Тип урока: обобщающее повторение.
Цели:
- Дидактическая задача: систематизировать знания по теме “Лексика. Словообразование. Правописание”;
- Развивающая: формировать учебно-интеллектуальные умения: анализировать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитательная: формировать самостоятельность, чувство товарищества, ответственность за принятое решение.
Ход урока
Этапы. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Результат. |
Проверка домашнего задания. Цель: выявить уровень усвоения изученного материала. |
- Какие вопросы по домашнему заданию? Проверка домашнего задания. |
Обязательное комментирование заданий на “стандарт”. | Выявление усвоения изученного материала. |
2. Целеполагание. Цели: 1.создать условия для анализа собственных знаний. 2. формировать цели предстоящей работы. |
- Посмотрите на карту. Как можно назвать
наше островное государство? - Что мы должны повторить сегодня? - Сформулировать цели урока. |
Называют государство (Лингвистика).
Называют разделы языка, которые будем повторять: - морфемика - орфография - словообразование - лексика. Что они изучают? Систематизация знаний по этим разделам. |
- Открытие темы. Постановка целей урока. |
3. Игра. Цели: 1. Проверка знаний учащихся, их сообразитель- ности и находчивости; 2. Развитие чувства солидарности и здорового соперничества. а). Представление команд. |
- Успешность выполнения заданий зависит от каждого члена команды и от всей команды в целом. Ваша сила в сплоченности и взаимовыручке. Желаю командам успеха. | Отбор материала, относящегося к теме.
Распределение обязанностей: - капитан; - штурман; - радист; - боцман; - юнга; - врач. |
Умение анализировать учебный материал. Формировать самостоятель - ность. |
б). Знакомство с картой. Выбор маршрута. (Приложение 1) | - Цель путешествия - остров, на котором
живут слова, имеющие разные лексические
значения. - Как называется этот остров? - Штурманы могут проложить маршрут в соответствии со знаниями. |
- Остров называется “Лексика” - Выбор маршрута соответственно знаниям команды. |
- Выявление усвоения тем “Лексика”, “Словообразование”, “Орфография”, “Морфемика”. |
в). Повторение орфографии. | - С острова “Орфография” слышны крики. Это взывают о помощи “больные” слова. Команда во главе с доктором должна их “вылечить”. | - Нахождение и объяснение орфограмм.
Определи “болезнь” и “вылечи” слово. Ш...рох, р..стение, предл..гать, р..сток, нав..днение, птиц.., ч..ща, п..л..жить, ра..бить, во..петь, ц..рк, выр..щивать, ш..пот, взр..веть, ц..пленок. |
Выявление уровня грамотности: - нахождение орфограммы, ее название, - применение правила. |
г). Повторение морфемики. | - Кит перекрыл путь. Он просит отдать дань уважения жителям “Морфемики” - разобрать слова по составу. | - Выполнение морфемного разбора: Флотский, моряк, плавать, заработали, кораблик, путешествие, синее море. |
- Проверка навыка морфемного разбора, знания морфем. |
д). Повторение словообразова-ния. | - Дальше кораблям преградил путь осьминог. Он никак не может разобраться в том, как образованы слова. Помогите ему, найдите слова, от которых образовались данные слова. Укажите способ образования. | - Выполнение словообразовательно-го
разбора. - водяной<— , - оттенки <— , - благозвучность <— , - путешествие <— , - моряк <— . |
Проверка навыка словообразовательного разбора, умения анализировать учебный материал. |
е). Повторение лексики. | - Радисты, сигналы по радио: где-то идет
морской бой. - По “облику” слов определите, русские или иноязычные слова произносятся. - Боцман, с помощью бинокля прочитайте названия кораблей. О чем они говорят? - Жители острова “Лексика” отпустят вас, если команда рассортирует с помощью “Толкового словаря” однозначные и многозначные слова и найдет омонимы. |
- Определяют “принадлежность” слов. 1-й корабль: - Герб, схема, макет, фокус, атака, эхо, дуэль. Вывод: иностранный корабль: - наличие буквы “ф”, - начинаются с гласной, - рядом несколько гласных в корне, - наличие в корне сочетаний: ге, хе, ке. 2 корабль: - Берег, молодой, сторона, страна, краткий, шлем. Вывод: русский корабль. - полногласие: оро, оло, ере, - неполногласие: ре, ле. - “Скелет”- корабль иностранный (наличие сочетания ке в корне слова). - “Победа”- русский, судя по услышанным словам. Работа с “Толковым словарем”. - Корень, ложа, наречие, огонек, пядь, обстоятельство, сумма, парча, лук. Однозначные: ложа, парча, пядь. Многозначные: корень, огонек, сумма. Омонимы: наречие, обстоятельство, лук. |
Формирование навыка сравнения и
анализа, выявление причинно-следственных связей. Формирование навыка работы со словарем, ответственности за принятое решение. |
ж). Подведение итогов. Цель: оценить участие в работе команды свое и товарищей. |
- Командам построиться. Капитанам огласить приказы о личном участии каждого члена команды. | Оценка деятельности товарищей и себя лично. | Формирование требователь-ности к себе и чувства товарищества. |
4. Рефлексия. | - В “Картах успеха” условными значками оцените свою деятельность на уроке. | Оценивают свою деятельность.
|
Самооценка. |