)
- О чем можно было бы написать, рассуждая на эту тему?
- Группа № 1 напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему, буквально несколько предложений, а группа № 2 выполнит тест на компьютере на повторение орфографии, тест составлен с учетом тех ошибок, которые вы допускали в своих работах.
1. В каких словах пишется буква А?
1) к_нонада;
2) уд_ляться;
3) приг_реть;
4) слыш_щий.
2. В каких словах пишется буква И?
1) б_тон;
2) зап_рать;
3) стел_тся по земле;
4) опт_мист;
3. В каких словах пишется буква О?
1) _ранжерея;
2) ож_г руку;
3) тр_диция;
4) электр_фикация;
4. В каких словах пишется Е?
1) де_тельный;
2) инт_нсивный;
2) осме_нный;
4) р_гулярный.
5. В каких словах пишется буква З?
1) мир бе_границ;
2) и_подлобья;
3) бе_вкусный;
4) _дача.
6. В каких словах пишется мягкий знак?
1) под_езд;
2) ударить наотмаш_;
3) береч_ся от простуды;
4) молодец пригож_.
7. В каких словах пишется двойная согласная?
1) гости_ая;
2) коло_альный;
3) а_мпанемент;
4) мирово_рение.
8. Какие слова пишутся через дефис?
1) из(под) стола;
2) юго-восточный;
3) пол(листа);
4) ушел(таки).
9. В каких словах пропущена буква?
1) буду_щее;
2) гиган_ский;
3) бисквитное пирож_ное;
4) ма_штабный.
- В каком предложении В. Солоухина употреблен фразеологизм? В 3, 8, 11, 16. (К черту на кулички)
- Объясните значение данного фразеологизма.
- Какое значение имеет слово экзотический в прочитанном тексте (предложение № 17)
1) искусственный
2) расположенный на экваторе
3) необычный, диковинный
4) никем не изученный (на доске)
- Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?
1) олицетворение
2) антонимы
3) синонимы
4) эпитеты, анафора (на доске)
- Поработаем над предупреждением ошибок, которые вы допускаете при написании сочинений: это и грамматические, и речевые ошибки. Группа № 2 пройдите, пожалуйста, к компьютерам.
- Довольно часто мы не правильно определяем лексическое значение некоторых слов. Дайте определение паронимам: диктант – диктат, языковой – языковый.
- При написании сочинения необходимо, естественно, придерживаться определенного стиля речи. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы:
1.
а) устранить возгорание,
б) потушить пожар,
в) победить в битве с огнем.
2.
а) дрыхнуть,
б) находиться в объятиях Морфея,
в) находиться в состоянии сна.
3.
а) встреча,
б) стрелка,
в) саммит.
(1.
а) официально-деловой,
б) разговорный, нейтральный,
в) художественный (публицистический)
2.
а) разговорный, просторечный,
б) художественный,
в) официально-деловой;
3.
а) художественный, разговорный, нейтральный,
б) разговорный, сленг,
в) официально-деловой (публицистический))
- Какие слова и выражения характерны для публицистического стиля речи?
1) по истечении действия срока договора;
2) парламентские дебаты;
3) придерживаться нейтралитета;
4) реквизиты.
- Какие слова и выражения характерны для официально-делового стиля речи?
1) саммит;
2) согласно приказу;
3) гражданский дог;
4) докладная записка.
- Речевые и грамматические ошибки – одни из самых частовстречаемых в ваших работах. Давайте определим в каких предложениях допущены речевые ошибки?
1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.
2) Заглавную роль в фильме “Гамлет” исполняет Иннокентий Смоктуновский.
3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более пятьсот метров.
4) Пришлось скрипя сердцем садиться за уроки.
1) Все мои огорчения давно канули в лето.
2) Глядя в небо меня всегда удивляют звезды.
3) Вторая серия оказалась интереснее первой.
4) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
- Прошу прочитать свои миниатюры…
- Оценки сегодня получили все, работая за компьютером. Я хотела бы, чтобы вы оценили себя, на сколько % вы готовы на сегодняшний день к такой форме ЕГЭ. Поставьте % себе в тетрадь.
- Какой % поставила себе ты..? Почему? Что ты считаешь тебе еще нужно повторить?
- Спасибо за урок.