Цели урока:
1) Формирование умения различать наречия и омонимичные формы, правильно писать наречия, данные для заучивания, опознавать их в тексте, определять значения наречий и способы их образования;
2) Способствовать развитию чувства коллективизма, аккуратности, быстроты мышления, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности детей;
3) Воспитывать активную жизненную позицию и чувство любви к родному языку.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания (Отчет консультантов-проверяющих, сбор тетрадей)
III. Разминка, которая покажет, насколько класс готов к уроку.
1) Внимательно прочитайте следующие слова:
н а п е р с т о к
а л г о р и т м
р е ч ь
е ж е в и к а
ч а й н и к
и г р а
е н о т
Закрыть плакат!
2) Попытайтесь мысленно произнести эти слова в таком же порядке;
3) А теперь произнесите лишь первые буквы данных слов, что у вас получилось?
Объектом нашего рассмотрения сегодня, как и вчера, будет именно наречие.
4) Дать определение этому термину?
IV. Повторение
1. Ну, а теперь предлагаю вам решить частично - поисковую задачу, так как для математиков это не только привычное, но и любимое занятие.
- Горячо, досуха, назавтра, еле-еле.
- Эстетика, эпиграф, кокошник, волхв
а) По какому признаку можно объединить следующие слова? (По принадлежности к определенной части речи 1 - наречие, 2 - существительное)
б) С одним из слов2-й строки составить предложение и разобрать его синтаксически.
2. Работа со словарем.
в) 1-й вариант найдет значение этих слов в толковом словаре учебника.
г) 2-й вариант выполнит морфологический разбор наречий и укажет способы их образования (сразу проверяем)
Затем проверяем 1-й вариант
- Что такое существительное?
д) Рецензент идет к доске с проверкой предложения
(Дополнительные вопросы для него) :
1) Найди в предложении наречие
2) Определите его разряд (наречия)
3) Какие еще разряды наречий вам знакомы.
(Дежурные убирают с доски все написанное)
V. Сообщение нового. Тема урока: Написание наречий, образованных от существительных
Сегодня мы будем говорить не только о наречиях, но и о существительных. Откройте тетради.
Запишите число, классная работа, тема.
1. Актуализация знаний
…... навстречу сначала…… На встречу…….. …. с начала……
1) Какое слово написано правильно?
(вне контекста нельзя определить)
2) Составьте и запишите словосочетания так, чтобы эти слова были записаны верно!
3) Сделайте выводы.
4) А как определить, где существительное, а где наречие?
2. Объяснение. До сегодняшнего дня мы с вами знали, что перед наречиями предлогов не бывает, то есть они пишутся с наречиями слитно, но есть в русском языке наречия, которые пишутся раздельно.
3. Работа с книгой.
Откройте стр. 94, найдите п. №2, прочитайте, ответьте на вопрос?
1) В каких случаях наречие пишется раздельно с предлогом (если это предлоги: без, в, за, до, на, с, под и с суффиксами ах-ях).
2) Все их сразу не запомнить, да и не нужно, т. к. это очень большая группа слов. Что же нужно делать в случаях затруднения при таком написании?
(Обращаться к словарю).
VI. Закрепление.
1) Глядя в п. №2 стр. 94, выполним творческий диктант.
(Данные мной выражения замените синонимами-наречиями с раздельным написанием)
Бить в мишень – (без промаху)
Времени осталось совсем мало – (в обрез)
Не получив разрешения, взять вещь – (без спросу)
Поступишь честно – (по совести)
Поздравить искренне – (от души)
2) Какой случай раздельного написания не был сейчас упомянут?
(с суффиксами ах, ях? В сердцах)
Динамическая минутка
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз два, раз два, раз два,
Хватит – хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг друга до земли
Низко поклонились.
3) Групповая работа. А сейчас попробуйте выступить в роли учителя и составить материал для перфокарты по разграничению существительных с предлогом и наречий, работая в группах. (каждая группа по 6 словосочетаний. )
Собрать листочки, продиктовать подряд
Сохранить втайне, в их тайне разгадка, падали на лицо, успех налицо, решил на удачу найдется, взмыл в высь, вмиг сгорел, в высь неба, в един миг, в пору глубокой осени, одежда пришлась впору, упала с плеча, рубить сплеча, водили напоказ, на показе кинофильма, глядел вдаль, в даль неведомую.
Ключ:
+ - - +
+ - + +
- - - +
- + + -
+ -
4) Пока учитель проверяет, выполнить упражнение №220 часть I – выписать только словосочетания с наречием. (взаимопроверка)
5) Объявляю итоги перфокарты. (Оттого, что вы сегодня хорошо работали, даже ромашка расцвела, но она не простая). Из 25 человек “5” получили 13, “4”- 10, “3”- 2
VII. Итог.
На доске прикреплена “Ромашка” с 5 лепестками. Отвечая на мои вопросы, вы можете оторвать любой лепесток и, перевернув, прикрепить на доску в определенном порядке. На изнаночной стороне этой ромашки записаны буквы, а на лицевой цифры. По ходу появления лепестков ромашки на доске учитель задаёт итоговые вопросы:
- С чем вы познакомились на уроке? (с написанием наречий, образованных от существительного, - отвечает первый )
- Что запомнили? (они могут писать слитно и раздельно)
- Когда пишем раздельно? (без, в, за, до, на, с, под, суффиксы ах, ях).
- Как поступим, если при написании будем испытывать затруднения (в словарь)
- Как различать существительные с предлогом и наречия, омонимичные им (по вопросу)
Что же получилось?
БЭКОН.
Френсис Бэкон – английский философ, в основе деятельности которого был эксперимент, говорил:
“Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”
VIII Запишем домашнее задание
- Стр. 94 слова выучить.
- Составить 7 предложений на тему “Работа актива класса, используя наречия с различным написанием” (слитным и раздельным). Ребята, а о дефисном написании наречий мы будем говорить на последующих уроках.
- Так как на следующем уроке мы будем говорить о наречиях, образованных от местоимений, то повторите всё о местоимении.
Работа велась по учебнику “Русский язык” под редакцией М. Разумовской