Урок — закрепление материала для 7-го класса в форме дидактической игры с элементами групповой, индивидуальной работы и работы в парах

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) Формирование умения различать наречия и омонимичные формы, правильно писать наречия, данные для заучивания, опознавать их в тексте, определять значения наречий и способы их образования;

2) Способствовать развитию чувства коллективизма, аккуратности, быстроты мышления, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности детей;

3) Воспитывать активную жизненную позицию и чувство любви к родному языку.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания (Отчет консультантов-проверяющих, сбор тетрадей)

III. Разминка, которая покажет, насколько класс готов к уроку.

1) Внимательно прочитайте следующие слова:

н а п е р с т о к

а л г о р и т м

р е ч ь

е ж е в и к а

ч а й н и к

и г р а

е н о т

Закрыть плакат!

2) Попытайтесь мысленно произнести эти слова в таком же порядке;

3) А теперь произнесите лишь первые буквы данных слов, что у вас получилось?

Объектом нашего рассмотрения сегодня, как и вчера, будет именно наречие.

4) Дать определение этому термину?

IV. Повторение

1. Ну, а теперь предлагаю вам решить частично - поисковую задачу, так как для математиков это не только привычное, но и любимое занятие.

  1. Горячо, досуха, назавтра, еле-еле.
  2. Эстетика, эпиграф, кокошник, волхв

а) По какому признаку можно объединить следующие слова? (По принадлежности к определенной части речи 1 - наречие, 2 - существительное)

б) С одним из слов2-й строки составить предложение и разобрать его синтаксически.

2. Работа со словарем.

в) 1-й вариант найдет значение этих слов в толковом словаре учебника.

г) 2-й вариант выполнит морфологический разбор наречий и укажет способы их образования (сразу проверяем)

Затем проверяем 1-й вариант

- Что такое существительное?

д) Рецензент идет к доске с проверкой предложения

(Дополнительные вопросы для него) :

1) Найди в предложении наречие

2) Определите его разряд (наречия)

3) Какие еще разряды наречий вам знакомы.

(Дежурные убирают с доски все написанное)

V. Сообщение нового. Тема урока: Написание наречий, образованных от существительных

Сегодня мы будем говорить не только о наречиях, но и о существительных. Откройте тетради.

Запишите число, классная работа, тема.

1. Актуализация знаний

…... навстречу сначала……
На встречу…….. …. с начала……

1) Какое слово написано правильно?

(вне контекста нельзя определить)

2) Составьте и запишите словосочетания так, чтобы эти слова были записаны верно!

3) Сделайте выводы.

4) А как определить, где существительное, а где наречие?

2. Объяснение. До сегодняшнего дня мы с вами знали, что перед наречиями предлогов не бывает, то есть они пишутся с наречиями слитно, но есть в русском языке наречия, которые пишутся раздельно.

3. Работа с книгой.

Откройте стр. 94, найдите п. №2, прочитайте, ответьте на вопрос?

1) В каких случаях наречие пишется раздельно с предлогом (если это предлоги: без, в, за, до, на, с, под и с суффиксами ах-ях).

2) Все их сразу не запомнить, да и не нужно, т. к. это очень большая группа слов. Что же нужно делать в случаях затруднения при таком написании?

(Обращаться к словарю).

VI. Закрепление.

1) Глядя в п. №2 стр. 94, выполним творческий диктант.

(Данные мной выражения замените синонимами-наречиями с раздельным написанием)

Бить в мишень – (без промаху)

Времени осталось совсем мало – (в обрез)

Не получив разрешения, взять вещь – (без спросу)

Поступишь честно – (по совести)

Поздравить искренне – (от души)

2) Какой случай раздельного написания не был сейчас упомянут?

(с суффиксами ах, ях? В сердцах)

Динамическая минутка

Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз два, раз два, раз два,
Хватит – хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг друга до земли
Низко поклонились.

3) Групповая работа. А сейчас попробуйте выступить в роли учителя и составить материал для перфокарты по разграничению существительных с предлогом и наречий, работая в группах. (каждая группа по 6 словосочетаний. )

Собрать листочки, продиктовать подряд

Сохранить втайне, в их тайне разгадка, падали на лицо, успех налицо, решил на удачу найдется, взмыл в высь, вмиг сгорел, в высь неба, в един миг, в пору глубокой осени, одежда пришлась впору, упала с плеча, рубить сплеча, водили напоказ, на показе кинофильма, глядел вдаль, в даль неведомую.

Ключ:

+ - - +

+ - + +

- - - +

- + + -

+ -

4) Пока учитель проверяет, выполнить упражнение №220 часть I – выписать только словосочетания с наречием. (взаимопроверка)

5) Объявляю итоги перфокарты. (Оттого, что вы сегодня хорошо работали, даже ромашка расцвела, но она не простая). Из 25 человек “5” получили 13, “4”- 10, “3”- 2

VII. Итог.

На доске прикреплена “Ромашка” с 5 лепестками. Отвечая на мои вопросы, вы можете оторвать любой лепесток и, перевернув, прикрепить на доску в определенном порядке. На изнаночной стороне этой ромашки записаны буквы, а на лицевой цифры. По ходу появления лепестков ромашки на доске учитель задаёт итоговые вопросы:

  1. С чем вы познакомились на уроке? (с написанием наречий, образованных от существительного, - отвечает первый )
  2. Что запомнили? (они могут писать слитно и раздельно)
  3. Когда пишем раздельно? (без, в, за, до, на, с, под, суффиксы ах, ях).
  4. Как поступим, если при написании будем испытывать затруднения (в словарь)
  5. Как различать существительные с предлогом и наречия, омонимичные им (по вопросу)

Что же получилось?

БЭКОН.

Френсис Бэкон – английский философ, в основе деятельности которого был эксперимент, говорил:

“Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”

VIII Запишем домашнее задание

  1. Стр. 94 слова выучить.
  2. Составить 7 предложений на тему “Работа актива класса, используя наречия с различным написанием” (слитным и раздельным). Ребята, а о дефисном написании наречий мы будем говорить на последующих уроках.
  3. Так как на следующем уроке мы будем говорить о наречиях, образованных от местоимений, то повторите всё о местоимении.

Работа велась по учебнику “Русский язык” под редакцией М. Разумовской