Урок-путешествие по островному государству Лингвистике

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщающее повторение.

Цели:

  1. Дидактическая задача: систематизировать знания по теме “Лексика. Словообразование. Правописание”;
  2. Развивающая: формировать учебно-интеллектуальные умения: анализировать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Воспитательная: формировать самостоятельность, чувство товарищества, ответственность за принятое решение.

Ход урока

Этапы. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Результат.
Проверка домашнего задания.

Цель: выявить уровень усвоения изученного материала.

- Какие вопросы по домашнему заданию?

Проверка домашнего задания.

Обязательное комментирование заданий на “стандарт”. Выявление усвоения изученного материала.
2. Целеполагание.

Цели: 1.создать условия для анализа собственных знаний.

2. формировать цели предстоящей работы.

- Посмотрите на карту. Как можно назвать наше островное государство?

- Что мы должны повторить сегодня?

- Сформулировать цели урока.

Называют государство (Лингвистика). Называют разделы языка, которые будем повторять:

- морфемика

- орфография

- словообразование

- лексика.

Что они изучают? Систематизация знаний по этим разделам.

- Открытие темы. Постановка целей урока.
3. Игра.

Цели:

1. Проверка знаний учащихся, их сообразитель- ности и находчивости; 2. Развитие чувства солидарности и здорового соперничества.

а). Представление команд.

- Успешность выполнения заданий зависит от каждого члена команды и от всей команды в целом. Ваша сила в сплоченности и взаимовыручке. Желаю командам успеха. Отбор материала, относящегося к теме. Распределение обязанностей:

- капитан;

- штурман;

- радист;

- боцман;

- юнга;

- врач.

Умение анализировать учебный материал. Формировать самостоятель - ность.
б). Знакомство с картой. Выбор маршрута. (Приложение 1) - Цель путешествия - остров, на котором живут слова, имеющие разные лексические значения.

- Как называется этот остров?

- Штурманы могут проложить маршрут в соответствии со знаниями.

- Остров называется “Лексика”

- Выбор маршрута соответственно знаниям команды.

- Выявление усвоения тем “Лексика”, “Словообразование”, “Орфография”, “Морфемика”.
в). Повторение орфографии. - С острова “Орфография” слышны крики. Это взывают о помощи “больные” слова. Команда во главе с доктором должна их “вылечить”. - Нахождение и объяснение орфограмм. Определи “болезнь” и “вылечи” слово.

Ш...рох, р..стение, предл..гать, р..сток, нав..днение, птиц.., ч..ща, п..л..жить, ра..бить, во..петь, ц..рк, выр..щивать, ш..пот, взр..веть, ц..пленок.

Выявление уровня грамотности:

- нахождение орфограммы, ее название,

- применение правила.

г). Повторение морфемики. - Кит перекрыл путь. Он просит отдать дань уважения жителям “Морфемики” - разобрать слова по составу. - Выполнение морфемного разбора:

Флотский, моряк, плавать, заработали, кораблик, путешествие, синее море.

- Проверка навыка морфемного разбора, знания морфем.
д). Повторение словообразова-ния. - Дальше кораблям преградил путь осьминог. Он никак не может разобраться в том, как образованы слова. Помогите ему, найдите слова, от которых образовались данные слова. Укажите способ образования. - Выполнение словообразовательно-го разбора.

- водяной<— ,

- оттенки <— ,

- благозвучность <— ,

- путешествие <— ,

- моряк <— .

 

Проверка навыка словообразовательного разбора, умения анализировать учебный материал.

е). Повторение лексики. - Радисты, сигналы по радио: где-то идет морской бой.

- По “облику” слов определите, русские или иноязычные слова произносятся.

- Боцман, с помощью бинокля прочитайте названия кораблей. О чем они говорят?

- Жители острова “Лексика” отпустят вас, если команда рассортирует с помощью “Толкового словаря” однозначные и многозначные слова и найдет омонимы.

- Определяют “принадлежность” слов.

1-й корабль:

- Герб, схема, макет, фокус, атака, эхо, дуэль.

Вывод: иностранный корабль:

- наличие буквы “ф”,

- начинаются с гласной,

- рядом несколько гласных в корне,

- наличие в корне сочетаний: ге, хе, ке.

2 корабль:

- Берег, молодой, сторона, страна, краткий, шлем.

Вывод: русский корабль.

- полногласие: оро, оло, ере,

- неполногласие: ре, ле.

- “Скелет”- корабль иностранный (наличие сочетания ке в корне слова).

- “Победа”- русский, судя по услышанным словам.

Работа с “Толковым словарем”.

- Корень, ложа, наречие, огонек, пядь, обстоятельство, сумма, парча, лук.

Однозначные: ложа, парча, пядь.

Многозначные: корень, огонек, сумма.

Омонимы: наречие, обстоятельство, лук.

Формирование навыка сравнения и анализа, выявление причинно-следственных связей.

Формирование навыка работы со словарем, ответственности за принятое решение.

ж). Подведение итогов.

Цель: оценить участие в работе команды свое и товарищей.

- Командам построиться. Капитанам огласить приказы о личном участии каждого члена команды. Оценка деятельности товарищей и себя лично. Формирование требователь-ности к себе и чувства товарищества.
4. Рефлексия. - В “Картах успеха” условными значками оцените свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность.

 

Самооценка.