Обобщающие уроки по темам "Морфология" и "«Не» с существительными"

Разделы: Русский язык


Задачи и цели:

  1. Образовательная - обобщение темы “Морфология. Самостоятельные и служебные части речи”, попутное повторение словарных слов, разбор по составу, повторение частей речи, выделение в предложении частей речи.
  2. Развивающая - овладение нормами литературного языка, формирование умений и навыков пишущего и говорящего излагать свои мысли в соответствии с темой, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова).
  3. Воспитательная - привитие интересов к урокам русского языка, воспитание любви к родине, интерес к истории родины.

Наглядное оформление урока:

1. Музыкальное оформление (вступление и заключение урока звучит песня Газманова о Москве)

2. На доске:

а) картина о Москве
б) таблица “Части речи”
в) предложения о Москве (для разбора)
г) пословицы о Москве

Ход урока

Учитель: Ребята! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку. Сядьте правильно (звучит музыка).

Как вы думаете, почему сегодня на уроке у нас прозвучала песня о Москве, ведь тема нашего урока “Морфология”?

Вы правы, мы будем закреплять тему “Морфология” при помощи информации о Москве.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

1 задание: сформулируйте правило по таблице “Морфология”.

2 задание: напишите в тетради заголовок “Словарный диктант” с взаимопроверкой:

Родина, Отечество, столица, страна, Москва, великий, граница, защищать, сторона, город.

Обменяйтесь тетрадями.

Учитель: Историческая справка: 7 октября 1997 года исполнилось 850 лет г. Москве. В 1147 году князь Юрий Долгорукий написал своему брату князю Святославу в Чернигов: “Приди ко мне брате в Москов”. С этого момента и пошло летоисчисление г. Москве. Многие ученые спорили, что означает корень “моск”. Некоторые утверждают, что это “коровья река”, другие – “медвежья река”, а третьи – топкий, мокрый, болотистый.

3 задание: запишите предложение в тетрадь с доски: На крутом берегу реки Москвы появился поселок.

Ваша задача: выделить главные члены в предложении, над существительными обозначить род, число, падеж, а остальные части речи просто подписать.

Кто первый сделает, объясняет с места.

4 задание. Поиграем! За одну минуту напишите в тетради имена сказочных героев. (Зачитайте).

Вопрос: Какое правило вы использовали при написании имен сказочных героев?

5 задание. Испокон веков русский народ использовал в своей речи пословицы, поговорки, загадки. Сегодня мы тоже обратимся к народной мудрости. Перед вами на столе лежат сборники пословиц, поговорок, загадок, самостоятельно найдите в них и выпишите пословицы с местоимениями (5-6 предложений) подчеркните местоимения.

Вопрос: Почему в пословицах, поговорках, загадках часто употребляются местоимения?

Учитель: Сейчас Миша прочитает нам стихотворение об одной очень известной орфограмме.

НЕ с глаголом
Пиши раздельно
Например, не хотел, не знал,
Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.

6 задание: Ребята! Сейчас я прочту вам стихотворение “Упрямец”, а вы будете записывать только “глаголы с частицей НЕ.

Приедешь? Не приеду!
Придешь? Нет, не приду!
Услышишь? Не услышу!
Найдешь? Нет, не найду!
Слезаешь? Не слезаю!
Решаешь? Не решу!
Мечтаешь? Не мечтаю!
Молчишь? Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу!

7 задание: Обратите внимание на доску, здесь написаны пословицы о Москве, в них пропущены орфограммы. Ваша задача: в этих пословицах найти и систематизировать в виде таблицы “Орфограммы разных частей речи”. По какому пути вы пойдете?

Учитель: К нам на урок пожаловала часть речи “Имя прилагательное” (ученица читает стихотворение).

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни вкуса!
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук, вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч, вот острый меч,
Весенний сад, родная речь!

8 задание: Напишите небольшой текст по картине на доске, используя прилагательные.

Зачитать несколько работ по желанию учащихся.

Учитель: Ребята! Заканчивается наш урок. Давайте еще раз вспомним и закрепим то, о чем мы говорили на уроке.

(ученики отвечают)

Учитель: В русском языке много частей речи, мы сегодня говорили о тех, с которыми познакомились на уроках: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Но мы с вами, ребята, обязательно продолжим знакомство и с другими, не менее интересными, частями речи на последующих уроках.

За активное участие на уроке выставляются оценки.

Общую оценку вы получите за урок после проверки ваших тетрадей

(звучит музыка)

Открытый урок

Тема: НЕ с существительными

Задачи и цели:

  1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с существительными, доведение навыка до автоматизма, уметь различать НЕ – приставку и НЕ – часть корня.
  2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
  3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Наглядное оформление урока:

  1. Таблица “Правописание НЕ с существительными”.
  2. Плакат со словами, не употребляемыми без НЕ.
  3. На столе у каждого листочек для определения рефлексии.
  4. На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы.
  5. Карточка “Материал для рассуждения”.

Ход урока

Учитель: Ребята! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку. Перед вами на столе лежат листочки, которые мы с вами заполним до начала урока, а потом в конце урока для определения рефлексии (дети заполняют листочки).

Тема нашего урока “НЕ с существительными”. Это 2-й урок, поэтому цель нашего урока закрепить навык применения правила о правописании НЕ с существительными.

Откройте тетради, мы проверим домашнее задание. Упр. 218.

Вопрос: Что нужно было сделать? Прочтите задание.

- (1 чел. ) выписать слова с НЕ из 1-4 предложения и объяснить их (у доски)

Ответ: непогоды, недуг, неприятель, негодование.

- (1 чел. ) выписать слова с пропущенными буквами-орфограммами и объяснить их (из 1-3 предл.)

Ответ: поздняя, свалил, внимание, устремились.

- записать схему 7-го предложения (на доске). Ответ: А: “П”.

Вопрос: Каким членом предложения является слово с НЕ в этом предложении?

Ответ: не является членом предложения, т. к. это обращение.

Учитель: А теперь запишите дату и тему урока в тетради. Устная разминка: повторим правило правописания НЕ с существительными. В каком случае существительные пишутся с НЕ слитно…. Раздельно?

Следующий этап нашего урока: словарная работа. Напишите в тетради заголовок “Словарный диктант” с взаимопроверкой:

багряный, ветеран, несчастье, искусство, ненастье, природа, прекрасный, нечестность; не правда, а ложь.

Обменяйтесь тетрадями.

Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие вы встретили здесь слова, связанные с темой нашего урока? Назовите их… Как вы их написали, объясните.

Переходим к следующему заданию, целью которого является умение подбирать синонимы к соответствующим словам с НЕ. На доске записаны слова в 2 столбика: в одном – слова с НЕ, в другом - синонимы к ним. Слова записаны в разнобой, ваша задача найти соответствующий синоним для каждого слова.

Вопрос: А что такое синонимы?

Неприятель выдумка
Небылица грубость
Несмелость противник, враг
Ненависть робость
Невежливость вражда

Вопрос: Скажите, какой 1-й вопрос у нас должен возникнуть, если нам встретилось слово с НЕ?

Ответ: Может ли слово употребляться без НЕ?

Вопрос: А какой самый простой способ определения: употребляется ли слово с НЕ или нет?

Ответ: Закрыть пальцем НЕ.

Вопрос:. А для чего нам нужно определять пишется ли слово без НЕ или нет?

Ответ: Если слово может употребляться без НЕ, тогда НЕ является приставкой, если же без “НЕ” не употребляется, тогда “НЕ” является частью корня.

Задание: определите в написанных вами парах слов, чем является “НЕ” приставкой или частью корня.

Учитель: Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, как разнообразен наш язык, благодаря синонимам наша речь становится яркой, образной, выразительной. И наша с вами задача – уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь!

Переходим к следующему заданию, в котором мы продолжим отработку орфографической зоркости. В домашнем задании мы встретились с вами со словом “невежа”. Кто-нибудь знает, что оно обозначает? А что мы должны сделать, чтобы узнать его значение? (Обратиться к словарю)

Ученице было дано задание найти в этимологическом словаре значение слов “невежда” и “невежа”.

Выступление ученицы. Затем она пишет на доске, а дети записывают в тетради:

Невежда – необразованный человек, неуч.

Невежа – невоспитанный человек, грубиян.

Вопрос: Что произошло со словами?

Ответ: Произошло слияние НЕ с корнем, поэтому эти слова без “НЕ” не употребляются.

Учитель: Обратите внимание на слова синонимы, которые подобрала ученица, какой частью речи они являются? А как пишутся? Когда мы будем изучать “Имя прилагательное”, мы снова встретимся с этим же правилом.

Запишите пословицу в тетради: Невежество – оружие невежды.

Сделайте синтаксический разбор, объясните тире в предложении. Объясните значение пословицы.

Следующий этап нашего урока - работа с использованием алгоритма. На доске висит таблица “Правописание НЕ с существительными”, ваша задача составить связный рассказ о правописании НЕ с существительными. (ответ ученика)

Последнее задание у нас будет творческое. Вы должны показать свое умение рассуждать, анализировать ситуацию по данному материалу, что лежит у вас на столах.

Материал для рассуждения.

Петя, ты опять вылез из-за стола. Какой же ты у нас непоседа!” Трехлетний Петя возвращается к столу и спрашивает: “Мама, а теперь я уже поседа?”

Неважно, что в этом примере ребенок создал слово, которого нет в языке. Важно то, что он усвоил модель, лежащую в основе словотворчества: нехороший – хороший, непослушный – послушный, непоседа - …поседа. (По В. Откупщикову)

На доске висит плакат со словами, пережившими похожую судьбу слов “невежа” и “невежда”. Ребята используют слова для создания своего рассказа в сходной ситуации. После этого делаем вывод вместе с классом: НЕ пишется слитно, потому что “НЕ” является частью корня.

Подводим итог нашего урока. Что мы запомнили?

Заполняем листочки для рефлексии.

  страх радость Интерес удивление беспокойство скука уверенность агресивность активность усталость
до урока                    
после урока                    

За работу на уроке выставляются оценки.